Текст «Шримад Бхагаватам» 1.8.26 в пословном варианте перевода звучит так: «Рождение, богатство, образование, обладание красотой - непрерывно возрастающие – несомненно, опьяняют человека, и он никогда не заслужит обращаться с чувством к Тебе - Тому, к кому легко приблизиться материально неимущему человеку» (напомню, мы читаем молитвы царицы Кунти»).
Готовясь к классным чтениям «Шримад Бхагаватам», начиная с этого стиха, у меня появилась потребность в своих суждениях быть наиболее близкой к комментариям Бхактиведанты Свами Прабхупады. Это вызвано тем, что стихи молитвы и комментарии ачарьи к ним носят ярко выраженное контрнастроение по отношению к ценностям мира эксплуатации: я, мне, мое, которые концентрируются в видах достояний: родиться в аристократической семье, владеть большим богатством, иметь хорошее образование и привлекательную внешность.
Зрительно цитаты Бхактиведанты Свами будут по тексту выделены курсивным текстом без взятия в кавычки, а мои слова, соответственно, обычным печатным способом.
Есть много различных мнений по поводу того, существует ли чистое живое существо во времени и пространстве. Но споры относительно Абсолютной Истины бесполезны и порицаемы. Споры могут привести лишь к какому-то туманному пониманию о духе, но не могут полностью раскрыть духовную тему. Духовная душа трансцендентна, она пребывает за пределами материальных представлений. Слово «материальный» в этом случае не относится только к материальным элементам, оно также указывает на характеристики этих элементов, признаки духа, деятельность чувств, ума, разума и ложного эго. Так как признаки духа находятся в сфере материи, многие материальные положения ошибочно принимаются за духовную деятельность. Хотя время и пространство находятся среди материальных элементов, они тем не менее принадлежат к чистому духовному существованию.
Если человек внимательно изучит первую и вторую главы «Шри Кришна-самхиты», он поймет, что хотя духовные и материальные науки кажутся противоречивыми, они не являются таковыми. Всё духовное бытие чисто и безупречно. Но когда духовное бытие проявляется в материальном мире, оно полностью искажается. Поэтому чистое время и пространство можно обнаружить в чистом состоянии живого существа, а оскверненное время и пространство можно увидеть в оскверненном материальном мире. Это научное рассмотрение времени и пространства. В своем чистом состоянии джива — чистое духовное существо, но в обусловленном состоянии существует три вида существования — чистое или духовное существование; тень духовного существования, или тонкое существование; и материальное, грубое существование. По закону природы грубые элементы покрывают тонкие элементы. Поскольку тень духовного существования имеет более грубую природу, она покрывает чистое духовное существование души. И поскольку материальное существование еще более грубое, оно покрывает и чистое духовное существование, и тень духовного существования. Тем не менее, все эти три вида бытия проявляются, ибо даже когда они покрыты, они не исчезают.
Религия означает предание себя Господу. Не важно какую религию вы исповедуете. Это не важно. Но вы обязаны учиться как повиноваться Верховному Господу. Это религия. Религия не означает, что вы вешаете на себя шаблонный ярлык, «я христианин», «я индус», «я мусульманин», «я буддист» и затем воюете между собой. Это не религия. Это фанатизм. Религия означает стать преданным Господа. Это религия.
Вы претендуете на религиозность, вы считаете себя индусами или христианами или буддистами. Всё это правильно. Но знаете ли вы ЧТО есть Бог? О, все молчат. Вы не знаете, ЧТО есть Бог. И ЧТО есть его религия? Если вы не знаете, ЧТО есть Бог, у вас некая расплывчатая идея, это не религия. Вы должны знать, ЧТО есть Бог. Так же как, чтобы стать гражданином страны, надо чтобы вы знали кое-что из её истории. Итак, американца спрашивают: «Кто вы?» «Я американец.» «Кто ваш президент?» «Я не знаю.»
Что это за странный американец? Понравилось бы вам услышать от него: «Я не знаю кто мой президент». Подобным образом, человеческое существо исповедует определённый тип религии, но спросите его: «ЧТО есть Бог?»
Религия должна быть связана с Богом. Любая религия. Но спросите его: «ЧТО есть Бог?» Ответа нет. Религия означает йато бхактир адхокшайе (ШБ 1.2.6, перевод: такое занятие, с помощью которого они могут прийти к любовному преданному служению трансцендентному Господу) – практикуя это становишься преданным Господа. Это религия, первоклассная религия.
Из лекции по Шримад Бхагаватам, 9 января 1974.
О, нечестивый ум! Встав на путь садханы, ты надеешься очиститься под обжигающей струей ослиной мочи лжи и лицемерия, и тем самым причиняешь страдания и себе, и мне — дживе. Прекрати! Доставь радость нам обоим, постоянно омываясь в нектарном океане чистой любви к лотосным стопам Божественной Четы, Шри Шри Радхи и Кришны.
О, ум! Оставь все прочие привязанности и поклоняйся самой дорогой возлюбленной Шри Кришны — Шримати Радхике, которая ослепительными лучами Своей красоты затмевает красоту Рати, Гаури и Лилы, а добродетелями — добродетели Шачи-деви (супруги Индры), Лакшми-деви и Сатьябхамы. Своей способностью покорять Кришну Она сокрушает гордыню целомудренных девушек Враджа во главе с Чандравали.
О, ум! Чтобы получить право лично служить Шри Шри Радхе и Гиридхари, беспомощным перед стрелами Камадева, а также служить Их вечным спутникам во Врадже, нужно вслед за Рупой Госвами пить нектар служения бхакти.
Нередко среди последователей ведической культуры можно услышать о том, что каждая женщина должна стать женой и матерью, что счастье женщины – именно в семейной жизни, и единственная возможность для неё реализовать любовь к Богу только через семью. Я не буду сейчас делать акцент на косах, юбках и бусиках, которые также рекомендуют носить каждой из нас. Поговорю же о нашей тяжёлой женской участи в целом.
Довольно часто подобные заявления о так называемом женском предназначении исходят от мужчин. Мол, знай, женщина, своё место. Аскезы? Твоё тело не предназначено для аскез. Ты читаешь лекции о кшатриях? Ну, ты же женщина, ты должна о семье говорить. Одинокая? Значит, дорогая, не реализовалась, тебе теперь только замуж, вот семья будет, станешь счастливой, тогда и поговорим.
Самое интересное, что люди, которые проповедуют бестелесную концепцию души, сами же попадаются в ловушку тела. Ибо человек, который вышел за пределы тела, своё тело любит, заботиться о нём и благодарен ему, как бы это ни странно звучало. Потому что понимает, что Господь находится в этом самом теле, что тело дано Им же и Его же он видит в других телах, не привязываясь к половой принадлежности.
Каждый из нас имеет свое мнение относительно того или иного посыла священных текстов. Причем священных текстов ограниченное количество, а мнений – безграничное. И это не недостаток священных текстов, это безграничность Истины. Иное чье – то мнение категорически не является ошибочным и, высказывая свое, нужно не иметь целью перековать «чьи-то мечи на свои орала». Высказывать свое - это значит поиск единомышленников, чтобы в общении с ними обогащать себя и их превращением мнения в глубокое знание предмета. Так мечом знания будет разрубаться узел незнания. Такое наставление Шри Кришна дает тому, кого Он считает своим другом и Другом кому является, в Бхагавад Гите. 4.42: «Потому, Арджуна, мечом благого знания уничтожь в сердце сомнения, порожденные обольстительным обманом». Размышляя над этими словами, я соглашаюсь, что мы должны выбирать знания именно сердцем, причем своим, и, если повезет! подключить его биение к тем Школам знаний, которые уже существуют или продолжать находиться в поиске своих родных душ.
«Бхагавад-гита» глава 11 текст 1 в варианте пословного перевода: «Арджуна сказал: Чтобы просто Высшее расположение Свое мне показать, мне снята эта иллюзия теми словами, что сказаны Тобой на тему о духовных сокровенных предметах».
В этом стихе Aрджуна заявляет, что он освободился от иллюзий В чем была его иллюзия? - считать Кришну обыкновенным человеком, своим другом, то есть он находился под воздействием иллюзии йога-майи и воздействие убрано внешне под натиском знания. Признаком избавления Арджуны от иллюзии дружбы со Сверхличностью является тут же последовавшая просьба показать ему могущество Сверхличности, он обращается к Кришне – внешне человеку - проявить нечто совершенно немыслимое и дотоле невиданное – вселенскую форму, но что самое важное – по просьбе, на заказ. То есть двурукий Кришна – видом как человек – является Источником Своих форм.
И всё же порядок вещей нелеп.
Люди, плавящие металл,
Ткущие ткани, пекущие хлеб, —
Кто–то бессовестно вас обокрал.
Не только ваш труд, любовь, досуг —
Украли пытливость открытых глаз;
Набором истин кормя из рук,
Уменье мыслить украли у вас.
На каждый вопрос вручили ответ.
Всё видя, не видите вы ни зги.
Стали матрицами газет
Ваши безропотные мозги.
Вручили ответ на каждый вопрос…
Одетых серенько и пестро,
Утром и вечером, как пылесос,
Вас засасывает метро.
Ни для кого не секрет, что в каждой религиозной системе начисто пытаются стереть женский аспект Бога, оставляя один сухой мужской дух. Любой восторг, радость, любовь и другие проявления счастья (соответственно, и жизни) выставляют непростительным грехом. Унижают женщин, лишают их права на духовность, запрещают воспевать женские Святые Имена... Даже философия некоторых вайшнавских течений, которая, на первый взгляд направлена на воссоединение Мужского и Женского Начала, на самом деле только разделяет Их, тем самым лишая человека этого Самого Бога. Каким образом это происходит?
«Радха, Дурга, Лакшми, Сарасвати и Савитри – пять первичных форм Пракрити, Богини, Деви» (Шивананда Свами «Господь Шива и Его почитание»).
Мы привыкли слышать и, впоследствии, думать, что нам необходимо вырваться из оков материального мира и отправиться прямиком в мир духовный, на Голоку к Кришне и Радхе, воплотясь там как гопи или манджари, служа Им и танцуя с Ними. Мы так стремимся уничтожить своё «я», именуем его ложным эгом, обвиняем во всех грехах смертных «этот жестокий материальный мир» и Кали-югу. Мы отказываемся видеть Бога здесь и сейчас, ибо Он же спит сейчас, Его здесь нет на самом деле. Мы постоянно находимся в чемоданном настроении, ждём, когда же мы очистимся и попадём во Вриндаван, вернёмся на духовные планеты... Почему же ничего не получается и мы стучим себе по лбу одними и теми же граблями?
Текст 24 главы 8 песни 1 «Шримад Бхагаватам» в пословном варианте перевода звучит так: «О, мой Господь полностью защитил: от яда, от большого пожара, в сражении с людоедами. От порочного собрания, от страданий в изгнании в лесу. Во все новых и новых сражениях со многими великими полководцами. И от оружия оружий сына Дроначарьи» (молитва царицы Кунти»).
После таких свидетельств очевидца - Шримати Кунтидеви - как не вспомнить Его слова Арджуне в "Бхагавад Гите" 9.31: "...О сын Кунти, смело заявляй любому, что Мой бхакта никогда не погибнет».
Я могу обобщить свое понимание стиха 9.31 по мотивам событий семьи царицы Кунти и других очевидцев: Пока ты - оружие в Его руках, ты не умрешь ни от чего и ни от чего не сможешь отказаться: ни от царства, ни от изгнания, ни от жены - одной на пятерых, ни от битвы на смерть с любимым дедом.
Немногие делайтесь учителями. Иак. 3,1.
Мы часто склонны бываем обличать, учить и вразумлять ближних. Чаще всего от этого бывает больше вреда, чем пользы ближним из-за отсутствия любви, потери душевного равновесия, появления раздражения. Учить другого — это очень трудное и ответственное дело и под силу лишь возросшим духовно.
Как пишет прп. Иоанн Лествичник: «Желающий научить другого или подать ему совет должен сперва сам очиститься от страстей, чтобы не ошибаться в познании воли Божией и хорошо понять душевное устроение того, кому он говорит слово. Так как не всем полезно одно и то же лекарство, хотя болезнь может быть одна и та же».
Нам надо всегда помнить о словах Господа: «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: “дай, я выну сучок из глаза твоего”, а вот в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7, 3-5).
Поэтому игумен Феодосий из Оптиной пустыни имел обыкновение давать братии такой совет: «Смотри на себя и будет с тебя».
Кроме того, надо знать, что св. отцы запрещали вообще давать другим указания, если не было о том просьбы.
Возможность скачивания видео и аудио предоставляют бесплатные сервисы, например: savefrom.net presaver.com notube.net y2down.cc
Этот Сапхала экадаши приходится на период убывающей луны в месяце декабре/январе. Слава этого экадаши описана в «Брахманада Пуране» в беседе Господа Кришны и Махараджа Юдхиш...
Девананда Пандит был великим наставником «Бхагаватам». Он давал классы по «Бхагаватам», но представлял «Бхагаватам» в свете учения Шанкарачарьи. Это приводило Махапрабху в ярость. Господь говорил, ч...
Уддхарана Датта Тхакур родился в семье торговца золотом. Отцом Уддхарана Датты Тхакура был Шрикар Датта, а матерью - Бхадравати Деви. Считается, что Субаху, близкий спутник Господа Кришна, воплотилс...
Махеша Пандит - вайшнавский святой, который жил в Бенгалии в XVI веке и был одним из ближайших сподвижников Господа Нитьянанды. В «Чайтанья-чаритамрите» описывается, что Махеша Пандит, наслаждаясь К...
Шрила Лочана дас Тхакур родился в семье брахмана, жившего в Радха-деше, в Махакумаре, недалеко от Катвы, что в округе Бурдхаман, в Бенгалии. Когда он был всего лишь маленьким мальчиком, ему посчастл...
Вегетарианский майонез намного вкуснее, чем магазинный, и не содержит вредных добавок, единственный нюанс – майонез по этому рецепту можно приготовить только с помощью блендера. Миксер не подойдёт....
Вездесущая Личность Бога пребывает в сердце каждого, и настоящий мыслитель способен узреть, насколько Господь проявляет Себя в том или ином существе. Каждый может определить, сколько огня в дровах, ...
«В прошлом были могущественные брахманы, которые могли проводить такие опыты, доказывая силу ведических гимнов, но сейчас, в век Кали, брахманы утратили былую силу. Поэтому убийство коров и быков с ...
Относительно твоего первого вопроса, чистый преданный никогда не находится под влиянием режимов природы. Другими словами, никакие материальные законы не применимы к преданному, потому что он полност...
Тёмные силы огромной толпою
Ринулись рьяно к Земле,
Как защитить Землю нашу родную?
Ария меч заточи!
Меч доброты, меч отваги и радости,
Счастья, удачи, любви.
Все эти силы огромной энергией
Дремлют в закро...
Когда Санатана Госвами спросил Шри Чайтанью Махапрабху о сварупе каждого живого существа. Господь ответил, что сварупа, или истинное положение живого существа, есть служение Верховной Божественной Л...
Отец церкви Августин и Сатана (художник Михаэль Пахер)
Сатанизм – это мировоззрение, основанное на разумном эгоизме и постоянном развитии. Несмотря на то, что это мировоззрение, сатанизм не объясня...
Вам нравится Швета Двипа? Проявите Ваши творческие способности и помогите сделать этот сайт ещё интереснее! Вливайтесь в дружелюбную команду, которая занимается служением в этом проекте.
Швета Двип...