Живые существа в этом обусловленном мире есть Мои вечные составные частички. Вследствие обусловленной жизни они ведут тяжелую борьбу с шестью чувствами, одно из которых - ум.
КОММЕНТАРИЙ: В этом стихе ясно указывается подлинная сущность живого существа. Оно вечно является составной неотъемлемой частью Верховного Господа. Это не значит, что оно обладает индивидуальностью в своей обусловленной жизни, а, достигнув освобождения, сливается с Верховным Господом. Оно вечно является частичкой. Здесь ясно сказано - санатанах. Согласно ведическим писаниям, Верховный Господь проявляет и распространяет Себя через Свои бесчисленные экспансии; первичные экспансии называются вишну-таттва, а вторичные - живыми существами. Другими словами, вишну-таттва - это личные экспансии, а живые существа - отделенные экспансии. Через Свои личные экспансии Он проявляется в разных образах, таких, как Господь Рама, Нрисимхадева, Вишнумурти и все остальные полные экспансии, царящие на планетах Вайкунтхи. Отделенные экспансии - живые существа - являются вечными слугами. Личные экспансии Верховной Личности Бога, индивидуальные Его воплощения, присутствуют всегда. Подобно этому, отделенным экспансиям, каковыми являются живые существа, присуща индивидуальность. Будучи неотъемлемыми частичками Верховного Господа, они частично обладают Его качествами, одно из которых - независимость. Каждое живое существо, будучи индивидуальной душой, имеет индивидуальность и небольшую долю независимости. Злоупотребляя этой независимостью, человек становится обусловленной душой, а используя независимость должным образом, всегда пребывает в освобожденном состоянии. В обоих случаях по своим качествам живое существо вечно, как и Верховный Господь. В освобожденном состоянии оно перестает быть обусловленным материальным миром и занимается трансцендентным служением Господу. В обусловленной жизни им управляют гуны материальной природы, и оно забывает о трансцендентном любовном служении Господу. В результате этого ему приходится вести тяжелую борьбу, чтобы поддерживать свое существование в материальном мире.
Если изучить внимательно Махабхарату и ее сюжетную линию, то можно столкнуться с вопиющими противоречиями. Кунти умилостивила мудреца Дурвасу и получила от него секретную мантру. Позже она воспользовалась этой мантрой, прочитала ее и вызвала к себе могущественных полубогов. Когда они один за другим являлись к ней, то благословили ее, и так по их благословению она произвела на свет своих детей, младенцев мужского пола: Карну, Юдхиштхиру, Арджуну и других. Иносказательность этой истории очевидна.
Внешняя сказочность этого сюжета помогает глубже запомнить самую суть: индийская цивилизация всегда находилась под покровительством другой¸ более развитой цивилизации, метрополии, которая всегда выручала ее в самые трудные периоды ее истории.
Сами индусы называют себя варнашрама-дхарми, то есть защитниками общества варнашрамы и дхармы.
Мы знаем из Махабхараты, что Гандхари, которую мы описывали ранее, произвела на свет сто сыновей и одну дочь. И Кунти, заботясь о благе мира, страстно возжелала как можно скорее обрести своих детей. Воспользовавшись мантрой, она позже стала тоже матерью.
Кунти чувствовала огромную опасность для своего рода со стороны Гандхари и ее потомства. Известно, что Гандхари прибегла к хитрости и к генетическим экспериментам, чтобы произвести на свет своих детей. У нее вначале родился бесформенный плод из ее чрева, и какие-то жрецы разделили его на сто частей и поместили в сосуды, в которых они вызревали в виде эмбрионов. Обычно млекопитающие виды, к которым относится и человек, не выращивают свои эмбрионы в темноте в пещерных условиях в виде яиц. Но так поступают рептилии. Кроме того, сам характер Гандхари указывал на ее агрессивность, нетерпеливость, бесчувственную расчетливость и скупость. Эти качества не характерны для ариев, к которым мы относим, прежде всего, Кунти, ее сыновей и Шри Кришну. Именно агрессивность и бесчеловечность Гандхари и ее брата Шакуни очень беспокоили Кунти и ее учителей.
Шрила Прабхупада: Истинная цель жизни это удовлетворить Господа Вишну, и Кришна является источником вишну-таттвы. И Его можно удовлетворить через Радхарани. Поэтому мы не поклоняемся одному Кришне. Нет. Радха-Кришна. Сначала Радхарани. И этот день сегодня. Сначала вы должны поклоняться Радхарани. Если вы будете идти через Радхарани... Поэтому во Вриндаване вы увидите всех преданных, они обращаются друг к другу, "Джайа Радхе". До сих пор. Потому что они знают, что "если Радхарани довольна, если я смогу удовлетворить Радхарани..."
Радхарани представляет, изначальную энергия наслаждения, всегда погруженная в мысли о Кришне. Поэтому любой, кто предстаёт перед Радхарани, чтобы служить Кришне... О, Она становится такой довольной: "О, это преданный Кришны". Она сразу же его рекомендует: "Кришна, вот Твой преданный. Он лучше, чем Я". Это Радхарани. Я может быть, непреданный. Я может быть самый падший негодяй. Но если вы попытаетесь достичь Кришну, через Радхарани, тогда мое дело увенчается успехом. Поэтому мы должны сначала поклоняться Радхарани. В этом состоит наша задача. Вместо того, чтобы предлагать один цветок непосредственно Кришне, вы просто поместите его в руки Радхарани: "Моя мать Радхарани, Джаган-мата, если были настолько любезны, чтобы взять этот цветок и предложить его Кришне". "О", – говорит Радхарани, – "O, ты принес цветок?". Кришна сказал,
патрам пушпам пхалам тойам йо ме бхактйа прайаччхати /БГ 9.26/
Но не пытайтесь предлагать Кришне напрямую. Просто предлагайте через Радхарани. Радхарани это очень сильно оценит.
Место действия (тело), исполнитель, различные чувства, различные виды усилий и, в конечном счете, Параматма - вот пять факторов деятельности.
КОММЕНТАРИЙ: Слово адхиштханам относится к телу. Душа в теле действует таким образом, чтобы вызывать последствия деятельности, и потому называется карта, исполнитель. Тот факт, что душа есть знающий и исполняющий, подтверждается в шрути. Эша хи драшта срашта (Прашна-упанишад, 4.9). В "Веданта-сутре" это также подтверждается стихами джно 'та эва (2.3.18) и карта шастрартхават-тват (2.3.33). Орудиями разнообразной деятельности души являются чувства. Каждому действию соответствует определенное усилие. Однако все действия человека зависят от воли Параматмы, которая присутствует в сердце каждого как друг. Верховный Господь есть высшая причина. При таком положении вещей тот, кто действует в сознании Кришны, по указаниям Параматмы, пребывающей в его сердце, естественно, не связывается никакой своей деятельностью. Достигшие совершенного сознания Кришны в конечном итоге не ответственны за свои действия. Все зависит от высшей воли, Параматмы, Верховной Личности Бога.
Эти пять факторов являются причиной любого поступка, как правильного, так и неправильного, совершаемого человеком посредством тела, ума или речи.
Тёмная сторона рода человеческого существовала всегда. Но пока человек взаимодействовал преимущественно с внешним миром, а не с другими людьми, пока его социальный статус был определён от рождения, пока род человеческий продолжал развиваться, осваивать новые пространства силы тёмной стороны играли подчинённую роль. Какие-то сущности, паразитирующие на человеке, возникали и умирали, иногда достигая огромных размеров, но в конечном счёте уничтожая друг друга. Ситуация изменилась, когда в результате действий определённых сил, тёмная сторона получила способность к саморазвитию и какие-то зачатки сознания.
Мы не будем пока останавливаться подробно на этом процессе, нам достаточно осознать его результаты. А они очевидны: развитие рода человеческого полностью остановилось. Те направления, которые ещё развиваются, уже неподконтрольны человеку. Освоение космоса выродилось в создание системы глобальной связи, развитие компьютерных технологий, по сути, направлено лишь на обеспечение уже почти сформированной единой сети (интернета), объединяющего сотни миллионов компьютеров и связанных с ними людей в единое целое. Мобильная связь уже сегодня позволяет соединить с этой сетью каждого человека, поставить его под полный контроль. То есть последние десятилетия человечество ускоренными темпами создавало систему, которую оно не в состоянии контролировать даже в принципе. При этом систему, замкнутую саму на себя.
Это - вершина айсберга. А в его основании - активная и целенаправленная деятельность человека по собственному порабощению. С одной стороны, создаётся более "агрессивная" социальная система, в рамках которой каждый человек должен полностью раствориться. Но поскольку она никуда не движется, то такое растворение для большинства происходит только в сфере потребления. А с другой стороны создаётся бесчисленное множество новых бесполезных, но дорогостоящих игрушек, вместе с обязанностью обладать ими. Для каждой социальной группы набор игрушек свой, но общее правило таково, что для составления всего набора от человека требуется полная отдача сил.
Мы упоминали, что согласно своим уставам религиозные организации вправе не только бесцеремонно, грубо и жестоко вмешиваться в духовную и нравственную жизнь своих членов, но также диктовать им сугубо административными силовыми методами правила жизни. Ярким примером сказанного является отношение к основателю индийского религиозного движения Харе Кришна Шриле Прабхупаде. Известно, что еще при жизни этот яркий индийский проповедник и садху, автор многочисленных книг по философии и религии индуизма создал издательство BBT для издания его книг: «Что касается моих книг, я создаю другой совет управляющих под названием «БХАКТИВЕДАНТА БУК ТРАСТ». Члены этого совета также являются членами GBC, но их должностные обязанности не зависят от GBC. Я специально создал BBT, чтобы передать этому трасту исключительные права на издание всей литературы, содержащей мои наставления, письменные работы и лекции».
Однако после ухода Шрилы Прабхупады его издательство курируется GBC, «генеральными распорядителями тел» членов ИСККОН. О содержании печатающихся и измененных редакторами BBT книг под авторством Прабхупады мы уже упоминали.
Известно, что после ухода Прабхупады его движение возглавили якобы его ученики, но идеологически они явно не относятся ни к бхактам, ни к йогам, ни к людям, мыслящим по-индийски. Преподающиеся ныне среди западных вайшнавских организаций, к которым относится и официальный ИСККОН, курсы вайшнавского этикета, садачар – это вдалбливание в головы адептам полной лояльности к руководству этих организаций. Но каковы же эти лидеры вайшнавских западных организаций? К сожалению, среди сотен таких лидеров мы встретим по разным оценкам, от 5 до 10 процентов бывших криминальных элементов, если не криминальных авторитетов. Авторитеты – это очень известное слово в религиозных организациях. В религиозных организациях встречаются от 20 до 30 процентов людей с неявными признаками психической неадекватности или аддикций (болезненных пристрастий) и девиантного поведения (отклонений в психике). И также много людей с неопределенной половой, этнической и идеологической ориентацией. Одно можно подметить абсолютно точно: среди лидеров таких организаций практически все обладают маниакальной жаждой власти и денег. И конечно, религиозные организации предоставляют почти бесконечные возможности для их лидеров психологически манипулировать паствой, собирать миллионы разных поборов не только на поминки, свадьбы и похороны адептов, но даже в случае болезни того или иного гуру или президента храма.
Душу нельзя рассечь на куски никаким оружием, сжечь огнем, смочить водой, иссушить ветром.
КОММЕНТАРИЙ: Никакими видами оружия нельзя убить душу. Она неуязвима для мечей, пламени, ливней, смерчей и т.п. Известно, что, помимо современного огнестрельного оружия, раньше на земле существовали многие другие виды оружия, изготовленные из земли, воды, воздуха, эфира и т.п. Ядерное оружие нынешнего века причисляется к огнестрельному, но некогда существовали и иные виды оружия, изготовленные из различных элементов материи. Против огнестрельного оружия использовалось неизвестное современной науке водное оружие. Современные ученые также ничего не знают об оружии, основанном на силе смерча. И тем не менее, душу нельзя рассечь на куски или уничтожить никаким видом оружия, независимо от его устройства.
Майавади не могут объяснить, каким образом индивидуальная душа обрела существование, из-за своего невежества, и вследствие этого была покрыта иллюзорной энергией. Никогда не было возможно оторвать индивидуальную душу от изначальной Высшей души; скорее, индивидуальные души есть вечные отдельно существующие Ее частички. Поскольку бесконечно малые индивидуальные души вечно таковы (санатана), они имеют тенденцию покрываться иллюзорной энергией, и, таким образом, оказываться оторванными от общения с Верховным Господом, точно так же, как искры пламени, хотя они качественно и равны огню, гаснут вне пламени. В "Вараха-пуране" говорится, что живые существа есть неотъемлемые частички Всевышнего, хотя и существуют отдельно от Него. Таковыми они остаются вечно, что подтверждает и "Бхагавад-гита". Поэтому, даже освободившись от иллюзии, живое существо сохраняет свою индивидуальность, что явствует из учения Господа, сообщенного Арджуне. Знание, полученное Арджуной, освободило его, но это не значит, что он и Кришна слились в одно.
"Бхагавад-гита", глава 2 (Обзор "Бхагавад-гиты"), текст 23. Перевод и комментарии Шрилы Прабхупады.
Цель жизни - познать Кришну, который присутствует в сердце каждого живого существа как Параматма, четырехрукая форма Вишну. Система йоги предназначена для того, чтобы увидеть эту локализованную форму Вишну, и не для какой иной цели. Локализованный Вишну-мурти - полное воплощение Кришны, пребывающее в сердце каждого. Тот, кто не ставит перед собой цель осознать Вишну-мурти, занимается некоей бессмысленной пародией на йогу и, конечно же, попусту тратит свое время. Кришна - высшая цель жизни, а Вишну-мурти, находящийся в сердце - цель практики йоги.
Из комментария Шрилы Прабхупады к 13 стиху 6 главы «Бхагавад-гиты как она есть».
В данной статье мы постараемся дать ответы на столь распространенные вопросы о религиозных организациях, особенно в сфере ведической религии.
Веды, как принято считать, были записаны Ведавьясой более 5000 лет назад. Мы не знаем в точности, где именно и какие именно Веды были записаны Вьясадевой, сколько ему было лет во время записывания, и представителем какого народа он являлся. Такие научные вопросы практически никогда не задают верующие в ведической религии, к нашему сожалению. Нам задавали вопросы о Махабхарате, настаивая на том, что истины или догмы, которые нам навязывают в религиозных организациях, якобы незыблемы.
Здесь следует сначала коснуться вопроса о лестнице духовного развития. Вероятно, читатель знает, что в популярных книгах по йоге, которые даны западному читателю, пропагандируется знание о том, что высшей стадией, или результатом йоги, является пробуждение ананда-майа-коши, вечно блаженного состояния всезнания. Ниже указывается вигьяна-майа-коша, разум, еще ниже – мано-майа-коша, интеллект земного плана, ниже – прана-майа-коша, жизненная сила, и ниже нее – анна-майа-коша – питание живого существа. Мы не будем подробно сейчас анализировать эту схему духовного развития, но укажем только то, что по этому поводу написаны сотни и тысячи книг, в том числе великими учителями в ведическом знании.
Наше время характерно именно тем, чего ранее не было, и о чем не могли в таких подробностях знать предыдущие ачарьи. Даже сто лет назад учителя в ведическом знании не знали о том, что современные мировые деятели в сфере религии и политики постараются сделать все возможное, чтобы почти превратить огромную часть населения земли в рабов с помощью технологий в политике, религии, науке и в сфере законодательства. Мы уже указывали, что практически одновременно в большинстве стран мира были приняты законы, в которых вера и вероисповедание не упоминаются, зато вера и принадлежность к религии регламентируются религиозной организацией. Сама религиозная организация становится контролирующим органом, который контролирует человека: его волю, разум, способность принимать решения, способность к анализу и разумным действиям. Если вы не верите, то почитайте устав любой религиозной организации, и вы столкнетесь с таким количеством прав организации на злоупотребления против верующих, что нас это должно насторожить. Да, никто из нас не застрахован от мгновенного краха личной веры и личной репутации, если кто-то в какой-то момент не понравится каким-то отдельным религиозным лидерам так называемой общины. Строго говоря, согласно современным законам, у нас осталось очень мало свободы веры, свободы религии, свободы выбора.
Хочешь услышать – слушай
Слова из сердца идущие.
Останови беспорядочный
Мыслей поток лихорадочный.
Не слушай речей «разумных»
И лозунгов кем-то придуманных.
Слушай души откровения
Ценные в каждом мгновении.
Замри в ожидании чуда,
Случившегося из ниоткуда.
Прислушайся к сердца биению,
Стучащего в такт со Вселенною.
В момент тишины космической,
Наполненной звуком мистическим,
Постигнешь вдруг суть Творения.
То будет твой миг пробуждения.
Слава Камада экадаши описана в «Вараха Пуране», в беседе Господа Кришны и Махараджа Юдхиштхиры.
Однажды Махарадж Юдхиштхира обратился к Господу Кришне, венцу династии Яду: «...
Этот праздник в вайшнавском календаре значится как Даманака-ропана-двадаши. Под покровом тринадцатой ночи прибывающей луны месяца чайтра (март-апрель) в Шри Кшетра-дхаме для удовольствия Господа Джа...
Харе Кришна, спешу представить простой и доступный соус за несколько минут.
- 2 отварные картофелины;
- 1 чайная ложка горчицы;
- 100 грамм сметаны;
- 20 грамм укропа;
- 2 ло...
Отвечая во время утренней прогулки на вопрос ученика об очередном вооруженном конфликте в мире, Шрила Прабхупада сказал: "Одни демоны борются с другими за власть и богатство, разжигая ненависть и ра...
ТЕКСТ 263
«Существуют различные духовные истины — истина о Кришне, истина о Радхарани, истина об Их любовных отношениях, истина о трансцендентных расах и истина об играх Господа».
ТЕКСТ 264
«Ты открыл ...
Мир не нуждается ни в каких преобразованиях. Миром, вплоть до мельчайших деталей, управляет очень компетентная личность. Человек, который полагает, что в мире существует область для реформ, должен в...
Осуществляя действия в этом мире с подобным умонастроением, вы можете жить в течение ста лет. Живя таким образом, вы не подвергнетесь влиянию кармы. И этому нет альтернативы.
КОММЕНТАРИЙ. Когда дейст...
Существует ужасная, разрушительная деятельность, которая называется Угра-карма. Угра означает «ужасный, устрашающий». Иногда люди управляют друг другом при помощи силы или оружия. Под страхом смерти...
«Шримад Бхагаватам», песнь 1 глава 8 текст 15: «О, слава рода Бхригу (Шаунака), хотя оружие и высшее - неодолимое, неотразимое, но было нейтрализовано, будучи встречено силой, относящейся к Вишну».
Б...
Вам нравится Швета Двипа? Проявите Ваши творческие способности и помогите сделать этот сайт ещё интереснее! Вливайтесь в дружелюбную команду, которая занимается служением в этом проекте.
Швета Двип...