Бхагавад-гита 10.40 в варианте пословного перевода: «Есть Мои божественные качества, но нет предела расширению качеств, о победитель врагов. Все это Мною рассказанное - как примеры», а также:
Бхагавад-гита 10.41: «Несомненно, тебе следует знать: прекрасное, славное что бы то ни было или ты - несомненно все то имеет существование (как) часть, родившаяся из блеска Моих божественных качеств».
Бхагавад-гита 10.42: «О Арджуна! Что много располагать знаниями этого вида? Этот Я одной частью проникаю все - твое или вселенной».
Есть два условия, при выполнении которых душе открывается великое сокровище – знания об Абсолютной Истине. Первое условия выдвигает Сам Кришна в стихе 9.1 – это не завидовать Ему. Второе условие озвучивает Бхактиведанта Свами Прабхупада в комментарии к стиху 10.40 – любопытство. Итак, любознательное внимание к Личности Шри Кришны и отсутствие зависти к Нему даруют душе знание, ведущее к освобождению от мирского бытия (гарантируется текстом 9.1.) и даже лучше (обещано текстом 10.1). Возникают вопросы: «А когда дадут свободу, где и что с ней делать, и что может быть лучше свободы?». Пробуем ответить.
Факт, что Арджуна выполнил оба условия, но похоже, что мы - то же, ведь настоящая реальность такова, что мы заканчиваем чтение и обсуждение 10-й Главы, которая называется: «Великолепие Абсолюта» или «Тайное сокровище Всевышнего» или «Бибхути – йога», что означает получение знаний о Его различных явленных в этом мире великолепиях и связь с Ним через удерживание этих знаний в памяти. То есть мы проявили независтливое внимание к Нему и получили это знание о том, как Он здесь внешне проявлен.
В комментарии к последнему стиху 10.42 Бхактиведанта Свами Прабхупада практически повторяет текст стиха, что нет никакого смысла постигать красоту и великолепие отдельных явлений этого мира. Достаточно знать, что все сотворенное существует только благодаря тому, что в нем в образе Сверхдуши присутствует Кришна… Он - источник всего сущего, и никто не может превзойти Его. Но повторяет с акцентом, что это Господь говорит Арджуне, а нам ачарья Брахма-Мадхавы – Гаудия Сампрадаи дает в том же тексте следующее наставление: «Тот же, кто тщательно изучит многочисленные описания богатств Кришны и проявлений Его энергии, вне всякого сомнения, поймет положение Господа Шри Кришны и всегда будет поклоняться только Ему». Вот почему есть смысл нам еще раз попытаться понять положение Господа Шри Кришны путем очень краткого изложения содержания 10-й Главы. И чтобы после не было причины сказать, что: «В очередной раз была прослушана 10-я Глава «Бхагавад Гиты», перед началом краткого изложения я задала себе и задаю вам наводящий вопрос: «Знакома ли вам и вообще может ли быть еще одна такая особенная личность, которая могла бы без тени смущения сказать о себе следующее?»:
1 – Видение Истины – это Мой подарок другу.
2 – Первопричина полубогов и мудрецов, но рождаюсь Я среди людей.
3 – Сотворил все, повелеваю всем. Душа, узревшая Меня Владыкою над всеми – освобождается от власти иллюзии и от грехов, какие бы поступки она не совершала!
4,5 – Создал множество состояний сознания живых существ: благоразумие, знание, невозмутимость, терпение, правдивость, самообладание, умение не зависеть от обстоятельств, радость, горе, рождение, смерть, страх, бесстрашие, ненасилие, уравновешенность, само удовлетворенность, непритязательность, доброта, слава, позор (здесь я не удержала обещание кратко пройти содержание и обращаю ваше внимание, мои мысли далее по тексту вписываю курсивом):
1. В этой Главе Он перечисляет Арджуне Свои ВНЕШНИЕ проявления, то есть Свою внешнюю природу. Эта внешняя природа не имеет любви – ее нет в этом списке состояний. Но в то же время любовь есть. Значит любовь – это Его внутренняя природа или Он ее не создавал (но это обсуждать сейчас не будем). Внутренняя Его природа – это йога – майя, хладини – шакти, энергия наслаждения, которая действует в образе Шримати Радхарани всецело только для Него. То есть не Он любит, а Она наслаждает Его любовью.
2. Он СОЗДАЛ эти состояния сознания для всех живых существ (для ясности ограничимся теми, кто находится в человекоподобном теле), значит они не являются естественными для людей. Напротив, они в них «одеваются» под действием обстоятельств непреодолимой силы. Но если таких обстоятельств нет, то человек тут же превращается в образ Его и подобие: двурукое естественно стремящиеся к получению наслаждений чувствами живое существо. То есть все живые существа здесь – мужчины, мнущие под себя изнанку Его внутренней энергии, которая для этих целей превратилась в маха-майю и отвечает им тем же. Мужчина - это не тело, а состояние сознания. Духовный путь – это ПРЕЖДЕ всего эволюция именно сознания: от мужского – брать, к женскому – отдавать, а не превращение в нитья-рупу формы 90-60-90. Или если сказать в стиле первоначального посыла: из мнущего превратиться в мнущуюся.
3. Снова повторю, что мы изучаем Великолепие Абсолюта, проявляемое Им Своей Внешней природой, то есть «напоказ» для зрителей и пользователей, но в Своей внутренней природе – у Себя дома - мы… «должны были разрешить» Ему не отказываться от насилия, не быть уравновешенным и аскетичным, не быть правдивым и не владеть своими чувствами. И нам воздалось за это получением от Него разрешения заглянуть в замочную скважину Его внутреннего личного СВЕРХбожественного (беззаботного мальчишеского) бытия, и оно было явлено таким: Его любят до беспамятства и всё хорошо прячут, чтобы Ему было весело, мягко скажем, забрать.
Продолжаю кратко:
6 – задумал и произвел на свет Брахму, который породил семерых небесных светил – мудрецов во главе с Маричи, четырех мудрых отроков во главе с Санакою и четырнадцать законоблюстителей Ману во главе с Сваямбхувою.
7 – Это Мое бесконечное могущество может породить служение Мне с бесконечной преданностью.
Далее звучит Чатур – шлока – сердцевина «Бхагавад Гиты» и суть беседы между Арджуной и Кришной – душой и Богом.
8 – Тем, чье сердце откликнулось на идею бесконечного служения Мне, которая зародилась из знания о Моем бесконечном могуществе, Я открою тайну всех тайн – любовь ко Мне.
9 – Я дам ответные состояния любящим Меня: в беседах обо Мне они будут черпать неиссякаемое блаженство любви. (Вот прямое Его указание, где брать силы продолжать свой путь - это «садху-санга» с «Кришна – катхой». Нужно приводить себя любыми способами: аудио, видео, визави, online и пр. в общество тех, кто любит Его и говорит о Нем - в них действует Его Муза, через них она агитирует любить Его, знакомя пришедших со вкусом блаженства от этого.)
10 – Изнутри подскажу как Меня найти (в нашем случае – из сердца укажет на гуру) и как Мне служить (в нашем случае это уже нам укажет гуру, на которого указал Он).
11 – Из сострадания обещаю вернуться светом знания о Своем расположении для новой встречи. (Фраза «из сострадания» означает, что Он забыл сказать (или специально умолчал), что эти отношения в любви подразумевают умопомрачение от боли в разлуке. Разлукой Он строит отношения с преданными таким образом, чтобы их голод общения с Ним никогда не ослабевал. И Ему тоже известно, что чем сильнее голод, тем вкуснее пища.)
После такого откровения Кришны Арджуна становится активным и начинает говорить:
12,13 – Арджуна признает Его Безусловной Истиной, Спасителем и Убежищем для всех существ.
14 – Арджуна утверждает, что никто не знает Его до конца: ни отвергающие Его, ни принимающие Его.
15 – Арджуна утверждает, что Он один знает Себя, потому что пребывает всюду.
16 – Арджуна интересуется теми силами, которыми Он пронизывает миры.
17 – Арджуна спрашивает «наш вопрос»: «Что нужно знать о Тебе, чтобы всегда думать о Тебе?»
18 – Арджуна готов бесконечно слушать Его, так как Его слова ощущаются им не только на слух, но и на вкус как нектар.
19 – Кришна отвечает, что опишет ему самые очевидные из неисчерпаемых ВНЕШНИХ отражений Его сущности.
И Он описывает: «Я –
20 – Мировая душа, Всеобщее Сознание, пронизываю всякую частицу сознания.
21 – Вишну, Солнце, буйный Маричи, Луна.
22 – Сама-веда, Индра, ум, сознание.
23 – Шанкара, Кувера, огонь Агни, гора Сумеру.
24 – Брихаспати, Картикея, океан.
25 – Бхригу, звук Ом, молитва, Гималаи.
26 – Баньян, Нарада, Читраратха, Капила.
27 – Конь Учайхишрава, слон Айравата, из людей – царь.
28 – Молния, Корова Камадхену, бог любви, змей Васуки.
29 – Из Нагов – Ананта, Варуна, Арьяма, Яма.
30 – Прахлада махарадж, время, лев, Гаруда.
31 – Ветер, Парашурама, маккара, Ганга.
32 – Знание о вечном, очевидный вывод.
33 – Первая буква, двухсложное слово, ход времени, Брахма.
34 – Смерть, рождение, изящество, красота, красноречие, память, благоразумие, терпение, умение прощать.
35 – гимн, Гаятри, ноябрь и декабрь, весна.
36 – игра в кости, заговор, торжество победителя, настойчивость предприимчивого и власть сильного.
37 – Васудева, Арджуна, Вьясадева, Шукрачарья.
38 – Казнь, дипломатичная политика, тайна, мудрость.
39 – Сила жизни движущихся и недвижимых.
40 – И нет предела Моим достоинствам.
41 – Все, что изумляет - есть лишь искры Моего великолепия.
42 – Но достаточно знать лишь то, что одной крошечной частицей себя я поддерживаю целое мироздание».
Именно это знание – и у нас нет никаких оснований не верить текстам 9.1. и 10.1, очень вероятно, и освобождает от мирского бытия, но эта свобода тут же добровольно и настойчиво отдается нами идее духовного бытия, которую несут учителя упомянутой мною выше Брахма – Мадхава – Гаудия сампрадайи. Духовное бытие будет активным только в качестве слуги Самого Могущественного. А в нашей линии - Рупануга Гаудия Сампрадайи, созданной Шрилой Рупой Госвами по указанию Господа Чайтаньи – духовная активность возможна в качестве преданных слуг слуг слуг рабов любви Самого Красивого. Эта Радха-дасьям – идея служения Кришне через служение Шримати Радхарани, приемлема теми, кому дан разум свыше, то есть вразумленными Шри Гуру – посланником Шримати Радхарани. Те же, чей разум и знания приобретаются в мире майи, останутся равнодушными к такой идее, даже если услышат о ней.
Итак, свободу еще только дадут, но мы ее уже активно пытаемся продать в сладкое рабство служения рабам Самого Свободного. Что нас ждет в результате этого лишения свободы? – Нас ждет Путь домой - в чистое преданное служение.
Цитата из комментария к стиху 10.42: «О преданном служении и поклонении Кришне прямо говорится в этой главе, в стихах с восьмого по одиннадцатый (та самая центральная чатур-шлока). Там описан весь путь чистого преданного служения».
Итого: 10-я Глава значима описанием начала, развития и цели нашего пребывания здесь в человеческом теле – это найти и встать на Путь чистого преданного служения Всевышнему Господу, а Учителя Рупануга – сампрадайи не без оснований утверждают, что это Господь Кришна. Вот как они заканчивают свои комментарии к 10-й Главе и чатур - щлоке:
1. Шрила Вишванатх Чакраварти Тхакура заканчивает комментарий к десятой главе "Шримад Бхагавад-гиты" так: «Осознав с помощью дарованного Господом чистого разума, что Бхагаван Шри Кришна является основой всего материального творения, человек должен сосредоточиться на служении Ему одному и вкусить блаженства Его мадхурьи (сладостной природы). Таков смысл десятой главы.
2. Шрила Бхактивинода Тхакур пишет: "В десятой главе, в её восьмом, девятом, десятом и одиннадцатом стихах, описано шуддха-бхакти и даруемые им плоды. Только поклонение Шри Кришне, источнику всех вибхути, дарует дживе прему, являющуюся её вечной дхармой. Такова суть этой главы" (то есть, для дживы неотъемлемо естественно только одно состояние – любить Его и оно ДАРУЕТСЯ! А все что не любовь – работа в скафандре в агрессивной среде благоразумия, знания…(далее можно надеть на себя все созданные Им состояния)…славы, позора.
3. Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж: «Взаимоотношения с Богом – не плод фантазии, а наука, которая в наиболее полном виде была изложена Шрилой Рупой Госвами. Но изначально эту науку явил миру Шри Чайтаньядев. Кто исповедует преданность в традиции Рупы Госвами (Рупануга-бхаджана) и следует учителям этой традиции, тот постепенно учится бережно обращаться с предметом интимных отношений – с Господом. Эти отношения представляют собой огромное поле для спекуляций и подражательства, но своей милостью учителя Рупануга – сампрадаи оберегают нас от этих искушений».
Я считаю своей невероятной удачей, что мне доступна садху-санга последователя учителей в традиции Рупы Госвами. Его имя Бхакти Чайтанья Бхарати Махарадж и он дал мне посвящение в эту традицию. Многое из сказанного сегодня мною – интерпретация его умозаключений, которые мне близки и вдохновляющи на свои.
Итак, 10-я Глава особо ценна чатур – шлокой, которая является описанием вех на пути развития любви к Кришне. Я их поняла и запоминаю такими:
1. Стартуем с расчетливого поклонения Его могуществу в блестящей чистоте саттва-гуны.
2. Под влиянием Его очарования расчетливое поклонение перерастет в преданное служение по предписанным правилам, но постепенно выйдет в мир чистых от похоти и знаний эмоций - гьяна-шунья-бхакти. Эту стадию служебных импровизаций раньше времени не начнешь, так как у нее есть конкретный критерий начала – не различение полов.
3. Чистое преданное служение откроет божественное видение Его красоты. Плененные ею оставят все религии, потеряют стыд, честь, совесть, доброе имя в мире грешников и станут святыми в мире преданных.
4. Святые в мире преданных являются объектами Игр Единственного Субъекта – Кришны Шьямасундары, внутренней природой которого является упоение от хода Игры. Упоительный Субъект дорожит своими объектами и навечно удерживает их при Себе.
Харе Кришна! Шримад Бхагавад Гита КИ ДЖАЯ! Бхактиведанта Свами Прабхупада КИ ДЖАЯ!
Джива деви-даси
Возможность скачивания видео и аудио предоставляют бесплатные сервисы, например: savefrom.net presaver.com notube.net y2down.cc
Поклоняясь всепроникающему Господу, от которого произошли все существа, человек может достичь совершенства, исполняя свои обязанности.
Как указано в пятнадцатой главе, все живые существа есть неотъ...
Существует пять разновидностей безбожия: полное неверие [видхарма], принятие религиозных принципов, которым человек не способен следовать [пара-дхарма], показная религиозность [абхаса], подобие рели...
«До того, как встретиться с Махапрабху, Нарахари написал множество песен на санскрите и бенгали, посвященных враджа-расе Радха-Гиридхари. Вместе с Гададхарой Пандитом они никогда не покидали Господа Ч...
Слава Утпанна экадаши описана в «Бхавишйоттара Пуране» в беседе Шри Кришны и Арджуны.
Шри Сута Госвами сказал собравшимся браминам и мудрецам: «Если человек с верой и преданно...
Если Вы хотите чего-нибудь необычного, но простого... Такого, чтобы в воздухе витали лёгкость и изысканность от необычайно тёплого аромата свежей выпечки, чтобы домочадцы вынырнули из своих углов на...
Это было в Южной Африке. Я приехал туда, и, как обычно, как вы знаете, ко мне подходят маленькие дети. После киртана, после лекции, когда все закончилось, и все были довольны, подошла одна маленькая...
Если ты пришёл к Богу стандартно, то ты к Нему не пришёл.
Стандарты уместны в промышленном производстве, но даже в мире технологий ручная работа ценится выше. Жить по стандарту, кем-то установленному...
Господь играет в Свои игры,
В Его руках танцуют души.
То нежный звук нас обовьёт,
А то ритмичный вдруг закружит.
Единым времени потоком
Сливаемся в один поток,
Чтобы служеньем напоить
Любви прекраснейший...
Шри Нандакишор Даса Госвамипад принадлежал седьмому поколению потомков Шри Нитьянанды Прабху. Он был младшим сыном Шри Расикананды Прабху, проживавшего в Пуруния Пата, в районе Бакура, в Бенгалии. Б...
Вам нравится Швета Двипа? Проявите Ваши творческие способности и помогите сделать этот сайт ещё интереснее! Вливайтесь в дружелюбную команду, которая занимается служением в этом проекте.
Швета Двип...