Люди приходят на духовный путь, как правило не от хорошей жизни, иногда от хорошей, но даже эта так называемая хорошая жизнь, все равно дает им повод для разочарований. Если понаблюдать за своей жизнью мы увидим, что Кришна посылает нам одни и те же ситуации снова и снова. И это хорошее доказательство того, что весь этот мир школа, а Кришна в ней учитель.
Кришну называют джагат-гуру, что значит - учитель мира. В Шримад-Бхагаватам этим именем Его называет царица Кунти, которая оглядываясь на свою жизнь, видит там одни страдания. Кришна, будучи Джагат-гуру и учителем жизни, хочет научить нас чему-то. И мы знаем, что если мы не усвоили какой то материал, то учитель заставляет нас, его повторить. И если мы снова не усвоили материал, учитель может нас оставить на второй год.
Иначе говоря, у каждого из нас есть уроки, которые мы должны освоить и все эти неприятные ситуации которые мы испытываем, прекратятся в тот же самый миг, как только мы эти уроки освоим. Но так как мы не хотим извлекать ни каких уроков, Кришне, с необычайным терпением, приходится посылать нам эти уроки снова и снова! И потом, когда, в конце концов, учебный год заканчивается, мы остаемся на второй год.
И снова раздается крик живого существа, появившегося из утробы на свет. Иначе говоря, вся наша жизнь – школа, и когда человек становится на духовный путь, иногда его учение принимает форму экстерната, можно экстерном пройти очень много вещей. Поэтому, часто, жизнь духовных людей сложнее, чем жизнь обычных людей.
Пролог
Колесо Времени, быстро вращаясь в полете,
Приводит к забвенью империи и города;
Оно, существа избавляя от временной плоти,
Уйдет по-английски: как-будто сквозь пальцы вода.
Существ бытие обрываясь, уходит в Безвестность:
Забвение ждет, как всегда, умеревшую плоть.
Та плоть утеряла здоровье, богатство, известность,
Не в силах Великого Времени бег побороть…
Ушли безвозвратно артисты, бродяги, торговцы,
Ушли олигархи, священники и короли.
Великим потоком уходят они, словно овцы:
Их кости покоятся где-то под слоем земли…
Но благородные личности сеют здесь славу:
Оставя червям свою плоть, те идут в Небеса.
Их вечная слава останется в людях по праву:
Ее составляют их подвиги и чудеса…
История Налы и Дамаянти
В эпоху, весьма отдаленную, жил король Нала,
Приняв от отца Вирасены наследство и власть.
Он знаньем коней обладал, что, как море, немало:
О чем говорят их пропорции, зубы и масть.
Прекрасный собою был Нала и сильный без меры;
Он благочестив был, отважен и правдоречив.
Любимец народа, он был в ореоле их веры,
Ни разу ее лицемерием не омрачив.
Далеко ли, близко ли речка протекает.
Каждый будет счастлив, кто о ней узнает.
Ибо ее воды – пряди шелка гладкого,
И ее нектар слаще меда сладкого.
Утопает в зелени и цветах чудесных,
В звонких песнопениях чистых и прелестных.
Берега следами Стоп Святых покрыты
Высшая Любовь в той реке сокрыта.
Ах, Ямуна, милая, как же передать
Аромат твой нежный, духа благодать.
Счастье излучает каждая песчинка,
Служит Кришне преданно каждая пылинка.
Истекает прямо из Любви, Блаженства,
А ее водица вся из совершенства;
Радхарани слезы в воды обронила,
Так Ее улыбка Кришны опьянила.
Неба лазурь, контрастируя с золотом Солнца,
Собой осеняет всю Землю, ее чернозем.
Взирает в свой иллюминатор, как будто в оконце
Небесное Око, твердя нам, что мы не умрем…
Черную жизнь человечью, подобную праху
Можно, содеяв бесценной, Бессмертья достичь,
Но грех сего мира нас бросил как будто на плаху
И волю свободную давит, как тяжкий кирпич.
Сахарной ваты скопленья плывут в Поднебесье
И нам говорят, что превыше Земли – Небеса –
«Оставив животные страсти и все мракобесье
Изведайте, люди, посмертных миров чудеса!»
Как проходит обучение ученика?
В «Шримад Бхагаватам» сказано, что Кришна помогает нам из сердца, давая наставления как чаитйа-гуру, но чтобы понимать личные указания Господа и следовать им, живое существо должно очиститься. Поэтому ученик должен приучиться к дисциплине и очистить таким образом свое сердце.
Что касается нас, обычных живых существ, то мы добровольно принимаем порядок, продиктованный нам духовным учителем, внешним проявлением Сверхдуши. Духовный учитель дает ученику наставления в соответствии с тем, что ему говорит из сердца Господь, а ученик выполняет наставления духовного учителя, и благодаря этому очищается настолько, что, в конце концов, может воспринимать наставления Господа непосредственно из сердца. Но если духовный учитель говорит ученику одно, а тому кажется, что Господь из сердца советует сделать другое, то это вовсе не указания Господа. Не следует думать: «Как же так? Господь из сердца подсказывает мне одно, а духовный учитель требует другое». Это не разумно. Это не Господь подсказывает, это игра воображения и материальные привязанности.
Итак, необходимо принять наставления духовного учителя и построить свою жизнь на их основе. Тогда, очистившись, ученик сможет воспринимать наставления Господа непосредственно. В Шестой Песни «Шримад Бхагаватам» Кришна говорит: «Тот, кто победил ум, достиг Сверхдуши и обрел покой». Чтобы победить ум, нужно заниматься служением Господу под руководством духовного учителя, а не действовать по собственной прихоти.
Не следует думать, что духовный учитель – это обычный человек, или низводить его до положения какого-то консультанта, чьи советы мы можем по своему усмотрению принимать или отвергать. Духовный учитель – это нечто другое.
Шримад Бхагаватам 5.18.30. Глава “Молитвы жителей Джамбудвипы”
ом намо бхагавате акупарайа сарва-саттва-гуна-вишешанайанупалакшита-стханайа намо варшмане намо бхумне намо намо 'вастханайа намас те
О Господь, принявший облик черепахи, я в глубоком почтении склоняюсь перед Тобой. Ты — вместилище всех божественных свойств. Ты всегда пребываешь в чистой благости, и Тебя не может коснуться скверна материи. Ты все время плаваешь, перемещаясь в океанских просторах, и никто не может определить, где Ты находишься. Я приношу Тебе свои смиренные поклоны. Ты всецело духовен и не скован рамками прошлого, настоящего и будущего. Присутствуя повсюду, Ты даешь прибежище всему сущему, и потому я снова и снова преклоняюсь перед Тобой.
КОММЕНТАРИЙ Шрилы Прабхупады: В «Брахма-самхите» сказано: голока эва нивасатй акхилатма-бхутах — Господь всегда пребывает на Голоке, высшей планете духовного мира, и в то же время Он присутствует повсюду. Такое возможно только для Верховного Господа, ибо только Он в полной мере обладает всеми совершенствами. В «Бхагавад-гите» (18.61) подтверждается, что Господь всепроникающ: ишварах сарва-бхутанам хрид-деше 'рджуна тиштхати — «Верховный Господь пребывает в сердце каждого, о Арджуна». В другом стихе «Бхагавад-гиты» (15.15) Кришна говорит: сарвасйа чахам хриди саннивишто маттах смритир джнанам апоханам ча — «Я нахожусь в сердце каждого, и от Меня исходит память, знание и забвение». Итак, Господь вездесущ, но увидеть Его обычными глазами невозможно. Как говорит здесь Арьяма, одно из свойств Господа — анупалакшита-стхана: никто не может установить Его местонахождение. Таково величие Верховной Личности Бога.
Вездесущий Господь
Шрила Прабхупада в этом комментарии раскрывает, как для Верховной Личности Бога, Которая обладает всеми достояниями, возможно, одновременно находясь на высочайшей планете духовного мира – на Голоке, в то же время быть всепроникающим. Нет ни одного места, где бы Верховный Господь не присутствовал лично, - вместе со Своими энергиями, Брахманом, Он пронизывает все. Солнце присутствует всюду своими лучами, которые неотличны от него самого, хотя само солнце занимает определенное место – постоянно одно и то же в небе. И, как лучи энергии Господа, солнце пронизывает всю вселенную. Хотя Господь всегда пребывает на Голоке Вриндавана, лучами, исходящими от Его тела, которые неотличны от Него Самого, Он проявляет Себя повсюду как всепроникающий Брахман, – в материальном и духовном мирах все пребывает в Господе, и Господь пребывает внутри всего.
Шримад-Бхагаватам, песнь третья, глава 31 (Господь Капила рассказывает о скитаниях живых существ). Перевод и комментарии Шрилы Прабхупады.
ТЕКСТ 13
йас тв атра баддха ива кармабхир авритатма
бхутендрийашайамайим аваламбйа майам
асте вишуддхам авикарам акханда-бодхам
атапйамана-хридайе васитам намами
йах - кто; ту - также; атра - здесь; баддхах - связанная; ива - как будто; кармабхих - деятельностью; аврита - покрытая; атма - чистая душа; бхута - грубые материальные элементы; индрийа - чувства; ашайа - ум; майим - состоящее из; аваламбйа - упала; майам - в майю; асте - остается; вишуддхам - кристально чистым; авикарам - неизменным; акханда-бодхам - чье знание беспредельно; атапйамана - в раскаявшемся; хридайе - сердце; аваситам - пребывающим; намами - я склоняюсь в глубоком почтении.
Я, чистая душа, кажусь сейчас связанным результатами своей деятельности и потому томлюсь в материнской утробе, куда меня поместила майя. Я в глубоком почтении склоняюсь перед Тем, кто находится здесь со мной, но всегда остается чистым и неизменным. Он беспределен, но Его присутствие можно ощутить в раскаявшемся сердце. Ему я выражаю свое почтение.
КОММЕНТАРИЙ: В предыдущем стихе джива, душа, говорит: «Я ищу прибежища у Верховного Господа». Таким образом, по своей природе индивидуальная душа является слугой Высшей Души, Личности Бога. И Высшая Душа, и индивидуальная душа обитают в одном и том же теле, что подтверждается в Упанишадах. На первый взгляд, они находятся в одинаковом положении, но одна из них страдает, тогда как другой неведомы материальные страдания.
Это сердце моё,
Может камень сплошной или лёд?
Ничего-то его не взволнует,
Ничто не проймёт.
Каждый день от чего-то
На сердце ложится печаль.
И я вижу, не камень оно,
А железная сталь.
Но железо куётся лишь только
Когда горячо.
Без огня всё не так, всё не то
И всё нипочем.
Своим Именем, Господи,
Сердце моё размягчи,
Научи меня плакать, Господь,
Научи, научи.
И золотым пером
На золотых страницах
Мне не рассыпать золото,
Что Ты, Господь, дарил.
Как описать Тебя,
Любовь самой Любви?
Ты – воплощенье счастья!
Сиянье всех светил!
Я восклицаю каждым
Своим ничтожным звуком,
Как Мил Ты и Прекрасен
В подобном воплощенье.
И замерла Вселенная,
И замер Мир Духовный,
И чувства превратились
В любовь и восхищенье.
Загадка всех загадок
Спустилась в мир иллюзий.
И мир от Твоих игр
Застыв, затрепетал.
А Ты, Господь, шел гордо,
Ступая по Земле,
И говорил нам то,
Что Радхе лишь шептал.
Шримад-Бхагаватам, песнь вторая, глава 3 (Чистое преданное служение: перемена в сердце). Перевод и комментарии Шрилы Прабхупады.
ТЕКСТ 24
тад ашма-сарам хридайам батедам
йад грихйаманаир хари-нама-дхейаих
на викрийетатха йада викаро
нетре джалам гатра-рухешу харшах
тат - то; ашма-сарам - окованное сталью; хридайам - сердце; бата идам - несомненно, что; йат - которое; грихйаманаих - несмотря на повторение; хари-нама - святого имени Господа; дхейаих - сосредоточением ума на; на - не; викрийета - изменяется; атха - таким образом; йада - когда; викарах - изменение; нетре - в глазах; джалам - слезы; гатра-рухешу - в порах; харшах - мурашки от экстаза.
Если, сосредоточенно повторяя святое имя Господа, человек не испытывает экстаза, если его глаза не наполняются слезами, а волосы не встают дыбом, значит, его сердце заковано в железо.
КОММЕНТАРИЙ: Необходимо отметить, что в первых трех главах Второй песни был описан постепенный процесс эволюции преданного служения. В первой главе особое внимание было уделено слушанию и повторению - процессам, с которых начинается преданное служение в сознании Бога. Кроме того, там была описана вселенская форма Личности Бога, Его материальное воплощение, на которое рекомендуют медитировать начинающим. Эти представления о Боге в форме грубых материальных проявлений Его энергии дают человеку возможность одухотворить свой ум и чувства и постепенно сосредоточить ум на Господе Вишну, Всевышнем, который в образе Сверхдуши пребывает в сердце каждого живого существа и в каждом атоме материальной вселенной. Система панча-упасаны, проводящая человека через пять психологических состояний, преследует по сути дела ту же цель - постепенно приучить человека поклоняться высшей силе, которая предстает перед ним в форме огня (электричества), солнца, совокупности всех живых существ, Господа Шивы и, наконец, безличной Сверхдуши, частичного проявления Господа Вишну. Все это описано во второй главе. Третья глава адресована тем, кто уже достиг стадии поклонения Вишну, то есть чистого преданного служения; в ней рассказывается о дальнейшем прогрессе на этой стадии, а данный стих описывает этап зрелости в поклонении Вишну и перемены, которые на этом этапе происходят в сердце человека.
Весь процесс духовной практики направлен на то, чтобы изменить сердце живого существа, восстановив его вечные отношения с Верховным Господом, отношения слуги и господина. Итак, по мере эволюции преданного служения сердце человека меняется; постепенно он перестает испытывать удовольствие от иллюзорного господства над миром, и в нем все больше усиливается стремление с любовью служить Господу. Здесь описано воздействие, которое видхи-бхакти, то есть регулируемое преданное служение с участием всех органов тела (глаз, ушей, носа, рук и ног, как сказано выше), оказывает на ум, который побуждает эти органы к действию. У того, кто занимается регулируемым преданным служением, обязательно должна произойти перемена в сердце. Если этого не происходит, значит, сердце человека заковано в железо, поскольку оно не размягчается даже от повторения святого имени Господа. Необходимо постоянно помнить, что слушание и повторение святого имени являются основными принципами преданного служения, и, если преданный делает это как следует, он непременно достигает экстаза: на глазах у него выступают слезы, а волосы на теле встают дыбом. Это - естественные реакции, являющиеся первым признаком стадии бхавы, которая предшествует преме - стадии совершенной любви к Богу.
Возможность скачивания видео и аудио предоставляют бесплатные сервисы, например: savefrom.net presaver.com notube.net y2down.cc
Слава Путрада экадаши, который приходится на период прибывающей луны месяца декабря/января, описывается в «Бхавишья Уттара Пуране» в беседе Господа Кришны и Махараджа Юдхиштх...
В Кришна-Лиле братья Шри Джагадиш и Шри Хиранья были женами ведических брахманов. Джагадиш Пандит был искусным танцором во Врадже по имени Чандрахас. Так же, как Чандрахас получал удовольствие от та...
Почему я люблю самосы? Потому что они каждый раз разные))) Овощную начинку легко варьировать, добавляя новые специи или ингредиенты. Самая простая и вкусная начинка - это конечно 0,5 кг томатов, 0,5...
Шримад Бхагаватам, песнь 8 (Сворачивание космического проявления), глава 24 (Матсья, воплощение Господа в образе рыбы), перевод и комментарии Шрилы Прабхупады.
ТЕКСТ 45
нибадхйа навам тач-чхринге
й...
Мой путь — это не ваш путь, потому я не могу вас учить. Лишь показать направление. Путь внутри нас, не в богах, и уж тем более не в религиях и не в законах. Внутри нас путь, и истина, и жизнь.
Горе...
Разум, знание, свобода от сомнений и заблуждений, снисходительность, правдивость, владение своими чувствами, управление своим умом, счастье и несчастье, рождение, смерть, страх, бесстраши...
После Вудстока мы вернулись на базу на побережье Балтийского моря, чтобы проводить фестивали в городах по побережью. До конца лета оставалось всего две недели, и мы решили провести 14 фестивалей под...
Я с большим интересом ознакомился с ПОСОБИЕМ для работников органов исполнительной власти и правоохранительных органов по вопросам взаимодействия государства и религиозных организаций (разработано с...
Мой дорогой Динеш, пожалуйста прими мои благословения. Я получил твоё письмо от 6 июня 1969 и копию договора, который ты послал. Во-первых, я уже дал тебе своё слово, так что нет нужды заключать со ...
Вам нравится Швета Двипа? Проявите Ваши творческие способности и помогите сделать этот сайт ещё интереснее! Вливайтесь в дружелюбную команду, которая занимается служением в этом проекте.
Швета Двип...