В следующих двух стихах продолжается прямая речь Васудевы Кришны, стимулирующая Арджуну казнить Ашваттхаму.
«Шримад Бхагаватам», песнь 1, глава 7, текст 38. И тобой обещано Драупади, что слышал Я лично: «Я принесу голову того, кто считается убийцей твоих сыновей» (это давление на дхарму Арджуны по ашраму: тобой обещано Драупади (жене).
«Шримад Бхагаватам», песнь 1, глава 7, текст 39. Поэтому будет убит этот человек - грешник, агрессор, убийца твоих сыновей, господина - также не удовлетворивший. О воин, тот, кто сделал это - сгоревшие останки семьи (это давление на дхарму Арджуны и по ашраму: убийца твоих сыновей; и по варне: этот человек - грешник, агрессор,…).
Мои впечатления от такого «давления»:
1. На дхарму Арджуны по варне кшатрия: Арджуна мог бы оправдывать Ашваттхаму тем, что он выполнял волю своего господина - Дурьодханы, но Шри Кришна заранее пресекает эту отговорку Арджуны своей фразой «господина не удовлетворил». Шрила Прабхупада в своем комментарии дает понять эту связь: «Дурьйодхана - господин не одобрил гнусного убийства 5 спящих. Таким образом, Ашваттхама совершил нападение», а не выполнял приказ, то есть он не солдат, а агрессор, как его Кришна в тексте и позиционирует.
2. На дхарму Арджуны по ашраму (он муж и отец): в этих двух рассматриваемых текстах, Шри Кришна начинает употреблять фразу «твоих сыновей», хотя этого не было первых трех давлеющих текстах, и это еще один способ давления – использование привязанностей как рычага для давления на личность.
Итак, Шри Кришна в пяти рассмотренных текстах с 35 по 39 в семи вариантах указал Арджуне на то, что Ашваттхама должен быть убитым именно Арджуной и использовал в своих указаниях целый узел дхарм Арджуны: как давший клятву жене, как отец убитых детей, как кшатрий, правомочный наказать ДОЛЖНЫМ образом и прекратить дальнейшую деградацию личности преступника.
А дальше…
«Шримад Бхагаватам», песнь 1, глава 7, текст 40. Сута Госвами сказал: «Этот испытуемый в знании долга Шри Арджуна, Господом Кришной хотя вдохновляемый, не хотел убивать сына своего великого учителя - убийцу сыновей».
А слова Шрилы Прабхупады в комментарии еще удивительнее: «Арджуна – великая душа. Сам Господь призывал его убить, но Арджуна считал, что надо пощадить… Внешне Господь подстрекал, но лишь для того, чтобы проверить, насколько СИЛЬНО у него РАЗВИТО чувство долга».
У меня появились вопросы:
1. Зачем Шри Кришна проверяет Арджуну на знание долга и какого долга?
2. Почему Арджуна не слушает(ся) Его?
3. В чем величие Арджуны (со слов Шрилы Прабхупады)?
4. Зачем Шри Кришна вообще проверяет Своих преданных?
Размышления над вопросом №1.
Из фразы Шрилы Прабхупады «насколько СИЛЬНО у него РАЗВИТО чувство долга» можно предположить следующее: чувство долга РАЗВИТО, если оно направлено на пусть и расширенные, но все-таки личностные интересы: я, моя семья, мои один или несколько друзей, или мой коллектив. И чувство долга СИЛЬНО РАЗВИТО, если оно направлено на интересы государства, вселенной, религии. И исполнение таких долгов ОДНОВРЕМЕННО может войти в противоречие один другому, что и случилось с Арджуной.
Развитый долг: если Арджуна убьет Ашваттхаму, то он выполнит и свою собственную клятву и поможет Ашваттхаме очиститься перед следующим рождением.
Сильно развитый долг: если Арджуна не убьет Ашваттхаму, то он выполнит долг перед ВСЕМ обществом, которому после боя на Курукшетре как никогда нужен мир между правящими царями – Пандавами и брахманами, которые могли отреагировать на убийство Ашваттхамы – брахмана – витком социального напряжения.
Если короче, то Арджуна переживает столкновение: РАЗВИТОЕ чувство долга против СИЛЬНО РАЗВИТОГО чувства ДОЛГА, то есть клятва кшатрия и очищение должным образом через смертную казнь одного грешника - против… - мира во всем мире. Что будет правильным выбором? – жертвование собой ради многих или многими ради всех или дорожить каждым и уже из этого последнего принципа искать выбор действий. Какого выбора Арджуны ждет Шри Кришна?
Размышления над вопросом №2.
Арджуна – чистый преданный и всем нам пример – ВЫСЛУШАЛ «БХАГАВАД –ГИТУ», и как бы забыл ее учение о бессмертии душ своих убитых сыновей, проявил признаки гнева как следствие привязанности к удовольствию, получаемому от общения с детьми. Арджуна так же выслушал непосредственно ему данные наставления своего гуру – Васудевы Кришны – о том, что Ашваттхаму нужно убить и даже почему это нужно сделать. Но Арджуна не применяет ни наставления «БГ» в этой трагической ситуации своей жизни, ни выполняет волю своего духовного учителя. Почему он так поступает? Потому, что он – великая душа!
Размышления над вопросом №3.
Величие Арджуны состоит в том, что он принимает на себя сумасшедшие испытания для того, чтобы мы могли, не испытывая и малой доли подобного, учиться быть преданными:
1. Арджуна как и все мы выслушал «Бхагавад Гиту», но он показывает нам, что материальные привязанности подчас оказываются сильнее Ее наставлений. Он показывает, что привязанности – это в любых руках всегда действующий рычаг давления на наши решения. Он предупреждает, что если человек встал на путь духовного развития, то привязанности – это то поле его деятельности, где нужно практиковать=применять полученное духовное знание о привязанностях.
2. Арджуна подсказывает нам, как вести себя: внешнюю реакцию на потерю привязанности нужно давать. Но, чтобы предотвратить дальнейшую собственную деградационную цепочку: гнев (скорбь) – иллюзия – безумие, обязательно нужно не только применять духовное знание, но и склонять себя к… ДОБРОСЕРДЕЧИЮ ко всем участникам случившегося тяжелого жизненного события, а не только к себе и своим близким. И только тогда наши ответные действия на того, кто явился причиной разрыва нас с нашими привязанностями могут стать необходимыми и достаточными.
3. То, что я назвала как добросердечие – особо ценное умонастроение в наших реакциях на разрыв с привязанностями или на неудовлетворение от привязанностей, потому что именно это качество личности Арджуны было с особой силой давления испытано Шри Кришной: в пяти текстах он семь раз указал на то, почему Арджуна должен убить Ашваттхаму. И, тем не менее, Арджуна выстоял.
4. Арджуна дал нам возможность познакомиться со Шри Кришной еще ближе, так как по этим «спровоцированным» Арджуной текстам мы узнали мнение Васудевы Кришны по отношению к преступлениям: зло должно быть и будет наказано, но ДОЛЖНЫМ образом. И Он непреклонен в этом Своем мнении.
Размышления над вопросом №4.
Кришна настолько уверен в реакциях Своих преданных, что в материальном мире Он достигает Своих целей, действуя через них в самых трудных и двояких ситуациях. Кришна настолько любит Своих преданных, что действуя через них, Он выявляет и прославляет их качества. Величие Арджуны – его доброе сердце чистого преданного. И именно оно – залог максимального удовлетворения Господа.
И еще один текст. «Шримад Бхагаватам», песнь 1, глава 7, текст 41: «Затем, достигнув своего лагеря (с) дорогим колесничим Господом Шри Кришной, (Арджуна) привел его (Ашваттхаму) к дорогой (жене), скорбящей о своих убитых сыновьях».
Обращает внимание, что и Шри Кришна и жена Драупади – оба в этом стихе указаны как дорогие для Арджуны.
И «Бхагавад Гита» и тексты «Шримад Бхагаватам» не поощряют вступление в какие-либо отношения, влекущие за собой материальные привязанности: «Бхагавад Гита» дает теоретическую подготовку по этому вопросу, а «Шримад Бхагаватам» приводит фактические примеры из жизни великих личностей. И только одна привязанность, она называется «Асакти» - привязанность к Верховной Личности Бога - Кришне – воспевается и пропагандируется. Почему? Сравните: разлука и скорбь – итоги материальной привязанности. «Вечно наслаждаться обществом Господа в духовном царстве, служа Ему в определенных любовных отношениях» (это цитата из комментария Шрилы Прабхупады) - итоги привязанности к Кришне. Между этими двумя итогами – с одной стороны: разлука и скорбь, с другой – вечное наслаждение Его обществом - лежит пропасть. Но она покрывается практикованием всего двух наших действий (то же из комментария): «действительно хотеть Кришну» и «искренне стремиться к Кришне», то есть быть преданными Ему уже сейчас в условиях этой обычной материальной жизни. И правильное, на основе получаемых знаний - осознанное поведение с уже имеющимися привязанностями не помешает развитию этой преданности Ему, в то время как продолжение обзаведения себя новыми материальными привязанностями уже никак не оправдаешь. Это измена. Не желая оставлять эту фразу последней, но и не желая ее удалять вообще, так как это мое личное мнение, я все же склоняюсь к следующему компромиссу: если привязанность - таки возникла, то ее можно сделать благоприятной возможностью послужить Шри Кришне в должности временного ответственного хранителя того, кто принадлежит Ему по праву в вечности. Тем не менее при выборе своей новой привязанности, может быть пригодится память об этом стихе, в котором дается такое понимание: привязанность к чистому преданному равнозначна привязанности к Самому Господу: «…(с) дорогим колесничим Господом Шри Кришной… к дорогой (жене)…»
Харе Кришна! Грантхарадж Шримад Бхагаватам КИ ДЖАЯ! Шрила Прабхупада КИ ДЖАЯ!
Джива Деви даси
Возможность скачивания видео и аудио предоставляют бесплатные сервисы, например: savefrom.net presaver.com notube.net y2down.cc
Я очень рад узнать, что один замечательный немецкий юноша пришел жить в ваш храм. Это явное доказательство того, что все вы искренне трудитесь ради служения Кришне, и теперь одна искренняя душа наст...
Хотя живое существо трансцендентно к трем гунам материальной природы, находясь под воздействием этой внешней энергии, оно считает себя порождением материи и потому испытывает материальные страдания....
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, гуру Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады, явился в Шри Кшетра-дхаме (Джаганнатха Пури) 6 февраля 1874 года в семье Шрилы Сатчитананды Бхактивиноды Тхакура. В...
Этот Сапхала экадаши приходится на период убывающей луны в месяце декабре/январе. Слава этого экадаши описана в «Брахманада Пуране» в беседе Господа Кришны и Махараджа Юдхиш...
1 день: берём банку 0,5 л, кладем в неё 2 столовые ложки ржаной муки и 5 столовых ложек воды. Перемешиваем, закрываем крышкой и оставляем ...
Верховный Господь пребывает в сердце каждого, о Арджуна, и направляет скитания всех живых существ, которые словно находятся в машине, сделанной из материальной энергии.
О потомок Бхараты, вручи с...
Шри Нандакишор Даса Госвамипад принадлежал седьмому поколению потомков Шри Нитьянанды Прабху. Он был младшим сыном Шри Расикананды Прабху, проживавшего в Пуруния Пата, в районе Бакура, в Бенгалии. Б...
Да будет читателям известно, что, углубленно изучая эту книгу, можно достичь высшей цели жизни. Внимательно прочитав «Шикшамриту», вы убедитесь, что она вобрала в себя суть всех шастр, ибо в ней сод...
Тот человек, страсти которого входят в сердце его, подобно как воды вливаются в океан не вздымающийся от того, получает блаженство, а не тот, кто веселится своими похотями.
Тот человек, который удал...
Вам нравится Швета Двипа? Проявите Ваши творческие способности и помогите сделать этот сайт ещё интереснее! Вливайтесь в дружелюбную команду, которая занимается служением в этом проекте.
Швета Двип...