Текст «Шримад Бхагаватам» 1.8.26 в пословном варианте перевода звучит так: «Рождение, богатство, образование, обладание красотой - непрерывно возрастающие – несомненно, опьяняют человека, и он никогда не заслужит обращаться с чувством к Тебе - Тому, к кому легко приблизиться материально неимущему человеку» (напомню, мы читаем молитвы царицы Кунти»).
Готовясь к классным чтениям «Шримад Бхагаватам», начиная с этого стиха, у меня появилась потребность в своих суждениях быть наиболее близкой к комментариям Бхактиведанты Свами Прабхупады. Это вызвано тем, что стихи молитвы и комментарии ачарьи к ним носят ярко выраженное контрнастроение по отношению к ценностям мира эксплуатации: я, мне, мое, которые концентрируются в видах достояний: родиться в аристократической семье, владеть большим богатством, иметь хорошее образование и привлекательную внешность.
Зрительно цитаты Бхактиведанты Свами будут по тексту выделены курсивным текстом без взятия в кавычки, а мои слова, соответственно, обычным печатным способом.
Некогда только лишь войдя на территорию сознания Кришны, мы сразу получили цель - Back to Godhead и четыре регулирующих принципа для ее достижения. Прошло время, взяты 4 регулирующих принципа ДЛЯ ТЕЛА, что открыло нам возможность понять и оценить недостижимость поставленной цели, потому что за ними были выданы следующие 4 регулирующих принципа: смиреннее травы, терпеливее дерева, оказывая почтение всем и не требуя почтения к себе. Это куда более серьезные принципы, это принципы ДЛЯ УМА, и очевидно, что именно УМ должен сам добровольно стремиться и войти в эти принципы. Чтобы ум смог сам себя так ограничить (что равно освободиться от себя, обезуметь), должен звучать голос разума – функции, отвечающей за долгосрочные цели. А для этого цель - Back to Godhead - на определенном этапе должна стать логично объяснимой именно уму вплоть до состояния веры в нее.
Этот комментарий шикша – гуру будет испытывать наш ум на два из четырех регулирующих принципов для ума: «смиреннее травы» и «не требуя почтения к себе». По эмоции в конце – можно будет прочувствовать результаты испытаний.
Комментарий до некоторой степени отвечает на вопрос: «Что делать ежедневно?»: Принципом жизни должно стать стремление понижать степень материального опьянения, которое вводит человека во все большее и большее заблуждение относительно цели его жизни. А люди, погрязшие в иллюзии, недостойны вступить в царство Бога.
Из текста стиха молитвы царицы читаем, что материальное опьянение – это родиться в аристократической семье, владеть большим богатством, иметь хорошее образование и привлекательную внешность. Таким образом, каждый шаг нашего тела, направленного умом на улучшение своего благосостояния, на углубление своих познаний материи, на усиление своей привлекательности, на планирование благоприятного своего следующего рождения здесь – это обратный ход от поставленной цели Back to Godhead. И ежедневная работа ума против ума, как я увидела из сказанного ачарией, заключается в том, что в каждом обратном ходе нужно давать себе отчет, то есть нужно вслух или в уме проговаривать: «Я отвернулась и ухожу от цели». Тогда может появиться надежда на понижение степени своей опьяненности радостью от очередного приобретения куска материи - через осознание, что к двум диаметрально противоположным целям одновременно двигаться невозможно, значит приобретение очередного куска – это ошибка выбора цели.
Следующий посыл ачарьи и шикша – гуру может стать особо серьезным испытанием для ума: Иногда бывает, что духовно развитый человек становится нищим в материальном отношении. Это не должно обескураживать. Напротив, эта нищета, как и снижение температуры тела, - хороший признак.
«… Нищета как… - хороший признак» - восприятие этой фразы может служить для нас тестом. Если она обескураживает ум исчезновением в нищете ценностей разнообразных комфортов, значит мы еще материалисты. Если она ассоциируется со свободой посвящать себя желанным состояниям ума и общению с такими же свободными все свое свободное время, значит, ум уже вкусил сладкий плод ведического древа познания и заразился разнообразием ценностей мира антиматерии.
К этой жестко - одиозной на первый взгляд фразе о нищете еще вернемся.
Выбор духовного пути развития в ущерб материальному пути развития – это признак включения в работу разума, свойственного только человекоподобной форме жизни, которая именуется «люди». Именно «людской» разум способен выбрать труднодостижимую долгосрочную цель – найти себя в вечности, в ущерб достижимой и краткосрочной – экономика и признание (почет) в мире смерти. Насколько я понимаю, такой тип разума и есть отличие человека от животного, но он так же не свойственен даже полубогам и их антиподам – демонам, несмотря на присущие их телам могущество и сиддхи. Вероятно, жизнь в человеческом теле имеет только одно могущество - свободу выбора цели своего развития.
Попробовав формулой изложить весь процесс духовного развития, то есть само осознания себя для мира духовного разнообразия, у меня получилось три этапа:
1. Авторитет – информация – интерес к информации (действует материальный ум).
2. Авторитет – информация – доверие авторитету (действует материальный ум).
3. Логика - разум – вера – цель (действует одухотворенный ум).
Таким образом, становится понятно, что ум задействован на всех этапах и под действием информации, полученной от авторитета, именно ум, вернее, уже анти ум будет вести к цели.
Находясь, предположим, на втором этапе - доверие авторитету - я читаю следующую фразу Бхактиведанты Свами Прабхупады: если грешник произнесет Святое Имя Господа хотя бы один раз, он избавится от такого количества грехов, какое он даже не в состоянии совершить. Такова сила святого Имени Господа. В этих словах нет ни малейшего преувеличения». Для перевода доверия этой информации от авторитета в веру в нее, эта информация должна быть объяснена разумом уму логично. Произнесение Святых Имен Господа в век Кали является учрежденной легитимной духовной практикой такой же, как медитация в Сатья, жертвоприношения в Трета, храмовое поклонение в Двапара Юги. В зависимости от заинтересованности ума той или иной конечной обителью своего вечного пристанища, люди в век Кали произносят те или иные Святые Имена Бога. Любая духовная практика имеет своей целью влияние на тело и ум с целью получения определенного состояния (эмоции). В фразе Бхактиведанта Свами речь идет об очищающей силе Святых Имен Господа, являющихся Маха Мантрой Брахма Мадхава Гаудия Сампрадайи. Для адептов этой Школы духовного само осознания, ее ачарьей утверждается, что произнесение Маха Мантры оказывает очищающее влияние на ум, избавляя его от грехов, а это буквально значит – последствий ошибочных действий по достижению ошибочных целей. Причем, действие этой Мантры настолько мощно, что она справляется не только с последствиями прошлых ошибочных действий, пожинаемых нами в этой жизни как желания экономики и почета, но и предотвращает в принципе! будущие ошибочные действия. Об этом фраза: «избавится от такого количества грехов, какое он даже не в состоянии совершить». То есть для всех, находящихся на этапе соприкосновения с Первой Песнью «Шримад Бхагаватам» и «Бхагавад Гитой» никаких других плодов от произнесения Маха Мантры ачарьйа Школы не обещает, а напротив, устанавливает режим и условие для правильного выполнения практики, то есть «работа есть работа»: 16 кругов и внимательность. Убегающий от Маха Мантры ум, насильно возвращаемый ко вниманию к ней разумом – это повседневная норма данного отрезка пути развития.
Но самой удивительной фразой Бхактиведанты Свами Прабхупады, выражающей настроение царицы Кунти, как плод ее опыта разумной женщины, почитаемой матери пяти ключевых мужчин преддверия Кали Юги, является следующая: «Но важно еще и качество произнесения. Оно зависит от того, что мы чувствуем, произнося Святое Имя. Беспомощный человек может с большим чувством произносить Святое Имя, но материально преуспевающий человек не способен произносить с той же искренностью».
Искренняя беспомощность – это наша правильная эмоция. Итак, снова три пункта:
1. 16 кругов - тело.
2. Внимательность - ум.
3. Искренняя беспомощность (в т.ч. выполнить первые два) – эмоция.
Маха Мантра как йога, а не как практика – это соприкосновение с ней уже одухотворенным умом, прошедшим очищение до этого состояния ею же в процессе работы с нею же.
Подытожим: знатность, богатство, хорошее образование, красота - это НЕУДАЧА в этом сеансе человеческой жизни, потому что:
1. Такие люди становятся помешанными, опьяненными и проводят жизнь в иллюзии, которая культивирует их самодовольство этими достояниями.
2. Самодовольство всегда будет стремиться вытеснить из ума и избавиться от эмоции беспомощности - единственного шанса обратиться к Господу с правильной эмоцией.
3. Степень качества эмоции беспомощности высока: НЕПОДДЕЛЬНАЯ, ИСКРЕННЯЯ.
Возвращаемся к одиозной фразе, как договаривались:
«… Нищета как… - хороший признак» обрести шанс обратиться к Господу с единственно правильной ЭМОЦИЕЙ … своей беспомощности.
«… Изобилие как… - хороший признак» обрести шанс помешаться умом и разумом от иллюзии своей знатности, богатства, образованности и красоты.
«… Не накопительство как… - хороший признак» обрести шанс воспользоваться функцией редкой конфигурации разума – выбрать духовный путь своего развития, а значит - жизнь вместо смерти.
Харе Кришна! Грантхарадж Шримад Бхагаватам КИ ДЖАЯ! Бхактиведанта Свами Прабхупада КИ ДЖАЯ!
Джива деви даси
Живые чувства выше мертвой материи, ум выше чувств, разум выше ума, а она (душа) еще выше, чем разум.
КОММЕНТАРИЙ: Чувства являются своеобразными выходами для проявлений вожделения. Вожделение сохран...
Наш почтенный друг Шри Бишан Прасад Махешвари, один из образованных адвокатов Верховного Суда попросил нас написать что-нибудь о принципе кармического действия, уделив особое внимание Пороку и его п...
Рама Навами - это ведический фестиваль, на котором празднуется победа светлых сил над темными, торжество добра над злом. Это день явления седьмого воплощения Господа Вишну - Рамачандры.
Рама - это во...
Слава Камада экадаши описана в «Вараха Пуране», в беседе Господа Кришны и Махараджа Юдхиштхиры.
Однажды Махарадж Юдхиштхира обратился к Господу Кришне, венцу династии Яду: «...
Чтобы приготовить вегетарианские паски, нам понадобится:
Впервые «Бхагавад-гита» появилась на Руси ещё в начале XVII века — с приходом в Астрахань купцов из Индии, большинство из которых были вайшнавами. Об этом свидетельствуют зарисовки «видописца» Емель...
Я нахожусь в сердце каждого, и от Меня исходят память, знание и забвение. Цель всех Вед - познать Меня. в действительности Я - составитель «Веданты», и Я - знаток Вед.
КОММЕНТАРИЙ: Верховный Господь ...
Этот воздух сегодня светится...
Его химия мне не ведома,
Я не знаю глупые формулы.
Благодать мне забрала сердце.
БОГ сегодня прошёл так близко.
Сотни лет от Него скрывались
Кто как зек, кто как епископ,...
Лочана дас Тхакур в "Чайтанья Мангале" рассказывает об эпизодах, не упоминающихся больше нигде. Он повествует о необычайно трогательном последнем разговоре Господа Гауранги с Вишнуприей Деви в ночь ...
Вам нравится Швета Двипа? Проявите Ваши творческие способности и помогите сделать этот сайт ещё интереснее! Вливайтесь в дружелюбную команду, которая занимается служением в этом проекте.
Швета Двип...