«Шримад Бхагаватам» 1.8.43: «О, Шри Кришна, друг Арджуны! О глава потомков Вришни, неубывающе доблестный! О, владыка Голокадхамы – земли коров! О, Господь, нисходящий уничтожить царей мятежных династий, облегчить страдания брахманов и полубогов! О, владыка всех мистических сил! О, владыка всех богатств! О, вселенский наставник! Я почтительно склоняюсь перед Тобой».
Шримати Кунтидеви подводит итог своего описания Верховного Господа Шри Кришны. Мне стало интересно сложить целиком эти описания, которые, по сути, являются молитвой уже преданной души, находящейся в тисках материальной обусловленности (царицей ли, сталеваром ли – значения не имеет).
Есть возможность слитно (то есть, предварительно уже изучив комментарии) познакомиться с этой знаменитой молитвой в варианте ее изложения так, чтобы оставить впечатления от нее у себя в памяти за счет лаконичности. Для этого я, не меняя сами слова, в некоторых стихах сократила их количество без ущерба для смысла.
Скажу, что повествование получилось более объемным, чем обычно. Но так как оно посвящено великой молитве великой преданной, я осмелюсь советовать вам прочесть до конца.
С текста 17 по текст 21 изложение подано от третьего лица так: «Царица Кунти, спасенная со всем своим семейством - живущим и еще не рожденным - от оружия, которое описано как неодолимое и неотразимое, начинает свои молитвы Тому, Кто непостижим, не рожден и непогрешим.
Она знает, что тот, кого она видит как племянника, является Изначальной Личностью, невидимой ни для кого. И понимает, что Он скрыт от нее той же завесой, вводящей ее в заблуждение, будто Он - ее племянник, одетый в такой костюм для этой роли с ней. И она начинает играть с Ним, взяв себе роль наивной женщины, для возможности задать вопрос о пути к Нему для всех, и женщин, ведь парамахамсам и великим гьяни Он Сам доносит науку о Себе. А что же делать остальным? И она сама отвечает на свой вопрос: поклоняться Ему в той Его роли, которая волнует УЖЕ преданное Ему сердце».
Далее звучат слова из сердца Шримати Кунтидеви (тексты 22-43 поданы от первого лица): «Лотос - символ Твоего тела и Его украшение, символ Его чистоты и нежности: от взгляда до стоп.
Ты спасаешь уже страдающих женщин, постоянно оберегаешь женщин, подвергающихся угрозе страданий, и защищаешь чувства тех женщин, которые имеют чувства к Тебе.
Тот, кто бескорыстен, когда называет Тебя "мой", будет защищен Тобой от отравления, сожжения, съедения, позора и унижения, физических страданий, в битве с великими полководцами, от оружия, от которого в принципе нет спасения, от вырождения.
О, Господь вселенной, пусть будут бедствия, если так можно встретить Тебя!
Нищие обретают шанс легко заслужить обратиться к Тебе с чувством своей беспомощности. Остальные же обретают шанс помешаться от иллюзии о своей знатности, богатства, образованности и красоты.
Склоняюсь в поклоне Тебе - богатству бедных материально, полностью трансцендентному, Кто удовлетворен в Себе и самому умиротворенному.
Я считаю Тебя вечным временем, Верховным Господом, всепроникающим без начала и конца; раздающим повсюду милость всем живым существам: для Тебя нет правых и виноватых в их распрях между собой.
О, Господь, Твоя игра в пристрастность вводит в заблуждение обычных людей. Но я не знаю кого-либо как объекта Твоей особой благосклонности. И никогда кто бы то ни был и где бы то ни было не был предметом Твоей ненависти.
О, душа Вселенной! Жизненная энергия! Нерожденный, не совершающий действий! Несомненно, сбивает с толку и Твое рождение и действия в форме животных, человека среди мудрецов.
В моем положении (женщины) меня сбивает с толку, как Тот, кого боится даже олицетворенный страх, испугался Яшоды, которая взяла веревку. Твои беспокойные глаза наполнились слезами, которые смыли краску с Твоих прекрасных ресниц.
Кто-то говорит о Тебе: «Не рожденный - рождается для прославления великого преданного».
Другие говорят: «Не рожденный, Ты родился на благо молящихся и ради уничтожения тех, кто враждебен полубогам».
Другие не сомневаются: Ты родился по молитве Брахмы только чтобы облегчить бремя мира. И чтобы другие - страдающие в этом материальном творении от неведения и желаний занятий кармической деятельностью – слушая о Твоих явлениях - так могли совершать поклонение.
Те, кто уже принимают и воспевают Твои действия – непрерывно черпают наслаждение.
О, мой Господь! Неужели возможно, что сегодня Ты оставляешь нас - близких друзей, чья жизнь зависит от милости Твоих лотосных стоп и ни от кого-либо иного!
Яду и Пандавы - мы в Твое отсутствие - живые существа без чувств.
О, Кришна! Не покажется прекрасной более эта земля как сейчас поражает красотой, отмеченная отпечатками Твоих стоп.
От Твоего взгляда процветают все эти большие и малые города, созревают целебные травы, овощи, умножаются леса, горы, реки, моря.
О, Господь! Глубока моя привязанность к моим родственникам! Поэтому Ты разруби этот узел!
О, Повелитель Мадху! Пусть мои внимание и влечение направляются безраздельно, непрерывно и прямо - к Тебе, как Ганга течет к морю.
О, Шри Кришна - и друг и глава. И уничтожающий и нисходящий облегчить страдания. Владыка земель, богатств и всех мистических сил! О вселенский наставник! Я почтительно склоняюсь перед Тобой!»
Следующий стих – это реакция Шри Кришны:
«Шримад Бхагаватам» 1.8.44: «Сута сказал: "Этими изысканными словами Притхи (Кунти) почтила Его вселенскую славу. Мягкая улыбка Господа чаровала подобно мистической силе».
Молитва царицы Кунти имеет огромную ценность для нас: она является образчиком молитвы, которая может понравиться Кришне, что подтверждается Его мягкой улыбкой. Но самое главное знание от знакомства с молитвой Кунтидеви вообще неоценимо: прославляющая молитва, произнесенная изысканными словами, является действенным служением чувствам Бога, причем ощутимым для обеих сторон! Если молитва «удалась», то пусть и невидимая глазами улыбка Кришны станет ощутима нами как чувство усиления очарованности Им. И это инициирует Он! Так с помощью молитвы можно развивать и укреплять чувственно-ощутимо-привязывающую сторону преданного служения чувствам Бога, которое на этапе вайадхи садхана бхакти так и норовит превратиться в механистический ритуал.
Очень и очень стоит попытаться взять в свой опыт метод прославляющей (хвалящей, в восхищении) молитвы, стараться! сделать ее красивой насколько это по силам уму.
Не обращайте внимание на обилие глаголов: стоит попытаться, взять, стараться, сделать… Все эти наши действия - «работающая» демонстрация Ему желания развить свою преданность. На нашу преданность есть множество претендентов: полубоги, родственники, друзья, партия, миссия, профессия… Преданность – это то, что Его в нас интересует, то, зачем Он «приходит сюда». Вот отрывок из комментария Бхактиведанта Свами Прабхупады к тексту № 43: «У всемогущего Господа есть своя вечная трансцендентная обитель, где Он пасет коров сурабхи. Ему служат сотни и тысячи богинь процветания! Но Он нисходит в материальный мир, чтобы призвать к Себе Своих преданных…»
Харе Кришна! Грантхарадж Шримад Бхагаватам КИ ДЖАЯ! Бхактиведанта Свами Прабхупада КИ ДЖАЯ!
Джива деви даси
Следует тaкже обрaтить внимaние нa слово тиртхaпадa. Это одно из имен Господa Говинды, Верховной Личности Богa. Тиртхa ознaчaет «святое место», a падa — «лотосные стопы Господa». Люди идут в свят...
Живые чувства выше мертвой материи, ум выше чувств, разум выше ума, а она (душа) еще выше, чем разум.
КОММЕНТАРИЙ: Чувства являются своеобразными выходами для проявлений вожделения. Вожделение сохран...
Абхирама Тхакур был одним из двенадцати гопалов, друзей Господа Нитьянанды. Ранее его звали Шри Рамадас. Когда Господь Чайтанья послал Господа Нитьянанду проповедовать в Гаудадеше, вместе с ним Он о...
Слава Варутхини экадаши, который приходится на период убывающей луны месяца апреля/мая, описана в «Бхавишьоттаре Пуране» в беседе Господа Кришны и Махараджа Юдхиштхиры.
Однажды ...
Чтобы приготовить вегетарианские паски, нам понадобится:
Кто запретит соли солить? Кто запретит солнцу светить? Кто запретит преданному исполнить волю возлюбленного Господа?...
Доброго времени суток, дорогие читатели! Не сразу я решился писать на такую непростую тему, а только после нескольких лет глубокого анализа и прохождения многих сложных уроков в собственной жизни. С...
Место действия [тело], исполнитель, органы чувств, разнообразные усилия и, наконец, Сверхдуша - все это пять составляющих любого поступка.
КОММЕНТAРИЙ: Слово адхиштханам относится к телу. Душа, нах...
Однажды вечером Махарадж [Бхакти Тиртха Свами] сказал мне:
- Сегодня нам нужно закончить беседу раньше, потому что я еще не дочитал свои круги.
- Махарадж, тебе не нужно заканчивать свои круги. По...
Вам нравится Швета Двипа? Проявите Ваши творческие способности и помогите сделать этот сайт ещё интереснее! Вливайтесь в дружелюбную команду, которая занимается служением в этом проекте.
Швета Двип...