Поэтому прошу тебя, о великий мудрец, поведай мне науку трансцендентного преданного служения Господу, чтобы Он, пребывающий в сердце каждого, соблаговолил открыть мне изнутри знание об Абсолютной Истине; это знание запечатлено в древних ведических заповедях, доступ к которым получает только тот, кто очистился в процессе преданного служения Господу.
КОММЕНТАРИЙ: В Первой песни уже объяснялось, что Абсолютная Истина имеет три аспекта, и разные люди, в зависимости от своих способностей, постигают разные аспекты Абсолютной Истины, хотя, по сути дела, эти три аспекта неотличны друг от друга. Самым глубоким пониманием Трансцендентного обладает чистый преданный Господа, у которого не осталось и следа желания заниматься кармической деятельностью или спекулятивной философией. Полностью очистить сердце от всех материальных наслоений кармы, гьяны и йоги можно только с помощью преданного служения. И только тому, кто таким образом очистился, Господь, находящийся вместе с индивидуальной душой в сердце каждого, дает наставления, помогая Своему преданному достичь высшей цели - вернуться домой, к Богу. Подтверждение этому мы находим в «Бхагавад-гите» (10.10): тешам сатата-йуктанам бхаджатам. Только когда Господь доволен служением преданного, Он дает ему наставления, как давал их Арджуне и Уддхаве.
Гьяни, йоги и карми не могут рассчитывать на непосредственную помощь Господа. Они не способны удовлетворить Господа трансцендентным любовным служением, более того, они не верят в служение Господу. Практика бхакти-йоги, регулируемая принципами вайдхи-бхакти, то есть регламентированное преданное служение, описана в шастрах и рекомендована великими ачарьями. Эта практика помогает преданному-неофиту достичь стадии рага-бхакти, на которой Сам Господь начинает давать ему наставления изнутри как чайтья-гуру (то есть, когда в роли духовного учителя выступает Сверхсознание).
Никакие другие трансценденталисты, кроме преданных, не способны понять разницы между душой и Сверхдушой, поскольку ошибочно отождествляют Сверхсознание с индивидуальным сознанием. Это заблуждение мешает непреданным получать наставления изнутри и тем самым лишает их непосредственной помощи Господа. Последователь монизма должен прожить много жизней, прежде чем поймет необходимость поклонения Господу и осознает, что преданный одновременно един с Господом и отличен от Него. Только осознав это, он предается Васудеве. Так начинается его чистое преданное служение. Путь постижения Абсолютной Истины, которым идут введенные в заблуждение монисты, чрезвычайно труден, тогда как преданных по пути постижения Абсолютной Истины ведет Сам Господь, довольный их служением. Обращаясь к Майтрее от имени многочисленных преданных-неофитов, Видура начал с вопроса о пути преданного служения, идя по которому можно легко удовлетворить Господа, находящегося в нашем сердце.
Шримад Бхагаватам песнь 3, глава 5 (Беседа Видуры с Майтреей), текст 4. Перевод и комментарии Шрилы Прабхупады.
Нахам пракашахсарвасйа – «Я не открываю Себя всем и каждому» («Бхагавад-гита»). Совершенная религия учит, как любить Бога, не стремясь извлечь из этого выгоду для себя. Если я служу Богу ради какой-либо выгоды – это бизнес, а не любовь. Истинная любовь к Богу – это ахаитукйапратихата: ей не могут помешать никакие материальные препятствия. Она не зависит не от каких внешних обстоятельств. Тому, кто действительно хочет полюбить Бога, ничто не в силах помешать. Кем бы вы ни были – бедным или богатым, молодым или старым, черным или белым – вы можете любить Его.
Шрила Прабхупада.
Там, в Сердце моём спит маленький мальчик:
Отброшена флейта и рот приоткрыт.
Он мне подтверждает, что вкус не утрачен –
Ведь в Музыке дней Его флейта звучит!
Он спит, как ребёнок, мой Бог, мой Вершитель,
Забыв свои лилы, вкушает покой.
Он – Друг и Влюблённый в нас всех Покровитель,
Ведущий нас к Звездам всегда за собой.
И я засыпаю с Молитвою свыше
(Ему благодарности тихо пою).
Конечно, Он спит, но Душа Его слышит
Всю Искренность, Нежность и Радость мою!..
Да, в сердце моём спит мой Бог, словно мальчик:
Отброшена флейта и рот приоткрыт.
И все подтверждает, что Вкус не утрачен –
Ведь в Музыке дней Его голос звучит!
Сергей Цюрко
Бхагавад-гита, глава 10, текст 10: «Тем, кто постоянно с любовью служат Мне, Я даю ПОНИМАНИЕ, при помощи которого они могут прийти ко Мне».
Тезисы из комментария Шрилы Прабхупады, отмеченные моим вниманием:
1. Большое значение имеет слово «буддхи-йогам», где «буддхи» - означает разум, «йога» - означает «мистическая деятельность» и «мистический подъем» из ловушки материального мира того, кто пытается вернуться домой, назад к Господу.
2. Буддхи-йога – есть деятельность «в сознании Кришны» .
3. Конечная цель есть Кришна.
4. Когда цель определена, то она достижима, если медленно, но ВЕРНО СЛЕДОВАТЬ намеченным путем.
Далее звучат эти ВЕРНЫЕ ПУТИ достижения цели согласно вкусовым предпочтениям:
1. Карма – йог: цель знает – Кришна, но привязан к плодам своего труда.
2. Гьяна – йог: цель знает – Кришна, но находит удовольствие в умственных спекуляциях, а не в служении Кришне.
3. Бхакти-йог или буддхи-йог: цель знает – Кришна и его поиски Кришны проходят ЦЕЛИКОМ в сознании Кришны и преданном служении.
В отличие от карма и гьяна – йогических практик, бхакти-йога или буддхи-йога – это законченная йога и высочайшее совершенство жизни.
Сразу же обращает на себя внимание то, что бхакти-йога не тождественна буддхи-йоге. Буддхи-йога является суммой преданного служения и понимания, которое дает Кришна. Буддхи – это разум, он у нас и так есть в составе тонкого тела. Но, чтобы он стал йогой, то есть связью с Кришной, Кришна его Сам доводит до состояния истинного. Так переводится «дадами буддхи-йогам» - Я даю истинный разум». Скажу честно, буддхи-йога стала для меня новостью. А она – это тот процесс, что приводит к Кришне!
Итак, куда бы мы ни отправились, нас называют – Харе Кришна. Они говорят так. Весь мир будет говорить: «Харе Кришна!». В шутку или всерьез, – не имеет значения. Пусть они шутят или критикуют нас – «Харе Кришна», – все равно они получат эффект. Все равно он будет.
В Нрисимха Пуране приводится история об одном мусульманине, на которого напал вепрь. Дикий вепрь. Итак, когда вепрь напал на мусульманина, тот закричал: «Харам, Харам!». Так говорят мусульмане, когда им что-то не нравится. Харам значит «осуждать». Таким образом, когда вепрь напал на него, тот воскликнул – «Харам!» Но это прозвучало как «Ха Рама». И этот человек обрел освобождение.
Вы понимаете, что я говорю? Мусульманин сказал: «Ха Рам». Он осудил, назвал ситуацию ужасной. Это значение слова харам на урду. И в момент смерти он произнес харам, что сработало, как Рама, Хе Рама, как воспевание имени Рамы, Харе Рама. Он совершенно не имел это в виду, но эффект пришел как от воспевания Хе Рама. Вот почему эта Харе Кришна мантра, – произносится ли она серьезно, в шутку или как критика, – будет иметь одинаковый эффект. Поэтому пусть они повторяют Харе Кришна в любом случае. Вы понимаете? Даже если они не серьезно относятся, подражают или кривляются, – все равно они получат благо.
Беседа со Шрилой Прабхупадой, Лондон, 15 августа 1971 года.
Вы поймите меня, я другой становлюсь
И без злости над прежней собою смеюсь.
Только смех вперемешку с горючей слезой.
Как могла быть вообще я такою слепой?
Я не знала зачем, для чего я живу,
По какой такой речке? Куда я плыву?
Я старалась хорошею быть и для всех,
Только так не бывает, все это смех.
Иногда мое сердце тихонько стонало,
Оно просто ответ на вопросы искало.
Сокровенное знанье рвалось изнутри:
«Ты на мир по-иному совсем посмотри».
Аиндра Прабху: Когда Шрила Прабхупада приехал в Вашингтон в 1976, мы все ненадолго остановились в его квартире, прежде чем отправиться в храм приветствовать Божеств. Однажды утром мне втиснули в руки мридангу и попросили повести киртан. Думаю, что просто не оказалось никого другого рядом, и так я попытался играть, так хорошо, как только мог, очень по-простому. Я шел первым справа от Шрилы Прабхупады, и вдруг он повернулся ко мне, вскинул руки в своей типичной царственной манере, и сказал, взглянув на меня очень одобрительно и позитивно: «Джая!» И это было единственным словом, которое он сказал мне за всю мою жизнь в сознании Кришны.
Но в одном этом слове было столько вдохновения и силы. Как же я получил «джая!» от Шрилы Прабхупады? Это было просто – я совершал харинама-санкиртану. Я тогда подумал: «Почему бы так и не продолжать харинама-санкиртану, если даже такое простое служение получило «джая!» от Шрилы Прабхупады?» С тех пор всецело это стало моей идеей.
Аиндра Прабху: Харинама-санкиртана означает громкое воспевание святых имен для блага других. Мы должны всерьез принять во внимание, до какой степени мы благословляем других, и до какой степени получаем благо сами. Есть мнимый киртан и настоящий киртан. Только санкиртан, в котором воспевается чистое имя, - настоящий санкиртан. Если кто-то совершает оскорбления имени, и просто произносит звуки «Харе Кришна», это не настоящий санкиртан. Поэтому надо внимательно обсудить оскорбления, которые надо избегать при воспевании.
Аиндра Прабху: Есть бхукти-нама, оскорбительное воспевание, результат его - материальные приобретения; есть мукти-нама, тень воспевания, его результат - освобождение; и есть према-нама, чистое воспевание, результат которого према-бхакти, чистая любовь к Господу.
25 стих 7 главы 1 песни Шримад Бхагаватам, составленный мною из переводов Шрилой Прабхупадой слов на санскрите, звучит так:
Таким образом это воплощение Твое: и чтобы удалить бремя материального мира; и чтобы полностью удовлетворить постоянно вспоминающих <о Тебе*> друзей и беспримесных преданных. *Выражение «о Тебе» в стихе на санскрите не присутствует, но в литературный перевод стиха Шрила Прабхупада его включает.
В этом стихе много свидетельств! Сначала я напишу выражение «Желание полностью удовлетворить присуще любящему!», которое помогло мне увидеть, что, прежде всего, в этом стихе Арджуна – свидетель ЛЮБВИ Господа. Кто же они? – те, кого Он любит? И как Он их любит?
Говинда даси готовила что-то для Шрилы Прабхупады в экадаши, пришла и спросила: «Шрила Прабхупада, а, правда, что асафетиду нельзя использовать на экадаши? Там есть мука». Шрила Прабхупада посмотрел на неё и сказал: «Зачем вы всё усложняете? Я сказал вам, просто не есть зернобобовых, зачем вы всё усложняете?»
Зачем нужны все эти детали? Понятно, в каких-то случаях это может быть важно, но, у преданных есть эта способность - зацикливаться на правилах, забывая о том, для чего это правило нужно. Шрила Прабхупада не боялся нарушить правила.
В соответствии с ортодоксальными принципами брахман не должен снимать свой брахманский шнур, никогда, ни при каких обстоятельствах. Если он снял - всё - он уже не брахман, он уже непонятно кто. Как-то раз Шрила Прабхупада давал лекцию, и у него упал микрофон. Он сказал стоящему рядом брахману: «Сними с себя шнур и привяжи микрофон». Любой уважающий себя брахман, ортодоксальный брахман из Джаганнатха-Пури, упал бы в обморок от такого отношения к брахманскому шнуру. Но это значит, что Шрила Прабхупада знает цель, которая стоит за всеми этими правилами, он знает, для чего мы следуем этим правилам. Не правила ради правил.
Госвами Махарадж
Шрила Прабхупада: «Тот, кто пытается толковать «Бхагавад-гиту» вне связи с волей Кришны, совершает тяжкий грех. Чтобы избежать этого, человек должен понять Господа как Верховную Личность Бога, также как Его напрямую понял Арджуна, первый ученик Господа Кришны.»
Шрила Прабхупада: «Живое существо является вечно блаженной неотъемлемой частицей Господа, поэтому его естественное предназначение состоит в том, чтобы напрямую служить Господу.»
Шрила Прабхупада: «Каждый, кто, изучая «Бхагавад-гиту», действительно стремится извлечь для себя благо, должен воспользоваться помощью, которую предлагает людям Движение сознания Кришны, чтобы понять содержание «Бхагавад-гиты» на практике, под непосредственным руководством Господа.»
Санскритское слово дхарма является очень емким. Оно имеет множество значений. Дхарма – это религия и путь, закон и природа, долг и обязанности, свойство и знания. Проще говоря, дхарма – это главное, неотъемлемое свойство того или иного объекта. Например, дхарма соли – ее соленый вкус, дхарма воды – ее жидкое состояние, дхарма коровы – есть траву и давать молоко, дхарма тигра – поедать плоть, дхарма камня – его твердость, а дхарма человека – служить Богу и делать всех счастливыми.
Если соль потеряет солёный вкус, ее уже нельзя будет назвать солью. Если тигр прекратит есть мясо, это будет уже не тигр. И точно так же человек, если он забудет о служении Богу и другим людям, перестанет называться человеком. Поэтому дхарма – основа всего. Это наш крест, который нужно нести, чтобы карма не столкнула нас вниз.
Иисус Христос принял на себя карму всех грешников. Но сам при этом грешником не стал, поскольку, сделав так, он поступил согласно закону дхармы. Его целью было служение Богу и спасение людей. Такая деятельность возвышает.
«Я преклоняюсь перед Шрилой Шривасом Пандитом, дорогим Спутником Господа Шри Гауранги. Благодаря лишь крупице Милости Шриваса Тхакура обретается чистейшая Любовь (Рати) к Шри Гауранге. О Шривас! О К...
Слава Папамочани экадаши описана в «Бхавишоттара Пуране» в беседе Господа Кришны и Махараджа Юдхиштхиры.
Однажды Махарадж Юдхиштхира обратился к Господу Кришне: «Мой дорогой Го...
Говинда Гхош и его братья – Васудева Гхош и Мадхава Гхош были близкими спутниками Господа Чайтаньи и Господа Нитьянанды. Говинда Гхош был также известен как Гхоша Тхакур. Он славился своими красивым...
Рецепт на основе кукурузного майонеза. Получается лёгкий, и в то же время, праздничный салатик. Из овощей для него используются всего лишь свекла и морковь, но всё зависит от предпочтений: кому понр...
Жители разных стран и континентов отличаются друг от друга. Хотя их всех объединяет главная черта, а именно принадлежность к человеческой расе, между ними есть множество различий, носящих второстепе...
Aрджуна спросил: Кто более преуспел в йоге - те, кто всегда преданно служит Тебе, или те, кто поклоняется безличному Брахману, непроявленному и неуничтожимому?
КОММЕНТAРИЙ: Кришна уже рассказал Aрджу...
Автор изображения: Ирина Шатилова
Напомню, что мы сейчас находимся в 10 главе «Бхагавад-гиты», которая называется Вибхути-йога, то есть йога – это связь с Богом нашего сердца через Его воплощения и...
Около 1893-го года в Нандаграме, в хижине на берегу Павана-саровары, где раньше совершал бхаджан Шри Санатана Госвами, жил Бабаджи по имени Гаура дас. Основной частью его садханы было предложение цв...
Теперь, пожалуйста, выслушайте историю в этой связи. Однажды Дамодара Пандит спросил Мурари Гупту: «Мурари, скажи мне, почему Господь Чайтанья принял прасад Шивы? Ведь известно, что в результате про...
«Шримад Бхагаватам», песнь 1 глава 8 текст 12 в варианте пословного перевода: «О глава муни (Сута Госвами обращается к Шаунаке), поэтому все пять сыновей Панду, видя это ослепительное оружие себе на...
Вам нравится Швета Двипа? Проявите Ваши творческие способности и помогите сделать этот сайт ещё интереснее! Вливайтесь в дружелюбную команду, которая занимается служением в этом проекте.
Швета Двип...