Шри Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, том второй, глава 8 (Беседы Шри Чайтаньи Махапрабху и Рамананды Рая). Перевод и комментарии Шрилы Прабхупады.
ТЕКСТ 117
прабху кахе — йе лаги' аилама тома-стхане
сеи саба таттва-васту хаила мора джнане
прабху кахе — Господь говорит; йе лаги' — ради которого; аилама — (Я) пришел; тома-стхане — туда, где ты; сеи саба — все эти; таттва-васту — истины; хаила — возникли; мора — в Моем; джнане — знания.
Услышав это, Господь Чайтанья Махапрабху сказал Рамананде Раю: «Наконец мне открылись истины, ради которых Я пришел к тебе».
ТЕКСТ 118
эбе се джанилун садхйа-садхана-нирнайа
аге ара ачхе кичху, шуните мана хайа
эбе — теперь; се — это; джанилун — понял; садхйа — высшей цели; садхана — и метода; нирнайа — описание; аге — дальше; ара — еще; ачхе — есть; кичху — нечто; шуните — услышать; мана — намерение; хайа — есть.
«Теперь Я понимаю, в чем заключается высшая цель жизни и как ее достичь. Однако Мне думается, что есть что-то еще, и Я горю желанием услышать об этом».
ТЕКСТ 119
'кршнера сварупа' каха 'радхара сварупа'
'раса' кон таттва, 'према' — кон таттва-рупа
кршнера — Господа Кришны; сварупа — трансцендентный образ; каха — опиши; радхара — Шримати Радхарани; сварупа — трансцендентный образ; раса — трансцендентных взаимоотношений; кон — в чем; таттва— истина; према — любви к Богу; кон — какова; таттва-рупа — истинная форма.
«Пожалуйста, опиши трансцендентный облик Кришны и Шримати Радхарани. Поведай также истины о трансцендентных расах и трансцендентных проявлениях любви к Богу».
ТЕКСТ 120
крпа кари' эи таттва каха та' амаре
тома-вина кеха иха нирупите наре
крпа кари' — проявив милость; эи таттва — эти истины; каха — поведай; та' — обязательно; амаре — Мне; тома-вина — кроме тебя; кеха — кто-либо; иха — это; нирупите — объяснить; наре — не может.
«Будь добр, объясни Мне все эти истины. Кроме тебя, никто не сможет сделать этого».
ТЕКСТ 121
райа кахе, — иха ами кичхуи на джани
туми йеи кахао, сеи кахи ами вани
райа кахе — Рамананда Рай говорит; иха — этого; ами — я; кичхуи — чего-либо; на — не; джани — знаю; туми — Ты; йеи — которые; кахао —
побуждаешь (меня) говорить; сеи — те; кахи — произношу; ами — я; вани — слова.
Шри Рамананда Рай ответил: «Сам я ничего об этом не знаю. Я лишь произношу слова, которые Ты вкладываешь в мои уста».
ТЕКСТ 122
томара шикшайа пади йена шука-патха
сакшат ишвара туми, ке буджхе томара ната
томара шикшайа — по Твоему указанию; пади — читаю; йена — как; шука-патха — речь попугая; сакшат — непосредственно; ишвара — Бог, Верховная Личность; туми — Ты; ке — кто; буджхе — понимает; томара — Твою; ната — игру.
«Я просто повторяю, как попугай, наставления, которые Ты дал мне. Ты — Сам Бог, Верховная Личность. Кто в состоянии понять Тебя, играющего, как актер на сцене?»
ТЕКСТ 123
хрдайе прерана кара, джихвайа кахао вани
ки кахийе бхала-манда, кичхуи на джани
хрдайе — в сердце; прерана — указания; кара — даешь; джихвайа — языком; кахао — заставляешь произносить; вани — слова; ки — какие; кахийе — произношу; бхала-манда — правильные или неправильные; ки-чхуи — что-либо; на — не; джани — знаю.
«Это Ты вдохновляешь меня из сердца и заставляешь шевелить языком. Я же не знаю, говорю я правильные вещи или нет».
***
ТЕКСТ 129
'саннйаси' балийа море на кариха ванчана
кршна-радха-таттва кахи' пурна кара мана
саннйаси — за отрекшегося от мира; балийа — приняв; море — Меня; на кариха ванчана — не обманывай; кршна-радха-таттва — истину о Радхе
и Кришне; кахи' — поведав; пурна — совершенным; кара — сделай; мана — (Мое) желание.
Шри Чайтанья Махапрабху продолжил: «Пожалуйста, не пытайся обмануть Меня, обращаясь со Мной как с образованным санньяси. Прошу, удовлетвори желание Моего сердца — расскажи Мне о Радхе и Кришне».
ТЕКСТЫ 130 - 131
йадйапи райа — преми, маха-бхагавате
танра мана кршна-майа наре аччхадите
татхапи прабхура иччха — парама прабала
джанилеха райера мана хаила таламала
йадйапи — хотя; райа — Рамананда Рай; преми — исполненный великой любви к Кришне; маха-бхагавате — преданный высочайшего уровня; танра — его; мана — ум; кршна-майа — иллюзорная энергия Кришны; наре — не может; аччхадите — покрыть; татхапи — однако; прабхура иччха — желание Господа; парама прабала — сильнейшее; джанилеха — хотя и знал; райера мана — в уме Рамананды Рая; хаила — было; таламала — замешательство.
Шри Рамананда Рай был великим преданным Господа, исполненным великой любви к Нему. Но, хотя иллюзорная энергия Кришны не могла ввести Рамананду Рая в заблуждение и хотя он понимал всю силу и глубину желания Господа, он все же пришел в легкое замешательство.
КОММЕНТАРИЙ: Достигший совершенства преданный всегда поступает в соответствии с волей Верховной Личности Бога. Материалистов же всегда уносят волны материальной энергии. Как говорил Шрила Бхактивинода Тхакур, майара ваше, йаччха бхесе, кхаччха хабудубу, бхаи — человек, оказавшийся во власти иллюзорной энергии, бессилен перед ее волнами. Иными словами, тому, кто находится в материальном мире, приходится служить майе. Но человек, принявший покровительство духовной энергии, служит Верховной Личности Бога. Хотя Рамананда Рай знал, что для Шри Чайтаньи Махапрабху не существует тайн, он продолжил свое объяснение, потому что так было угодно Господу.
ТЕКСТ 132
райа кахе — "ами — ната, туми — сутра-дхара
йеи мата начао, таичхе чахи начибара
райа кахе — Рамананда Рай отвечает; ами — я; ната — танцор; туми — Ты; сутра-дхара — кукловод; йеи — каким; мата — образом; начао — заставляешь танцевать; таичхе — так; чахи — хочу; начибара — танцевать.
Шри Рамананда Рай ответил: «Я всего лишь марионетка. Все нити в Твоих руках. Стоит Тебе потянуть за них, и я буду танцевать так, как Тебе угодно».
ТЕКСТ 133
мора джихва — вина-йантра, туми — вина-дхари
томара мане йеи утхе, тахаи уччари
мора джихва — мой язык; вина-йантра — струнный инструмент; туми — Ты; вина-дхари — игрок на (этом) струнном инструменте; томара мане — в Твоем уме; йеи утхе — которое возникает; тахаи — то; уччари — озвучиваю.
«Дорогой Господь, мой язык подобен струнному инструменту, на котором Ты играешь. Я просто озвучиваю то, что приходит Тебе на ум».
***
ТЕКСТ 196
прабху кахе, — 'садхйа-вастура авадхи' эи хайа
томара прасаде иха джанилун нишчайа
прабху кахе — Шри Чайтанья Махапрабху подтверждает; садхйа-вастура — цели жизни; авадхи' — предел; эи — это; хайа — есть; томара — твоей; прасаде — милостью; иха — это; джанилун — понял; нишчайа — в совершенстве.
Шри Чайтанья Махапрабху подтвердил истинность сказанного Раманандой Раем: «Такова высшая цель человеческой жизни. Лишь по твоей милости Я окончательно понял это».
ТЕКСТ 197
'садхйа-васту' 'садхана' вину кеха нахи пайа
крпа кари' каха, райа, пабара упайа
садхйа-васту — цели жизни; садхана вину — без следования соответствующему методу; кеха нахи пайа — никто не достигает; крпа кари' — проявив милость; каха — объясни; райа — о Рамананда Рай; пабара упайа — средство достижения.
«Цели жизни невозможно достичь, не зная средств ее достижения. Поэтому теперь, будь добр, расскажи, каким образом можно достичь этой цели».
ТЕКСТ 198
райа кахе, — йеи кахао, сеи кахи вани
ки кахийе бхала-манда, кичхуи на джани
райа кахе — Шри Рамананда Рай отвечает; йеи — которое; кахао — заставляешь меня говорить; сеи — то; кахи — говорю; вани — послание; ки — которое; кахийе — говорю; бхала-манда — правильное или неправильное; кичхуи на джани — ничего не понимаю.
Шри Рамананда Рай ответил: «Я сам не понимаю, что говорю. Все, что я сказал, было это правильным или нет, заставил меня произнести Ты. Я лишь повторяю Твое послание».
ТЕКСТ 199
трибхувана-мадхйе аичхе хайа кон дхира
йе томара майа-нате ха-ибека стхира
три-бхувана-мадхйе — в трех мирах; аичхе — настолько; хайа — есть; кон — который; дхира — владеющий собой; йе — кто; томара — в Твоей; майа-нате — игре разнообразными энергиями; ха-ибека — будет; стхира — невозмутимый.
«Кто во всех трех мирах настолько владеет собой, что способен сохранять невозмутимость, когда Ты приводишь в действие Свои разнообразные энергии?»
ТЕКСТ 200
мора мукхе вакта туми, туми хао шрота
атйанта рахасйа, шуна, садханера катха
мора мукхе — моими устами; вакта — говорящий; туми — Ты; туми — Ты; хао — есть; шрота — слушатель; атйанта рахасйа — великая тайна; шуна — послушай же; садханера катха — описание средства достижения цели.
«В действительности моими устами говоришь Ты, и одновременно Ты же и слушаешь. Это великая тайна. Но, так или иначе, позволь мне описать Тебе средство достижения цели жизни».
КОММЕНТАРИЙ: Шрила Санатана Госвами советует слушать рассказы о Кришне только от вайшнавов. Слушать авайшнава он категорически запрещает.
аваишнава-мукходгирнам
путам хари-катхамртам
шраванам наива картавйам
сарпоччхиштам йатха пайах
Ссылаясь на эту цитату из «Падма-пураны», Шрила Санатана Госвами предостерегает, что не следует слушать ничего из того, что говорит о Кришне авайшнав, даже если с мирской точки зрения он очень учен. Молоко, которого коснулись губы змеи, становится ядовитым. Аналогичным образом, разговоры о Кришне, которые ведет авайшнав, тоже ядовиты. В противоположность ему, вайшнав предался Верховной Личности Бога, поэтому его слова обладают духовной силой. В «Бхагавад-гите» (10.10) Верховный Господь говорит:
тешам сатата-йуктанам
бхаджатам прити-пурвакам
дадами буддхи-йогам там
йена мам упайанти те
«Тех, кто постоянно служит Мне с любовью и преданностью, Я наделяю разумом, который помогает им прийти ко Мне». Когда говорит чистый вайшнав, его слова безупречны. Почему? Потому что Сам Кришна из сердца управляет его речью. Шрила Рамананда Рай получил это благословение от Шри Чайтаньи Махапрабху, и потому он признаёт здесь, что все его объяснения не плод его разума, они исходят непосредственно от Шри Чайтаньи Махапрабху. В «Бхагавад-гите» (15.15) сказано:
сарвасйа чахам хрди саннивишто
маттах смртир джнанам апоханам ча
ведаиш ча сарваир ахам эва ведйо
веданта-крд веда-вид эва чахам
«Я пребываю в сердце каждого живого существа, и от Меня исходят память, знание и забвение. Цель всех Вед — постичь Меня. Я — истинный составитель "Веданты" и знаток всех Вед».
Источником разума является Верховная Личность Бога, Сверхдуша в сердце каждого. Непреданные хотят от Верховного Господа чувственных наслаждений и потому оказываются во власти майи, иллюзорной энергии. Однако преданными непосредственно руководит Верховная Личность Бога, поэтому они подчинены йогамайе. Таким образом, между словами преданного и непреданного существует огромная разница.
***
ТЕКСТ 238
прабху кахе, — аилана шуни' томара гуна
кршна-катха шуни, шуддха караите мана
прабху кахе — Господь говорит; аилана — (Я) пришел; шуни' — услышав; томара — о твоих; гуна — добродетелях; кршна-катха — рассказы о Кришне; шуни — слушаю; шуддха караите — чтобы очистить; мана — ум.
Господь ответил: «Я пришел сюда, узнав о твоих удивительных качествах. Я пришел послушать, как ты рассказываешь о Кришне, и очистить тем самым собственный ум».
ТЕКСТ 239
йаичхе шунилун, таичхе декхилун томара махима
радха-кршна-премараса-джнанера туми сима
йаичхе — сколько; шунилун — (Я) услышал; таичхе — столько; декхилун — увидел; томара махима — твое величие; радха-кршна-према-раса-джнанера — трансцендентного знания о любовных отношениях Радхи и Кришны; туми — ты; сима — высший предел.
«Теперь, когда Мне довелось Самому убедиться в твоем величии, Я понимаю, что все, услышанное о тебе, — сущая правда. Что же касается любовных игр Радхи и Кришны, то никто не знает о них больше, чем ты».
КОММЕНТАРИЙ: Шри Чайтанья Махапрабху признал Рамананду Рая величайшим авторитетом в трансцендентной науке о любовных отношениях Радхи и Кришны. В этом стихе Господь Сам говорит, что Рамананда Рай олицетворяет высшую ступень знания об этих отношениях.
***
ТЕКСТ 262
ишта-гоштхи кршна-катха кахи' ката-кшана
прабху-пада дхари' райа каре ниведана
ишта-гоштхи — духовные беседы; кршна-катха — темы, связанные с Кришной; кахи' — пообсуждав; ката-кшана — некоторое время; прабху-пада — лотосные стопы Господа; дхари' — взяв; райа — Рамананда Рай; каре ниведана — обращается с мольбой.
В тот вечер, поговорив с Чайтаньей Махапрабху о Кришне, Рамананда Рай взял Шри Чайтанью за лотосные стопы и сказал следующее.
ТЕКСТ 263
'кршна-таттва', 'радха-таттва', 'према-таттва-сара'
'раса-таттва' 'лила-таттва' вивидха пракара
кршна-таттва — истина о Кришне; радха-таттва — истина о Радхе; према-таттва-сара — суть (Их) любовных отношений; раса-таттва — истина о трансцендентных расах; лила-таттва — истина об играх Господа; вивидха пракара — разные виды.
«Существуют различные духовные истины — истина о Кришне, истина о Радхарани, истина об Их любовных отношениях, истина о трансцендентных расах и истина об играх Господа».
ТЕКСТ 264
эта таттва мора читте каиле пракашана
брахмаке веда йена падаила нарайана
эта таттва — эти истины; мора читте — в моем сердце; каиле пракашана — (Ты) явил; брахмаке — Господу Брахме; веда — ведическому знанию; йена — как; падаила — научил; нарайана — Верховный Господь.
«Ты открыл все эти истины в моем сердце. Именно так Господь Нараяна передал знание Господу Брахме».
КОММЕНТАРИЙ: Сам Верховный Господь открыл знание в сердце Брахмы. Об этом рассказывается в ведических писаниях, в частности в «Шветашватара-упанишад» (6.18):
йо брахманам видадхати пурвам
йо ваи ведамш ча прахиноти тасмаи
там ха девам атма-буддхи-пракашам
мумукшур ваи шаранам ахам прападйе
«Поскольку моя цель — освобождение, я вручаю себя Верховной Личности, Богу, который на заре творения открыл ведическое знание в сердце Брахмы. Господь — изначальный источник знания и духовного просветления». Об этом также говорится в «Шримад-Бхагаватам» 2.9.30 - 35, 11.14.3, 12.4.40 и 12.13.19.
ТЕКСТ 265
антарйами ишварера эи рити хайе
бахире на кахе, васту пракаше хрдайе
антарйами — Сверхдуша; ишварера — Личности Бога; эи — это; рити — принцип; хайе — есть; бахире — извне; на кахе — не говорит; васту — факты; пракаше — открывает; хрдайе — через сердце.
Рамананда Рай продолжал: «Сверхдуша, пребывающая в сердце каждого, говорит с нами не извне, а изнутри. Именно так Она дает преданным все необходимые наставления».
КОММЕНТАРИЙ: В этом стихе Шри Рамананда Рай признаёт Шри Чайтанью Махапрабху Сверхдушой. Именно Она вдохновляет преданного. Поэтому говорится, что мантра гаятри (ом бхур бхувах свах тат савитур варенйам бхарго девасйа дхимахи дхийо йо нах прачодайат) исходит от Сверхдуши. Савита — изначальный источник разума. Этим Савитой является Господь Чайтанья Махапрабху. Подтверждение этим словам мы находим в «Шримад-Бхагаватам» (2.4.22):
прачодита йена пура сарасвати
витанватаджасйа сатим смртим хрди
сва-лакшана прадурабхут киласйатах
са ме ршинам ршабхах прасидатам
«Пусть же Господь, который на заре творения, пребывая в сердце Брахмы, укрепил его могучий разум и наделил его совершенным знанием обо всем мироздании, а также о Себе Самом и который, как показалось, появился из уст Брахмы, останется доволен мной». Этот стих, призывающий благословения Верховной Личности Бога, Шукадева Госвами произнес перед тем, как поведать Махарадже Парикшиту «Шримад-Бхагаватам».
ТЕКСТ 266
джанмадй асйа йато 'нвайад итараташ чартхешв абхиджнах сварат
тене брахма хрда йа ади-кавайе мухйанти йат сурайах
теджо-вари-мрдам йатха винимайо йатра три-сарго 'мрша
дхамна свена сада нираста-кухакам сатйам парам дхимахи
джанма-ади — творение, сохранение и разрушение; асйа — этой (вселенной); йатах — откуда; анвайат — прямо, через духовную связь; итаратах — косвенно, из-за отсутствия материальной связи; ча — также; артхешу — во всех ситуациях; абхиджнах — в совершенстве сознающий; сва-рат — независимый; тене — вложил; брахма — Абсолютную Истину; хрда — через сердце; йах — который; ади-кавайе — Господу Брахме; мухйанти — ложно понимают; йат — которую; сурайах — великие личности, такие как Господь Брахма, и другие полубоги и возвышенные брахманы; теджах-вари-мрдам — огня, воды и земли; йатха — как; винимайах — обмен; йатра — где; три-саргах — материальное творение, состоящее из трех гун; амрша — воистину; дхамна — обителью; свена — Своей собственной; сада — всегда; нираста-кухакам — свободную от иллюзии; сатйам — на истину; парам — абсолютную; дхимахи — медитируем.
«"О мой Господь Шри Кришна, сын Васудевы, о вездесущая Личность Бога, я в почтении склоняюсь перед Тобой. Я медитирую на Господа Шри Кришну, ибо Он является Абсолютной Истиной и изначальной причиной созидания, сохранения и разрушения проявленных вселенных. Прямо или косвенно Он сознает все проявление и независим, ибо не существует иной причины, кроме Него. Именно Он вначале вложил ведическое знание в сердце Брахмаджи, первого живого существа. Даже великие мудрецы и полубоги введены Им в заблуждение, подобно тому как человека сбивает с толку обманчивый образ воды в огне или суши на воде. Лишь благодаря Ему материальные вселенные, временно проявленные взаимодействием трех гун природы, кажутся истинными, хотя в действительности они нереальны. Поэтому я медитирую на Него, Господа Шри Кришну, вечно пребывающего в трансцендентной обители, которая всегда свободна от иллюзорных образов материального мира. Я медитирую на Него, ибо Он Абсолютная Истина"».
КОММЕНТАРИЙ: Этим стихом открывается «Шримад-Бхагаватам».
Возможность скачивания видео и аудио предоставляют бесплатные сервисы, например: savefrom.net presaver.com notube.net y2down.cc
Поклоняясь всепроникающему Господу, от которого произошли все существа, человек может достичь совершенства, исполняя свои обязанности.
Как указано в пятнадцатой главе, все живые существа есть неотъ...
Существует пять разновидностей безбожия: полное неверие [видхарма], принятие религиозных принципов, которым человек не способен следовать [пара-дхарма], показная религиозность [абхаса], подобие рели...
В следующий за картикой месяц гопи совершали поклонение Катьяяни, с внутренней целью удовлетворить богиню. Их внутренняя молитва, с которй они обращались к Катьяяни была такой: "Пожалуйста, устрой в...
Слава Утпанна экадаши описана в «Бхавишйоттара Пуране» в беседе Шри Кришны и Арджуны.
Шри Сута Госвами сказал собравшимся браминам и мудрецам: «Если человек с верой и преданно...
Что можно сказать, кроме того, что это вкусно... А, наверное, больше ничего )))
Позовите друзей, приготовьте запеченный картофель вместе, а потом усторйте общую трапезу за приятной беседой. Уверяю Ва...
«Всё учение и вся жизнь Кришны есть только любовь. Кришна не принимает ничего, кроме любви, действует только любовью, дышит только ею и говорит только ею.» Л.Н. Толстой, Полное собрание сочинений, т...
Царь Малаядваджа обрел совершенное знание благодаря способности отличать Сверхдушу от индивидуальной души. Индивидуальная душа локализована, тогда как Сверхдуша вездесуща. Царь утвердился в знании, ...
В Индии Бхагавад Гита любима более всех остальных священных писаний. Она — Библия или Евангелие индуизма, книга, на которую все духовные учителя ссылаются. как на высший авторитет. Бхагавад Гита озн...
На Варшане, жил великий святой, Сачинандана Баба. Он ушел из этого мира в 1974 году, когда ему было 112 лет. Непонятно было, когда он ест, когда он спит. Единственное, что у него было – это была его...
Вам нравится Швета Двипа? Проявите Ваши творческие способности и помогите сделать этот сайт ещё интереснее! Вливайтесь в дружелюбную команду, которая занимается служением в этом проекте.
Швета Двип...
Комментарии
СВЕРХДУШИ и т.д., однако самым лучшим является тот, кого привлекает Верховная Личность Бога, в особенности САМ КРИШНА. Иными словами, преданное служение Кришне, подразумевающее полную сосредоточеннос ть сознания на Нем, является самой сокровенной частью духовного знания и сутью учения «Бхагавад-гиты» . И карма-йогов, и философов-эмпир иков, и мистиков, и преданных относят к категории трансцендентали стов, но самый лучший из всех - это чистый преданный Господа. Кришна говорит: ма шучах - «Ничего не бойся, отбрось все сомнения и ни о чем не беспокойся». Эти слова очень важны. Кто-то может недоумевать: «Как это - отказаться от всех форм духовной практики и просто предаться Кришне?» Однако подобные беспокойства напрасны.
Бхагават Гита 18.66. Из комментария Его Божественной Милости АЧ Бхактиведанта Свами Прабхупады.