Бхагавад-гита, глава 10, текст 10: «Тем, кто постоянно с любовью служат Мне, Я даю ПОНИМАНИЕ, при помощи которого они могут прийти ко Мне».
Тезисы из комментария Шрилы Прабхупады, отмеченные моим вниманием:
1. Большое значение имеет слово «буддхи-йогам», где «буддхи» - означает разум, «йога» - означает «мистическая деятельность» и «мистический подъем» из ловушки материального мира того, кто пытается вернуться домой, назад к Господу.
2. Буддхи-йога – есть деятельность «в сознании Кришны» .
3. Конечная цель есть Кришна.
4. Когда цель определена, то она достижима, если медленно, но ВЕРНО СЛЕДОВАТЬ намеченным путем.
Далее звучат эти ВЕРНЫЕ ПУТИ достижения цели согласно вкусовым предпочтениям:
1. Карма – йог: цель знает – Кришна, но привязан к плодам своего труда.
2. Гьяна – йог: цель знает – Кришна, но находит удовольствие в умственных спекуляциях, а не в служении Кришне.
3. Бхакти-йог или буддхи-йог: цель знает – Кришна и его поиски Кришны проходят ЦЕЛИКОМ в сознании Кришны и преданном служении.
В отличие от карма и гьяна – йогических практик, бхакти-йога или буддхи-йога – это законченная йога и высочайшее совершенство жизни.
Сразу же обращает на себя внимание то, что бхакти-йога не тождественна буддхи-йоге. Буддхи-йога является суммой преданного служения и понимания, которое дает Кришна. Буддхи – это разум, он у нас и так есть в составе тонкого тела. Но, чтобы он стал йогой, то есть связью с Кришной, Кришна его Сам доводит до состояния истинного. Так переводится «дадами буддхи-йогам» - Я даю истинный разум». Скажу честно, буддхи-йога стала для меня новостью. А она – это тот процесс, что приводит к Кришне!
Вначале нужно определить понятие «Разум». Согласно «википедии» РАЗУМ по смыслу соответствует латинскому слову «intellectus» — понимание и разум выражает себя в принципах, идеях и идеалах.
Мы УЖЕ знаем от Кришны, что истинным принципом является любовь, истинной идеей является преданное служение, истинным идеалом является Он Сам. Но если бы мы это поняли, то были бы стерты для нас все материальные отождествления: женщина, мама, дочь, русская…
В этом определении из «википедии» разум приравнивается к пониманию. А теперь я еще раз прочту стих, как его литературно перевел Шрила Прабхупада: «Тем, кто постоянно с любовью служат Мне, Я даю понимание, при помощи которого они могут прийти ко Мне». Шрила Прабхупада санскритское выражение «буддхи-йогам» в пословном переводе дает как «истинный разум», а в литературном варианте изложения стиха переводит это выражение как «понимание», что подтверждает не ошибочность взятого из «википедии» определения разума.
И вот ко мне приходит понимание, что постоянного с любовью служения Кришне на каком-то этапе становится недостаточно, чтобы прийти к Нему, нужно еще получить для этого от Него особое, истинное понимание.
Если этот стих так акцентирует важность понимания и этот стих предложен мне для изучения, значит, настало для меня время понять, что я могу просить Кришну дать мне понимание. И начну со следующего выражения – «деятельность в сознании Кришны», в частности как оно употребляется в комментарии – «Буддхи-йога – есть деятельность «в сознании Кришны». Если, конечно, моего служения с любовью достаточно для того, чтобы Он дал это понимание.
Итак, я бы очень хотела понять эту ОСНОВОПОЛАГАЮЩУЮ наиболее часто встречающуюся в комментариях Шрилы Прабхупады и никак не понимаемую мною фразу: «деятельность в сознании Кришны», а также, заодно, что значит «общество сознания Кришны»?
Начну с самоподготовки к пониманию с помощью «википедии», которая не подвела в правильности толкования понятий в случае со словом «разум».
Созна́ние – состояние жизни индивида, выражающееся в личном восприятии событий внешнего мира и событий собственной жизни, а также в отчёте об этих событиях.
Подставим в это определение Кришну.
Сознание Кришны – это Его восприятие событий внешнего мира и событий Его собственной жизни и Он дает Себе отчет об этих событиях.
И сразу же волнующий вопрос, дополняющий изначальный вопрос «Что такое «деятельность в сознании Кришны?»
«А как я могу «действовать в Его сознании», то есть в Его восприятии событий внешнего мира, в событиях Его собственной жизни – так, чтобы Он давал себе отчет об этих событиях, мной вызванных?»
Задавая себе этот вопрос, уже в процессе его же написания ВДРУГ ПРИШЛО ПОНИМАНИЕ сути происходящих событий: Наша бхакти-йога с ее трудно – прекрасными девятью видами преданного служения делает нас ВОСПРИНИМАЕМЫМИ СОЗНАНИЕМ Кришны. Так МЫ СТАНОВИМСЯ СОБЫТИЯМИ ЕГО ВНЕШНЕГО МИРА и СОБЫТИЯМИ ЕГО СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ (Его чувств и эмоций) и ОН начинает ОТДАВАТЬ СЕБЕ ОТЧЕТ об этих событиях и о нас, вызвавших эти события.
Как проверить, что это было? Было дано понимание или меня накрыло умственной спекуляцией? А если это было понимание, то чем себя вдохновить расширить и усилить свое присутствие в сознании Кришны?
Я стала искать подтверждения или опровержения Шрилой Прабхупадой этого вдруг пришедшего ко мне изнутри понимания термина «действовать в сознании Кришны» и всего, что с ним связано. Из того, что мне удалось найти вот некоторые.
«Бхагавад Гита» 2.70, комментарий: «признак того, что человек (уже) ОБЛАДАЕТ сознанием Кришны такой: у него ПРОПАДАЕТ СКЛОННОСТЬ к чувственному удовлетворению, хотя желания могут и возникать. Удовлетворение он чувствует от своего трансцедентального любовного служения Господу…»
Проверяем себя: желания чувственно удовлетвориться еще возникают, но ПРОПАДАЕТ СКЛОННОСТЬ так удовлетворяться. Но напротив: ПОЯВЛЯЕТСЯ СКЛОННОСТЬ получать удовлетворение от своего трансцедентального служения Кришне. Если мы такую метаморфозу в своих склонностях наблюдаем – значит, мы «обладаем» – так написал Шрила Прабхупада! – то есть потянули на себя часть сознания Кришны. То есть Его сознание нас восприняло как событие Своего внешнего мира (иначе говоря, наше служение замечено) и мы стали событием Его собственной жизни – вызвали у Него чувства. Он дал Себе отчет об этом событии. Какой отчет? – Он ответил нам! Ответил чувством на чувство и мы почувствовали свое чувство удовлетворения от того, что удовлетворили Его чувства своим служением.
И теперь Он стал событием нашего внешнего мира (объект для служения) и событием нашей собственной жизни (удовлетворяются наши чувства) и мы теперь отдаем Себе отчет об этих событиях. Какой отчет мы отдаем себе?: произошел реальный контакт на уровне чувств между двумя сознаниями, между двумя личностями!
Все эти понимания нужно проверить на нахождение их в поле действия гуру, шастр, садху.
Гуру – Шри Кришна.
Шастра – Бхагавад Гита, 9.2. Привожу стих как пофразный, а не литературный перевод «Царь тайного знания – вечный чистейший принцип религии. Если непосредственным опытом понял – счастлив исполнять». Текст сложен, но важен как доказательство. Речь идет о вечном чистейшем принципе религии – преданном служении Господу, которое имеет своей целью удовлетворение Его чувств. Далее речь идет о непосредственном, то есть собственном опыте такого преданного служения. И выводом идет речь о том, что результатом такого опыта удовлетворения чувств Бога является счастье собственных чувств. То есть происходит обмен на уровне чувств. Это была шастра, теперь:
Садху – Шрила Прабхупада подтверждает «теорию «чувственного обмена» текстом, который я уже приводила из «Бхагвад Гиты», 2.7, но напомню: «… признаком того, что человек уже обладает сознанием Кришны является чувство удовлетворенности его собственных чувств от трансцедентального преданного служения…» И еще вот этим текстом.
«Бхагавад Гита» 2.68, комментарий: «желание чувственного удовольствя можно обуздать только с помощью сознания Кришны путем ВОВЛЕЧЕНИЯ всех своих чувств в любовное трансцедентальное служение, а не какими-то человеческими усилиями. Тот, кто это понял, достоен освобождения и именуется садхакой».
Что значит «…обуздать желание чувственного удовольствия с помощью сознания Кришны»? В свете полученного понимания - это значит задействовать свое материальное тело и свои материальные чувства в любом процессе, но! который связан только с Кришной и/или его атрибутами. Добиться удовлетворения Его чувств и убедиться в том, что добились – это значит получить ответ от Него в виде удовлетворения своих чувств. И продолжать именно так! …Удовлетворяться.
Даже если вы искренний человек и ощутите, что, будучи занятым в таком процессе: любом, но! связанным только с Ним и его окружением, вы удовлетворяете только свои чувства и не волнуетесь о Его – продолжайте! Такая занятость, стабильность которой обеспечивается удовлетворенностью, сама по себе огромное продвижение! Во-первых, вы точно не знаете того, что Он неудовлетворен. А, во-вторых! – удовлетворяя свои чувства от деятельности в «поле Его зрения», вы достигаете одну из двух квалификаций бхакти: постоянство = преданность в служении! А вторую квалификацию – любовное трансцендентное служение – Он дарит, видя достижение преданным первой квалификации (о такой последовательности развития чувств в бхакти от преданности к любви говорит в своем комментарии Шрила Прабхупада в «Шримад Бхагаватам», песнь1 глава 7, текст 6).
Вернемся к «Бхагавад Гита» (2.68): в этом комментарии говорится также о квалификации садхаки и об освобождении от приставучих соблазнов материи. И обе эти категории тоже связаны с условием - «понимание». Достоин освобождения «Тот, кто понял (!) то, что нужно себя «вовлекать». То есть задействовать себя в преданном служении, в нем продолжать действовать и, что самое важное, только там искать свою удовлетворенность.
Но освобождение от желаний чувственного удовлетворения «на стороне» - это не все, что дает Кришна подключением к бхакти – чувствам буддхи – разума, то есть истинного понимания. Он дает понимание, что без ПОНИМАНИЯ ПРОЦЕССОВ ЙОГИ, в которых мы зачастую находимся просто по привычке! – мы не скоро станем садхаками, то есть претендентами на развитие процесса йоги – от стадии вольного слушателя до стадии «прийти к Нему». Нет развития, значит, есть застой и неминуема деградация.
Напомню, что речь идет о даче понимания, которое приводит к Кришне – это медаль. Но у медали есть другая сторона: ее выдача происходит как ответ на постоянное любовное бхакти – служение.
Для вдохновения на служение я выбрала вот это заявление Шрилы Прабхупады из комментария к изучаемому стиху 10: «Если у человека есть истинный духовный учитель (а он, слава Кришне, есть! И это нам Его Божественная Милость: Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада) и он (этот человек, у которого есть учитель) примыкает к какой-либо духовной организации, но он недостаточно разумен, чтобы достичь духовного развития Кришна изнутри наставляет его, с тем, чтобы в итоге он смог легко прийти к Нему. Такая обнадеживающая формула: истинный учитель из «Сознания Кришны» + «Общество сознания Кришны» = надежда, что Кришна даст наставления, и мы сможем легко (!) прийти к Нему!
Ну и сама 2-я часть стиха «…Я даю ПОНИМАНИЕ, при помощи которого они могут прийти ко Мне» тоже очень вдохновляющая! Но имеет 1-ю часть: «Тем, кто постоянно с любовью служат Мне… Я даю понимание…» Однако я пока не буду обрезать себе крылья вдохновения этой первой частью, подозревая себя в неквалификации. Попробуем понять это позже.
Итак, вдохновение на служение есть: и Кришна и Шрила Прабхупада говорят об одном и том же: «Он ответит - даст наставление и понимание для того, чтобы прийти к Нему». Нужно только захотеть брать это.
Пора подводить итоги данного мне понимания. Я задам два вопроса и сама на них отвечу, используя это понимание.
1. Зачем к совершенной бхакти-йоге Кришна дает истинное понимание?
2. Истинное понимание чего, какого явления Он дает?
Начну с ответа на второй вопрос. Он дает истинное понимание необходимости того, что наше бхакти должно влиять на Его чувства. Мы должны стать буддхи-йогами: знать и понимать, что и как мы делаем и для чего. А именно: мы должны стать частью Его сознания и причиной волнения Его чувств. Этот процесс связи с Ним на начальном этапе мы должны контролировать получением ответа от Него в виде удовлетворенности наших чувств. И только в этом случае наши чувства перестанут бешено скакать по материи в поисках любых других объектов для получения ответного удовлетворения.
Теперь ответ на первый вопрос: зачем к совершенной бхакти-йоге Кришна добавляет истинное понимание? Это понимание о взаимном чувственном обмене в сознаниях двух личностей - дживы и Бога - дается Им для того, чтобы практикующая чувственный обмен джива была защищена пониманием истинных ценностей ЛЮБВИ и СЛУЖЕНИЯ ИДЕАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ, а значит успешно избегала ситуации, о которой говорит Шрила Прабхупада в комментарии к стиху 2.67: «Служение Господу с вовлечением ВСЕХ чувств - это верный способ контролировать свой ум. Достаточно 1-го не вовлеченного чувства, чтобы сбиться с пути духовного развития».
Так Он охраняет наше бхакти: чувства любви и преданности к Нему защищаются и стимулируются разумом-пониманием, что Он отвечает.
А теперь я пробую понять условие, на выполнение которого Кришна дает это истинное понимание. Я возвращаюсь к началу стиха, цитирую: «Тем, кто постоянно с любовью служат Мне…»
Понимание мое такое: только Кришна оценивает, кто сколько служит Ему и кто как Его любит. Поэтому эта квалификация не определяется в отношении самого себя: все будет или переоценкой или самоуничижением. И все эти самооценки одинаково бесполезны для подсчета качества и количества бхакти, дающих или не дающих право на получение от Него понимания. Бхакти нужно заниматься! А понимание Он даст. В самом стихе объявлена эта причинно-следственная связь.
Вообще наше влияние на процесс развития бхакти-йоги и теперь буддхи-йоги ограничивается в три счета:
1. Помнить и никогда не забывать, что смысл и цель нашего существования есть Кришна.
2. Действовать ради удовлетворения чувств Кришны
3. Никого не оскорблять.
Все остальное – это болезни роста и лекарство держим в руках: продолжать, продолжать, продолжать движение к цели – к Кришне.
Хочу закончить перечислением скоростей, на которых можно двигаться к Кришне:
Лети к своей цели!
Если не можешь лететь – беги к своей цели!
Если не можешь бежать – иди к ней!
Если не можешь идти – ползи к ней!
Если не можешь ползти – ложись и лежи в ее направлении!
Харе Кришна! Шрила Прабхупада КИ ДЖАЯ!
Джива деви даси
Возможность скачивания видео и аудио предоставляют бесплатные сервисы, например: savefrom.net presaver.com notube.net y2down.cc
Поклоняясь всепроникающему Господу, от которого произошли все существа, человек может достичь совершенства, исполняя свои обязанности.
Как указано в пятнадцатой главе, все живые существа есть неотъ...
Существует пять разновидностей безбожия: полное неверие [видхарма], принятие религиозных принципов, которым человек не способен следовать [пара-дхарма], показная религиозность [абхаса], подобие рели...
«До того, как встретиться с Махапрабху, Нарахари написал множество песен на санскрите и бенгали, посвященных враджа-расе Радха-Гиридхари. Вместе с Гададхарой Пандитом они никогда не покидали Господа Ч...
Слава Утпанна экадаши описана в «Бхавишйоттара Пуране» в беседе Шри Кришны и Арджуны.
Шри Сута Госвами сказал собравшимся браминам и мудрецам: «Если человек с верой и преданно...
Харе Кришна, дорогие друзья. Рецепт подсказала девочка на работе. И это оказалось очень вкусно и очень просто.
- 1 кг баклажан;
- 0,5 кг сладкого перц...
Я слышу дыхание Бога,
Как нежной любви аромат,
Он нежный, изысканный, близкий,
Души расцветающий сад.
Как запах цветущей сирени
Прохладным весенним рассветом.
Благоуханье любви,
Дороже которой мне нету.
Ког...
Проявляя сострадание ко всем живым существам, ты осознаешь себя. Помогая другим обрести бесстрашие, ты увидишь, что ты сам и все вселенные пребывают во Мне, а Я нахожусь в твоем сердце.
КОММЕНТАРИЙ: ...
В дни экадаши Луна наиболее близка к нашей планете и оказывает мощнейшее влияние на воду, из которой в основном состоят наши тела. Из школьной программы мы знаем, что гравитационное воз...
Навадвипа Дхама, расположенная на берегах Ганги, обладает великой ценностью – особенно для постижения нашего высшего «я», как указывал Шриман Махапрабху. Это земля любви, сладости, очарования и крас...
Вам нравится Швета Двипа? Проявите Ваши творческие способности и помогите сделать этот сайт ещё интереснее! Вливайтесь в дружелюбную команду, которая занимается служением в этом проекте.
Швета Двип...