«Шримад Бхагаватам» 1.8.33 в пословном варианте перевода звучит так: «Другие (говорят): нерожденный, Ты родился - на благо молившихся Васудевы и Деваки, ради уничтожения тех, кто враждебен полубогам» (напомню, мы читаем молитвы царицы Кунти»).
Цитаты из комментария Бхактиведанты Свами Прабхупады к этому стиху будут по тексту выделены курсивным текстом с взятием в кавычки, а мои слова – впечатления и выводы, соответственно, обычным печатным способом.
Цитата из комментария: «Чтобы Господь стал их сыном, Васудева и Деваки в своем предыдущем рождении как Сутапа и Пришни подвергали себя суровым аскезам. И в результате этих аскез Господь явился как их сын».
Мое впечатление называется «Господь Справедливый»: Васудева и Деваки в своем предыдущем рождении как Сутапа и Пришни подвергали себя суровым аскезам (не есть, не пить, не спать тысячелетиями по летоисчислению полубогов. Так я слышала). И Господь обязан был ответить им по справедливости и ответил: в результате этих аскез Он явился как их сын и... тут же ушел! Свое божественное детство Он провел с другими родителями, в другом месте и в другой форме. Потом вернулся к прежним родителям - аскетам, но «чтобы принести благо всем людям и уничтожить асуров - материалистичных атеистов». Такая присуждается справедливость за цель тапасьи - иметь... себе сыном Бога.
Словно бы лук, что натянут тугой тетивою,
Луна изгибается, в небе полночном видна:
Луна улыбается с неба улыбкой живою,
Лучами пронзив всё пространство до самого дна.
Лучи серебристые лунные словно бы сетью
Поймали и в сон погрузили существ на Земле…
Способствуя отдыху, Ночь, мир влечёт к долголетью,
Скрывая свои очертания в сумрачной мгле.
Тумана клубы лунный свет превращает в виденья:
Они очертанья меняют свои без конца.
Вот, словно бы в саванах белых, стоят привиденья,
Темнея во мгле иногда до оттенка свинца.
Этот туман превращается в змей ядовитых,
Что свились от хлада ночного в единый клубок;
Иль воинов напоминает в сраженьях убитых,
Иль страха колодец, который как бездна глубок.
Те, кто не установил взаимоотношений с Параматмой и наслаждается миром, зовутся убивающими душу. Они отправляются в демонические миры, покрытые тьмой, после оставления этого тела.
КОММЕНТАРИЙ. Те, кто не совершают действий, устремленных к дхарме, те, кто не совершают дхарму для достижения непривязанности, и те, кто не принимают прибежища непривязанности ради духовного развития, совершают карму, дхарму и непривязанное только по эгоистичным причинам, ради удовлетворения чувств, но не ради содействия своему духовному продвижению. Так их жизни подобны самой смерти. «Бхагаватам» говорит:
«Того, чья деятельность не имеет целью приближение к религиозной жизни, того, чьи религиозные ритуальные обряды не поднимают его до отреченности, и того, кто находится в отреченности, которая не ведет его к преданному служению Верховной Личности Бога, следует считать мертвым, хотя он и дышит» (ШБ, 3.23.56).
Говорят, надо бояться Бога. Это неправда. Бога надо любить, а не бояться. Нельзя любить того, кого боишься.
Да, кроме того, нельзя бояться Бога оттого, что Бог есть любовь. Как же бояться любви?
Не бояться Бога надо, а сознавать Его в себе. А если будешь сознавать Бога в себе, то не будешь бояться ничего на свете.
Лев Николаевич Толстой
Господь присутствует в сердце каждого живого существа. Итак, Господь как Сверхдуша, как Параматма (экспансия Бога) находится рядом с каждой душой и сопровождает каждую душу во всех ее скитаниях.
Сверхдуша – экспансия Бога – находится в вашем сердце, в центре груди. Анахатачакра – духовное сердце. И голос совести, откуда же он идет иногда? Если вы станете внимательными вот к этим ощущениям совести, то заметите, что это некие легкие ощущения в центре груди.
И можно последовать этим подсказкам, а можно и не последовать. И если несколько раз не последуем, то голос замолчит, не будет возвращаться долго. А если последуем, он станет нам давать более явные подсказки. Совесть станет более сильным каналом.
А что же такое совесть? Так важно это правильно произнести: со-весть. Совесть – это приобщение к вести, это приобщение к духовному знанию. Весть – знание. Итак, Бог дает нам знание в сердце. Совесть – это не что иное, как канал духовной интуиции.
Вот это внутреннее руководство, которое имеет каждое живое существо.
Олег Гадецкий, «Путь к себе».
Видеть “хорошее” в чем-либо или в ком-либо не обязательно означает видеть относительно хорошее в противоположность относительно плохому в людях или обстоятельствах. Этот принцип может быть – а в определенном смысле, должен быть – принят в более широком, высшем смысле. Когда мы видим ошибки, противоречия или признаки отсутствия преданности, мы всегда должны стараться видеть хорошее в плохом, памятуя о “невидимой” всеблагой воле Кришны. Всякое явление или человек, напоминающие нам о Кришне, подталкивающие нас к тому, чтобы принять прибежище у Кришны, или же преподающие нам важный и ценный урок науки полного смирения перед волей Кришны, должны нами рассматриваться как проявление всемилостивой гуру-таттвы. Шри Гуру лишен недостатков. Возвышенный преданный всегда и во всем с радостью видит присутствие Гуру и Кришны. По крайней мере, этот всеблагой принцип Гуру, проявляясь через наши собственные ошибки, а также недостатки других, милостиво учит нас, как не следует поступать и какими не стоит быть. Рассматривая вещи в таком свете, мы, чувствуя милость Шри Гуру, должны неустанно прославлять подобные косвенные проявления гуру-таттвы как наших вечных доброжелателей, несмотря на их внешнее недружелюбие. Обстоятельства всегда благоприятны, даже если чреваты кажущимися трудностями. Все же следует учиться замечать и адекватно реагировать на бесчисленное количество невзгод, нас окружающих, чтобы оценить сколь удивительно Кришна лично показывает нам наши проблемы. Ответная враждебность к окружающему миру не является адекватной реакцией. Неприятности и различные внешние беспокойства дают нам отличную возможность усовершенствовать нашу культуру садху-бхушаны – терпение, милость, дружелюбие по отношению ко всем живым существам, смирение, способность прощать и так далее. Мы должны понять, что Кришна показывает нам различные невзгоды, а также проступки других с целью помочь нам развить наши собственные духовные качества и повысить нашу бхакти-адхикару. Насколько мы можем совершенствовать это видение или понимание, настолько мы являемся садху и садхви. Насколько мы способны распознать всеблагую волю, стоящую за всеми событиями этого мира, настолько мы видим вещи в правильном свете и настолько мы достойны быть одаренными первоклассным сознанием Кришны и оставаться непоколебимыми в любых обстоятельствах, признавая Кришну высшим субъектом действия.
Шрила Прабхупада: Возьмем, к примеру, Библию. Она была написана давным-давно и обращена к примитивным людям, жившим в пустыне. У этих людей было мало знаний. В те времена, во времена Ветхого Завета, достаточно было сказать: «Есть Бог, и Бог сотворил мир». Это верно. Но в наши дни, когда наука добилась таких успехов, люди хотят знать во всех деталях, как был сотворен мир. Понимаете? К сожалению, в Библии нет такого подробного научного объяснения. И церковь не может прибавить к этому ничего существенного. Поэтому люди не удовлетворены. Просто посещать церковь и молиться - это их не устраивает. Кроме того, так называемые религиозные лидеры не следуют самым важным заповедям религии. К примеру, в Ветхом Завете есть десять заповедей, и одна из них гласит: «Не убий». Но убийство для христиан - дело обыденное. Религиозные лидеры благословляют существование скотобоен и даже придумали теорию, будто у животных нет души. Прямо как в той притче о волке и ягненке. И когда мы спрашиваем: «Почему вы допускаете такой грех, как убиение?», священники отказываются обсуждать это. Все помалкивают. Это означает, что они сознательно нарушают десять заповедей. Где же тут религиозные принципы? Ясно ведь сказано: «Не убий». Почему же они продолжают убивать? Что вы на это ответите?
Журналист: Вы спрашиваете меня?
Шрила Прабхупада: Да.
Журналист: «Не убий» - это, бесспорно, одна из этических норм. Это великая заповедь, и она всегда актуальна. Но люди не очень интересуются.
Шрила Прабхупада: Верно. Они не слишком-то интересуются религией, а если и проявляют интерес, то чисто показной. Если вы не придерживаетесь никаких принципов, то в чем, скажите, состоит ваша религия?
Душа, как бабочка к Тебе легонько упорхнет с листа.
О, Кришна, Господи, Твоя не превзойдённа красота!
Глаза Твои так лучезарны, в них лотосный играет свет!
И глаз прекрасней, глаз красивей, милей, волшебней просто нет!
Улыбки нет такой второй! Неповторимо все в Тебе!
Ты привлекаешь мир красой непревзойденною к Себе.
Душа, как бабочка вспорхнет к Стопам чарующим Твоим
И пусть мы - бабочки от света и их сияния сгорим...
Тот миг блаженства лицезренья, и ощущенье теплоты,
И вот уж близко - близко будут гирлянд волшебные цветы.
И, опьяненные Тобой и тем чудесным ароматом,
Почувствуем Твое Величие: мы - бабочки, мы - просто атом...
Мудрый должен сдаться на волю Высшему Сознанию, Душе вселенной, проявляющему себя в сердце каждого. Оно вне времени и пространства. Высшее сознание, говорящее голосом сердца, не является частью сотворенного, воображенного Брахмой мира. Лишь предавшись голосу сердца, можно вырваться из оков иллюзии, освободиться от страхов и тревог.
Лишь тот, кто сознанием подобен животному, отказывается следовать голосу Господа в сердце и прельщается образами внешнего мира, видя, как остальные, увлеченные разнообразной деятельностью, тонут в бурном потоке Вайтарани – реки страданий и смерти.
«Шримад Бхагаватам», книга 2 (Бытие), глава 2 (Предназначение души), тексты 6-7 издательство Шри Чайтанья Сарасват Матха.
Практические наставления всех учителей почти идентичны, за исключением тех, чья цель - пропаганда собственной секты или культа... Разница заключается лишь в метафизических и философских учениях, но на практическом уровне они не так важны. Искатель должен посвятить себя искренней и стабильной практике, и тогда постепенно он почувствует ясность в том, какая именно метафизическая концепция подходит его темпераменту.
Высшая цель - осознание Истины, которая находится за пределами любых слов и концепций. Искатель не должен быть привязан ни к какому культу, и ни к какой секте. Многие мудрецы Востока и Запада на практике испытали истину о том, что Бог един, и что все пути ведут к Богу.
В то же время верно то, что вы не можете идти по двум дорогам одновременно. Иисус сказал: «Я - единственный путь». То же самое заявляли Мухаммед и Кришна. Но некоторые истолковали и поняли значение этих слов неверно. Они стали верить, что только их путь истинный, а пути других религий - ложные. Они стали бороться с другими, чтобы убедить их встать на свой собственный путь, принялись обращать людей из других вер в свою. Смысл же этого наставления лишь в том, что в один конкретный момент времени вы можете идти лишь по одному пути.
Шри Чандра Свами Удасин
Мадху Пандит, ученик Шри Гададхары Пандита, установил храм Гопинатхи во Вриндаване в Индии. Перед тем как Шриниваса Ачарья, Нароттама даса Тхакур и Шьямананда Прабху оправились принести книги Госвам...
Шримати Сита Деви — дочь царя Джанаки и супруга Господа Рамачандры. Она — сама Лакшмиджи, вечная супруга Господа Нарайаны, богиня процветания. Её приемный отец нашел маленькую Ситу в лесу, сразу уви...
У великого преданного Господа Нитьянанды Гауридаса Пандита был брат по имени Сурьядас. Став царским казначеем, он получил титул Саракхела. Двух дочерей Сурьядаса Саракхелы звали Шри Васудха и Шри Дж...
Слава Мохини экадаши, приходящегося на период растущей луны в месяце апреле/мае, описана в «Сурья Пуране».
Однажды Махарадж Юдхиштхира обратился к Господу Кришне: «О, Джанардана!...
А давайте вместе докажем, что молочная бурфи – это не просто вкусно, а нереально вкусно! Бурфи представляет собой классическую помадку типа ириски, но гораздо более нежную, тающую. Кстати, лакомитьс...
Когда личность видит единство Господа со всеми существами, какая иллюзия или горе могут существовать для такой личности (видящей единство)?
КОММЕНТАРИЙ. Иллюзия и горе действуют против знания. Когда ...
Преданный выслушивает огромное количество наставлений от разных махараджей, он упакован всевозможными семинарами, но каков результат? Он при этом не может решить какие-то элементарные проблемы. В че...
В эпоху коммуникаций, когда Интернет, средства связи, масс-медиа и взаимозависимый рынок труда помещают в общее пространство людей разных вер, наций и культур, назрела необходимость сформулировать и...
Шримад Бхагаватам, песнь 3 (Статус кво), глава 29 (Господь Капила описывает преданное служение). Перевод и комментарии Шрилы Прабхупады.
ТЕКСТ 21
Я пребываю в сердце каждого живого существа в образе С...
Мой край заснеженных вершин
И не горящих маяков,
А я всё время чуда жду,
Что вызволяет из оков.
И на запястьях тёмный след,
Металл вонзился в мою кожу,
И боль уже в меня вросла,
А я рывками её множу.
«Свобо...
Как-будто в болоте тону я в миру безпощадном:
В цепи пищевой не занял верхушку. Увы!
Сильные мира сего в дерзновении жадном
Ищут поживу, и я безотраден… А Вы?
Кришна ушёл от меня, очень сильно расстроив...
Вам нравится Швета Двипа? Проявите Ваши творческие способности и помогите сделать этот сайт ещё интереснее! Вливайтесь в дружелюбную команду, которая занимается служением в этом проекте.
Швета Двип...