Шрила Прабхупада хотел, чтобы его Общество было ДЕ-централизованным, чтобы каждый храм функционировал сам по себе, но в соответствии с установленными стандартами. Обратите внимание, что в «Указаниях» сказано, что президент храма автономен и не может быть смещен единолично членом Джи-Би-Си. Однако Джи-Би-Си несколько раз пытался централизовать Общество к неудовольствию Шрилы Прабхупады, пока в 1972 году он, разгневанный этими попытками, не остановил деятельность Джи-Би-Си.
Вот письмо Шрилы Прабхупады, адресованное всем президентам храмов ИСККОН.
Сидней, 8 апреля 1972
«Меморандум всем президентам храмов ИСККОН.
Мой дорогой________
Прими, пожалуйста, мои благословения. Сим уведомляю тебя, что недавно несколько членов Управляющего Комитета провели встречу в Нью-Йорке с 25 по 28 марта 1972, после чего прислали мне длинный-предлинный протокол, в двух экземплярах, чтобы я рассмотрел и одобрил его, но, между тем, они сделали кое-какие назначения, не посоветовавшись со мной. Одно из таких назначений, очень сильно поразившее меня, таково:
«Атрея-Риши-дас назначается секретарем Джи-Би-Си и получает всю корреспонденцию, включая ежемесячные отчеты». Я не назначал Атрея-Риши членом Джи-Би-Си, и не понимаю, как он может быть назначен секретарем Джи-Би-Си без моего разрешения. «Его также назначили в Комитет Управления вместе с Карандхарой, где он должен следить за делами в ИСККОН и проводить в жизнь решения, принятые Джи-Би-Си». Это меня очень обеспокоило.
Шриман Атрея-Риши-дас, возможно, весьма опытен, но он был наделен огромной властью без моего одобрения, и это очень расстроило меня.
Я также понимаю, что скоро последуют и другие действия, без моего разрешения, и они также будут «неразглашаемы для преданных» (!).
Мне точно не известно, каким мотивом руководствовались члены Джи-Би-Си, собравшись на эту так называемую встречу, поэтому я разослал телеграмму, которую ты найдешь приложенной к этому письму, и получил на нее ответы.
В сложившихся обстоятельствах Я РАЗРЕШАЮ ТЕБЕ ИГНОРИРОВАТЬ ЛЮБЫЕ РЕШЕНИЯ ЧЛЕНОВ ДЖИ-БИ-СИ ВПЛОТЬ ДО МОЕГО РАСПОРЯЖЕНИЯ.
Веди свои дела спокойно и независимо и постарайся как можно больше внимания уделять совершенствованию духовной атмосферы в своем центре.
Я был бы очень рад узнать имена твоих помощников, таких как секретарь, казначей и бухгалтер. И наконец, осмелюсь повторить: ВСЕ РАСПОРЯЖЕНИЯ ДЖИ-БИ-СИ ЗАМОРАЖИВАЮТСЯ С МОМЕНТА ПОЛУЧЕНИЯ ТОБОЙ ЭТОГО ПИСЬМА И ВПЛОТЬ ДО МОЕГО РАСПОРЯЖЕНИЯ.
Можешь ответить мне на адрес ИСККОН в Токио.
Надеюсь, сие застанет тебя в самом добром здравии и возвышенном духовном настроении.
Твой вечный доброжелатель».
11 апреля 1972, Гамбург
«Дорогой Хамсадута,
…в целом создается впечатление, что вся полнота власти переходит к Атрея-Риши. Я не могу понять, зачем постороннему человеку, не члену Джи-Би-Си, давать так много власти, и почему это делалось в такой спешке и в тайне от преданных. Я также удивлен, что никто из членов Джи-Би-Си не заметил в этой процедуре ничего дурного [и не остановил ее!]. Недостатки стали видны только когда это дело дошло до меня. Что же будет, когда меня не станет? Джи-Би-Си все испортит? Итак, деятельность Джи-Би-Си на время приостанавливается, пока я досконально во всем не разберусь. Ты пока исполняй свои обязанности президента гамбургского храма и старайся расти духовно. [Далее Шрила Прабхупада дает наставления относительно роли Джи-Би-Си.] Наш духовный метод со всей необходимостью включает в себя следующие пункты: 1) Личная чистоплотность. (Я все еще вижу преданных, посвященных в брахманы, которые не моют руки даже после еды. Конечно, недостатков может быть много, ведь вы не родились в семьях брахманов, но сколько это может продолжаться? Это же очень просто.) 2) Ежедневное повторение шестнадцати кругов. (Не думаю, что все соблюдают этот принцип.) 3) Храмовое поклонение, которое должно совершаться строго между 4 и 10 часами утра.
Я вижу, что преданные спят до шести, до семи часов утра. Так вот, в планах Джи-Би-Си я не нашел никакой программы исправления наших прежних дурных привычек. Поэтому, будь добр, как президент гамбургского храма постарайся сам соблюдать все регулирующие принципы и следи за тем, чтобы и другие их соблюдали.
Недавно я получил от одного санньяси жалобу на другого санньяси, что тот не повторяет джапу. Итак, мое видение таково, что все мы должны тщательно соблюдать правила и предписания. Денежные вопросы не так важны. В принципе, мы будем лучше голодать, чем допустим пренебрежение нашими правилами и предписаниями».
Вскоре после этого, в декабре 1972 года, снова был поднят вопрос о централизации, и Шрила Прабхупада написал руководителю Лос-Анджелеса, Карандхаре следующее письмо.
22 декабря 1972
«По поводу твоих предложений насчет налогов, корпоративного статуса и т.д.: я слышал от Джаятиртхи, что ты хочешь разработать большой план централизации управления, и там будут и налоги, и деньги, и корпоративный статус, и бухгалтерия, и кредит, и т.д. Я совершенно не одобряю такой план. Не надо ничего централизовать. Каждый храм должен оставаться независимым и автономным. Так я планировал с самого начала, почему ты мыслишь иначе? Ты уже пытался что-то централизовать на встрече Джи-Би-Си, и если бы я не вмешался, все дело было бы испорчено. Не мысли категориями большой корпорации, больших кредитов, централизации — все эти предложения абсурдны. Я хотел, чтобы централизованы были только издание и распространение книг, поэтому поручил это тебе и Бали-Мардану. Все остальное должно делаться на месте, местным управлением. Должна вестись бухгалтерия, во всем должен поддерживаться порядок, все должно делаться законно, но об этом должен заботиться каждый отдельный храм, а не ты.
Движение сознания Кришны предназначено для того, чтобы научить людей мыслить самостоятельно, быть компетентными во всех областях знания, а не для того, чтобы разводить бюрократию. Как только начнется бюрократия, все будет испорчено. Необходимо, чтобы каждый сам стремился, сам работал и сам нес ответственность, необходим дух соревнования, а не то что один командует и распределяет блага, а остальные ничего не делают, только выклянчивают у тебя что-то, и ты их обеспечиваешь. Нет. Ничего, что каждый центр придется зарегистрировать, получить налоговый сертификат, образовать отдельную организацию в каждом штате. Так наши люди научатся делать все эти вещи, научатся быть надежными и ответственными, вот в чем дело.
Я начинаю замечать, что наши люди, особенно в вашей стране, теряют вдохновение распространять Движение сознания Кришны. А иначе, откуда бы взялось столько писем о разных проблемах от неудовлетворенных преданных? Это нехороший признак. Вся беда в том, что преданные не соблюдают регулирующие принципы — вот что я обнаружил. А без этого энтузиазм сходит на нет. Пусть даже человек соблюдает принципы механически, если он начинает постепенно понимать хоть что-то из того, что говорится на лекции, он поднимется на уровень спонтанного вдохновения. Достичь этого спонтанного любовного преданного служения не так-то просто, но если человек просто строго соблюдает правила и предписания, рано встает, повторяет шестнадцать кругов, читает гаятри, поддерживает чистоту, его энтузиазм будет возрастать, а если у него есть еще терпение и решимость, настанет день, когда он поднимется на уровень спонтанной преданности, и тогда его жизнь увенчается успехом. Все это я рассказал вам в «Нектаре преданности». Думаю, руководители не соблюдают правил сами, и не следят за тем, чтобы их соблюдали другие. Это положение нужно сейчас же исправить.
Каждый центр сохраняет независимость, это хорошо, но президент и другие должностные лица должны соблюдать сами и следить, чтобы все остальные тщательно соблюдали регулирующие принципы, они должны давать хорошие наставления, чтобы преданные понимали, почему такая тапасья необходима. А Джи-Би-Си и санньяси будут путешествовать и следить за тем, чтобы должностные лица это делали, и если они заметят какое-то снижение стандарта, они должны разобраться и исправить положение, или, если есть какое-то отклонение, я сам [а не Джи-Би-Си] его устраню. Разумеется, если приходит новый человек, от него нельзя требовать, чтобы он сразу начинал соблюдать абсолютно все наши принципы. Поэтому нам не стоит слишком уж настаивать на том, чтобы новички переселялись в храм. Каждый, кто живет в нашем храме, должен быть готов соблюдать все наши правила и предписания без отклонений. И если какой-то новый человек переезжает к нам, и его начинают принуждать, это может его оттолкнуть. Поэтому пусть они живут вне храма и постепенно, на лекциях, узнают, почему необходим некоторый аскетизм, тогда они придут к нам жить, будучи уже согласны с нами, и будут тщательно все соблюдать. Отказаться сразу от такого количества дурных привычек, какое присуще людям в вашей стране, очень и очень трудно, поэтому людей надо воспитывать постепенно, сначала с помощью пения и повторения мантры. Зачем увеличивать число новых преданных, если позже эти преданные уйдут из-за того, что их поспешили принудить к чему-то? Я хочу увидеть несколько настоящих преданных, а не толпу притворщиков.
Итак, моя идея состоит в том, что регулирующие принципы должен соблюдать каждый. Иначе запас энтузиазма истощается, и преданные снова начинают думать о сексе и становятся беспокойными, и возникает множество проблем. Есть признаки потери курса. Курс же заключается в том, что когда преданный постоянно делает что-то для Кришны — неважно, что именно — но преданный очень занят чем-то, что его очень удовлетворяет, он постоянно полон энтузиазма. Он естественно будет соблюдать регулирующие принципы, потому что они являются частью его обязанностей — применяя их на практике и считая это своей обязанностью, он осознает благой результат исполнения регулирующих принципов.
Итак, будущее этого Движения сознания Кришны блестяще, при условии, что его руководители будут бдительно следить за тем, чтобы шестнадцать кругов были прочитаны каждым без исключения, чтобы преданные вставали до 4 утра, чтобы они ходили на мангала-арати. Наши руководители должны заботиться о том, чтобы не убить дух вдохновенного служения, а оно индивидуально, беспричинно и добровольно. Они должны всегда стараться создать для преданных яркую атмосферу преодоления, вызова, чтобы им захотелось с энтузиазмом встать и принять его. В этом состоит искусство управления: вызвать дух беспричинной любви, побуждающий людей жертвовать часть своей энергии Кришне. Но где взять столько опытных руководителей? Мы все должны стать опытными руководителями и проповедниками. Мы не должны слишком стремиться к комфорту и погружаться в самодовольство и самоудовлетворенность. Всегда должна быть какая-то тапасья, строгое соблюдение регулирующих принципов. Движение сознания Кришны должно быть всегда вызовом, великим достижением, свершенным благодаря собственному желанию каждого, тогда оно будет здоровым. Итак, вы, крупные руководители, постарайтесь теперь воспитать как можно больше компетентных проповедников и руководителей, подобных вам самим. Забудь всю эту централизацию и бюрократию.
Надеюсь, это письмо застанет тебя в добром здравии.
Твой вечный доброжелатель,
А.Ч. Бхактиведанта Свами»
И даже после того, как Прабхупада таким образом отчитал и строго предупредил своих учеников, сейчас Джи-Би-Си снова создает в Обществе громадную централизованную бюрократическую администрацию, которая распоряжается всем, даже недвижимостью. Один проигранный процесс — и Общество может лишиться всей своей недвижимости разом. Шрила Прабхупада приказал, чтобы храмы были независимыми и их руководители также были независимыми. Он вовсе не желал, чтобы руководителя храма мог сместить по своей прихоти любой член Джи-Би-Си. Но, то ли новых членов Джи-Би-Си этому не учили (хотя должны были бы), то ли они это проигнорировали, но мы видим, что подобные случаи продолжают происходить. ИСККОН – не собственность членов Джи-Би-Си, которой они могут распоряжаться по своему усмотрению. Они должны быть смотрителями того, что создал Шрила Прабхупада, защищать его детище. ИСККОН принадлежит Шриле Прабхупаде, а они должны просто быть слугами ачарьи и выполнять его наставления. Шрила Прабхупада видел все их ухищрения еще когда был с нами, и строго предупреждал:
«Наша миссия — служить бхакта-вишеше и жить с преданными. Вы не должны стремиться занять место гуру. Это бессмысленно и опасно. Если это случится, все будет испорчено. Стоит вам только пожелать занять место гуру — все, гурушу нара-матих. Это болезнь материализма». (Беседа Шрилы Прабхупады, 20 апреля 1977)
«Теперь что, Джи-Би-Си стал важнее Гуру Махараджи? Как будто Джи-Би-Си создан просто чтобы деньги считать. Джи-Би-Си не следит за духовной жизнью — вот беда. (Письмо Шрилы Прабхупады, 10 ноября 1975)
Отклонения, допущенные Джи-Би-Си, оказали огромное влияние на Общество. Чтобы вы могли хотя бы отчасти понять, что это за влияние, я приведу пример одной только ятры — Британской. Вот выдержка из письма английской преданной Ратиманджари деви даси, написанного в январе 2008 года.
«ИСККОН сам, своей все более корпоративной, бюрократической структурой и нарастающей институционализацией, создал и укрепил своих противников на Западе. Это произошло в большой степени из-за того, что с течением времени ИСККОН предъявлял все более и более жесткие требования к своим членам, стремясь консолидировать корпорацию, централизовать власть в ней. Инакомыслие, дискуссия и свобода мысли в целом не приветствуются. Наряду с внутренней борьбой за власть проявляется тенденция к: 1) постоянному размыванию влияния инициирующих гуру и духовных лидеров (как реакция на многочисленные падения лидеров ИСККОН) и 2) переходу этой власти к управляющим и администраторам организации.
К сожалению, этот сдвиг власти сопровождается недостатком широты духовного видения и независимого брахманического мнения. Обычно лидеры сосредоточены на людях, а управляющие — на системах. Так вот, ИСККОН бросил своих людей на обочине ради установления и укрепления административных систем. Соответственно, произошло заметное смещение фокуса внимания с человека на систему. Лагерь лишенных доверия преданных, конечно, продолжает расти.
Этот факт с трудом осознается в ИСККОН, поскольку западных преданных повсеместно в большой степени вытеснили индийские общины, многочисленное индийское землячество выдавило из западных храмов западных преданных и брахмачари. Это изменение повлекло за собой как выигрыши, так и потери. Выигрыш лежит в основном в сферах финансовой и политической. Официальные ИСККОНовские власти приобретают политическое влияние, как мы видели недавно на примере речи премьер-министра, в которой он упомянул Бхактиведанта Мэнор. Другой пример — недавние усилия ИСККОН основать недалеко от Лондона индийскую школу с государственным финансированием. Политическим партиям нужны голоса индийцев, поэтому они заинтересованы в строительстве новых храмов ИСККОН, которые воспринимаются как “индийские”.
При этом ИСККОН как организация демонстрирует неприязнь по отношению ко всем, кто находится за пределами его организационных рамок. В ходу такие выражения, как “они ушли из сознания Кришны”, “предали Шрилу Прабхупаду”, и даже “отвернулись от Кришны”. Это создает атмосферу недоверия, антагонизма, и откровенной вражды между различными группами внутри движения “Харе Кришна”. Преданные готовы цитировать Шрилу Прабхупаду в подтверждение своих, часто совершенно различных, взглядов на организацию. Целые тома книг и кипы официальных документов пишутся в поддержку самых различных видов понимания того, как должно расширяться сознание Кришны, и все они, на каждом шагу, подкрепляются философией.
Создается впечатление, что движение сознания Кришны попало в ловушку внутренней борьбы, и прежде всего из-за неспособности ИСККОН принять новое разнообразие в поле проповеди. А ведь такое разнообразие можно рассматривать в позитивном свете, в том смысле, что оно указывает на соприкосновение множества разных людей с учением Чайтаньи Махапрабху. Шрила Прабхупада всегда просил своих духовных братьев помочь Ему и с радостью позволил бы им принять участие в Движении сознания Кришны. В те времена его духовные братья не оценили этого, но сейчас такой подход становится все более востребованным. Существуют десятки высказываний Шрилы Прабхупады, из которых видно, что он хотел, чтобы все без исключения храмы ИСККОН были зарегистрированы как самостоятельные единицы. Он был совершенно определенно против централизации власти в ИСККОН.
К сожалению, этим указаниям Шрилы Прабхупады не последовали, особенно в Великобритании. Британский ИСККОН развивался как единая организация. Лет восемь назад тогдашнее руководство признало, что это не то, чего хотел Шрила Прабхупада, и противоречит его наставлениям. Поэтому была предпринята попытка разделить эту единую организацию на несколько самостоятельных локальных организаций, официально связанных между собой по принципу франшизы. Был запущен переговорный процесс, были потрачены огромные деньги на гонорары юристам, но прошло восемь лет и ничего не изменилось. Желание выполнить наставление Шрилы Прабхупады куда-то испарилось.
Неспособность следовать указаниям Прабхупады привела к остановке всей проповеди в Великобритании. Неудивительно, что самый сильный храм, Бхактиведанта Мэнор, продолжал устанавливать стандарты и диктовать свое видение всем остальным храмам страны. Сегодня руководители Мэнора согласны, чтобы Бхактиведанта Мэнор превратился в более или менее индуистский храм, и, похоже, всем остальным храмам Великобритании придется последовать его примеру. Естественно, это тормозит развитие и распространение сознания Кришны за пределы окружающего храм индийского землячества, которое составляет лишь 2% населения Великобритании. На смену расширению пришла институциализация ИСККОН. Неспособность или нежелание Джи-Би-Си следовать “Указаниям по управлению” Шрилы Прабхупады, и применять их в практической жизни повлекло за собой глобальную стагнацию ИСККОН и еще больше усилило тенденцию к централизации административной власти.
Последовало снижение распространения книг и фактическая остановка притока новых преданных, если не считать тех, что приезжают из менее развитых стран. Теперь иностранных преданных в Британии больше, чем местных — и в Лондонском храме, и в Бхактиведанта Мэноре, и в храме на Сохо. Подобная тенденция прослеживается и в США. Храмы больше не заботятся о привлечении и взращивании новых членов. Гораздо проще “импортировать” преданных из-за рубежа и возложить на них все служение — поклонение Божествам, приготовление пищи и уборку храма. Деньги на все это дают индийские общины. Подобный подход, создающий в храме атмосферу имперсонализма, потом копируется маленькими храмами по всей стране. В результате проповедь не-индийцам в Великобритании практически прекращена.
В противоположность этому, вновь открываемые миссии Гаудия и другие центры, работают прекрасно. Они меньше по размерам, в них куда более личностный подход, и они стараются держаться подальше от ИСККОН с его корпоративной структурой, которую они воспринимают как отклонение от наставлений Шрилы Прабхупады относительно ИСККОН и от его намерений.
В целом можно сказать, что, хотя Движение сознания Кришны в Великобритании все еще живо, ИСККОН вступил на путь изоляции. Мы надеемся, что ИСККОН сможет со временем пересмотреть свой подход и снова стать подлинным, цветущим духовным Движением, которым был раньше — организацией, которая обращается не только к индийскому землячеству, но и ко всем жителям Великобритании и всего мира. Для Джи-Би-Си шаг в верном направлении означает выполнить “Указания по управлению” Шрилы Прабхупады, которые, среди прочего, предписывают выбирать членов Джи-Би-Си голосованием всех президентов храмов каждые три года. Однако, похоже, чтобы это произошло, потребуется всемирная “революция снизу”, которая подорвет существующую власть Джи-Би-Си. Так или иначе, эти изменения должны произойти, если ИСККОН хочет представлять интерес для будущих поколений, и если он хочет быть чем-то кроме индуистской организации, которую, к удовольствию обеих сторон, поддерживает индийское землячество, но которая не имеет связи с остальными 98% населения Великобритании. Иными словами, ИСККОНу нужно пересмотреть свою широкую стратегию, если он надеется когда-нибудь стать той организацией, которую видел в своей медитации Шрила Прабхупада — “Домом, в котором может счастливо жить весь мир”».
Как может заключить из этого письма вдумчивый читатель, отклонения Джи-Би-Си и их стремление сосредоточить в своих руках всю власть весьма сильно повлияли на общую идентичность ИСККОН в Великобритании, а также привели к разрушительным последствиям в жизни британских преданных, которых почти и не осталось. Большинство преданных в Великобритании, как и в Западной Европе и США, покинули Общество, они ищут прибежища друг в друге, либо находят его в Гаудия-Матхе, у ритвиков или в иных группах. Если бы индийская диаспора не заполняла образующиеся дыры, ИСККОНа в этих частях мира вообще не было бы. Воистину, то, что осталось от ИСККОН, это совсем не тот ИСККОН, который мы знали в ранние годы, это лишь оболочка его прежней сущности — жизнь покинула ее. Это лишь форма, лишенная прежнего содержания. Самое печальное — это то, что Джи-Би-Си, похоже, вполне довольно этим положением вещей.
Как было видно из приведенных нами цитат из “Указаний” Шрилы Прабхупады, он не хотел никакой бюрократии в Обществе. Совершенно недвусмысленно он утверждал, что “если вы устроите бюрократию, это будет конец всему”. Тем не менее, по мере того как ИСККОН рос, его лидеры не смогли придумать ничего другого, как только создать глобальную бюрократию. Вот пример описания этой бюрократии, взятый с официального сайта Джи-Би-Си. (http://gbc.iskcon.org/governance-structure/)
«В соответствии с указаниями Шрилы Прабхупады, все храмы ИСККОН финансово независимы, но функционируют под духовным руководством Джи-Би-Си. Президент местного храма ответственен за выполнение миссии и управляет храмом ИСККОН согласно целям ИСККОН, сформулированным Шрилой Прабхупадой. Ожидается, что, работая под началом назначенного Джи-Би-Си регионального секретаря (не так распорядился Шрила Прабхупада - он желал, чтобы президенты храмов были независимы), президенты храмов действуют, проявляя инициативу на местах, и несут ответственность за управление всей деятельностью храма, которая включает в себя образовательные программы, поклонение Божествам, развитие общества преданных, мероприятия ИСККОН в рамках общины, заботу о преданных, проживающих в храме, надзор за состоянием зданий и финансовой стабильностью. Кроме того, президенты храмов несут ответственность за поддержание в местных центрах духовных стандартов ИСККОН, установленных Шрилой Прабхупадой.
C целью повышения работоспособности Джи-Би-Си, учреждены дополнительные должности, а именно: исполнительный директор, министры ИСККОН и депутаты Джи-Би-Си. Исполнительный директор отвечает за развитие и внедрение инициатив Джи-Би-Си, которые оказывают влияние на ИСККОН в целом, а также за обеспечение отчетности и контроля качества работы управляющих Джи-Би-Си и отдельных членов Джи-Би-Си. Исполнительному директору помогают девять начальников отделов, ответственных за следующие области: административное/системное развитие, забота о преданных, юридические вопросы, бухгалтерия, обращения и жалобы, взаимоотношения между преданными. Исполнительный директор и начальники отделов действуют под управлением Джи-Би-Си.
Министры ИСККОН - это те, кого Джи-Би-Си назначает досконально изучить определенную область и руководить определенной миссией - развитием образования, распространением книг, коммуникацией и развитием общин. Министры консультируют, оказывают различную помощь и развивают те виды деятельности, которые входят в сферу их ответственности, а также обучают региональных секретарей и лидеров ИСККОН практическим шагам по достижению целей их миссии. Все министры ИСККОН предоставляют Джи-Би-Си годовой отчет и приглашаются на ежегодное общее собрание Джи-Би-Си.
Кроме того, существуют депутаты Джи-Би-Си - это те, кого Джи-Би-Си избрал для того, чтобы рассматривать и дорабатывать предложения, которые поступают в Джи-Би-Си, хранить резолюции, принятые на последней встрече Джи-Би-Си и отчитываться о том, как ведется работа, с ними связанная, а также помогать в исполнении дополнительных задач, которые ставит Джи-Би-Си. Все депутаты Джи-Би-Си избираются на трехлетний срок, по окончании которого их полномочия могут быть продлены, и также приглашаются к участию в ежегодном общем собрании Джи-Би-Си.
Коротко говоря, согласно указаниям Шрилы Прабхупады, все управленческие посты и комитеты ИСККОН функционируют под управлением Джи-Би-Си. Президенты храмов осуществляют деятельность на местном уровне и отчитываются перед назначенным Джи-Би-Си зональным секретарем. Региональные управляющие комитеты, в состав которых входят зональные секретари Джи-Би-Си и руководители данного региона, помогают в рассмотрении вопросов, специфических для данной зоны, и также работают под управлением Джи-Би-Си. Кроме того, зональные секретари Джи-Би-Си осуществляют общий контроль за своими зонами и отчитываются перед Джи-Би-Си. Комитет Джи-Би-Си функционирует в качестве высшей управляющей инстанции, при содействии исполнительного директора, министров ИСККОН и депутатов Джи-Би-Си. Возглавляемое Джи-Би-Си руководство ИСККОН ставит перед собой целью обучение преданных соблюдению указаний Шрилы Прабхупады повсеместно в ИСККОН средствами организации и сотрудничества».
Из вышеизложенного видно, что Джи-Би-Си создал корпоративную управленческую структуру и следует ей, как если бы ИСККОН представлял собой единую организацию вроде “Эппл”. Многие преданные задаются вопросом: являются ли члены Джи-Би-Си брахманами или кшатриями. Ответ: они и то, и другое, поскольку они возглавляют корпоративные структуры. Это не ведическая модель, а корпоративная модель, с ее многоуровневой бюрократией, отчитывающейся вверх по цепочке “совету директоров”, то есть, Джи-Би-Си — и это именно то, чего Прабхупада НЕ желал.
Множество искренних и доброжелательных преданных пытались поднять вопрос о том, что произошло, как мы потеряли наше Общество, но были или проигнорированы или исключены. Одним из таких преданных является Кундали Прабху, который написал книгу в четырех частях “Наша Миссия”. Он искренне пытался помочь вернуть ИСККОН на рельсы, и то, что он написал, было созвучно сотням, а то и тысячам преданных. Вот предисловие к четвертой книге из серии “Наша Миссия”:
«Дорогой читатель, Харе Кришна. Пожалуйста, примите мои смиренные поклоны. Слава Шриле Прабхупаде!
Оказалось, что книги “Наша Миссия” разгневали некоторых читателей. На самом деле, это и было желаемой реакцией. Если кто-то заботится о наследии Шрилы Прабхупады и его имени, которые неразрывно связаны с ИСККОНом, то этому человеку трудно не быть глубоко встревоженным теми абсолютно иррациональными действиями, которые предпринимаются начиная с 1977 года во имя осуществления его миссии. Безголовая курица — вот единственная метафора, приходящая на ум. Анализ, приведенный в серии книг “Наша Миссия”, который, смею вас уверить, является лишь частью общей картины, подтверждает мою точку зрения. Как же можно любить Шрилу Прабхупаду и не быть встревоженным выбором направления, которое сделал ИСККОН?
Вопреки принятому в ИСККОН кодексу поведения, в рамках которого любой гнев, кроме гнева гуру или старших преданных считается однозначно плохим, при ближайшем рассмотрении мы обнаруживаем, что все совсем не так. Гнев — это важная эмоция, ничуть не менее важная, чем другие. Гнев играет важную роль в самосохранении. Как сказал Аристотель, разгневаться легко, трудно гневаться в нужное время на нужного человека и по нужной причине. Это требует самодисциплины. Говорится, что Кришна своими речами разжигал гнев Арджуны.
Зачем? Господь делал это, чтобы остановить предосудительное поведение Кауравов.
С рациональной точки зрения, гнев не является ни хорошим, ни плохим, до тех пор, пока мы не узнаем, почему человек гневается. Может быть, Кришна хочет, чтобы мы разгневались и остановили наконец беззаконие в ИСККОН.
Гневаться на то безобразие, в которое мы превратили Движение сознания Кришны — неважно, привело ли нас к этому развращение властью или развращение слабостью — это достойный ответ. Возвышенное учение Господа Чайтаньи, вместо того, чтобы делать людей сильными, используется для того, чтобы выхолостить их, и превратить в ничтожество. Многие лидеры отрицают это, но нам не требуется их разрешение, чтобы оглядеться по сторонам и прийти к собственным выводам.
Когда человека дурачат, водят за нос или беззастенчиво используют, кто запретит ему гневаться, в особенности, когда безобразия творятся именем Кришны и Прабхупады? Это благородная ярость — при условии, что она сопровождается решимостью сделать что-нибудь, исправить положение.
Если гнев выливается в поношение, сетование, месть, или отрицание проблемы, то это неправедный гнев. Это гнев в гуне невежества. Сюда же относится гнев, который заставляет нас сойти с пути бхакти и пуститься на поиски чего-нибудь другого. Столь же бессмысленен гнев по отношению к тем, кто пытается раскрыть нам глаза на действительное положение вещей, на тот факт, что ИСККОН незаметно превратился в деструктивную сектоподобную организацию, что никогда не входило в планы Шрилы Прабхупады.
Единственный здравый ответ, единственно верное, так сказать, направление гнева — это преисполниться решимости стать частью решения проблемы. Мы должны решиться стать голосом, который будет услышан, который будет что-то значить в том обществе, в котором мы хотим жить. Если гнев ведет нас в таком позитивном направлении, значит, мы имеем дело с тем, что Аристотель счел бы верным употреблением гнева. Шрила Прабхупада согласился бы с этим. Он не колеблясь проявлял гнев в том, что было связано с сознанием Кришны. Он очень разгневался бы, если бы увидел положение, в котором мы находимся. Он высказался бы об этом в самых недвусмысленных выражениях. В доказательство я привожу запись подношения Шрилы Прабхупады на Вьясапуджу Шрилы Бхактисиддханты в 1950 году, в котором он говорит об отклонениях в организации его Гуру-Махараджа. Нет ничего удивительного в том, что проблемы, которые он видел тогда, не слишком отличаются от тех, с которыми мы сталкиваемся сегодня.
Не может Шрила Прабхупада быть довольным тем, как используется его учение. Он хотел, чтобы его последователи стали самостоятельно мыслящими людьми, чтобы они задавали вопросы, чтобы они умели отличать разумное поведение от неразумного, видеть, мыслить и говорить ясно, ничего не принимать на веру слепо, но все тщательнейшим образом обдумывать. Чтобы гарантировать эту ясность мышления, эту защиту от дурака, он написал множество книг, прочитав которые, мы должны не просто глубже погрузиться в сознание Кришны, но и как люди, приобрести более высокую квалификацию.
Однако взгляните, какое множество людей находятся в полном заблуждении относительно множества предметов, среди которых и Гуру-парампара. Менее, чем за одно поколение, они выдумали философию ритвиков. В нашей организации Гуру превратился в функционера с сертификатом, а положение Гуру — в бизнес. Некоторые гуру даже одобряют ритвиков. Эти гуру сами сбиты с толку и не знают, в чем заключаются их квалификация и обязанности. Любовь и доверие сделались романтическими выдумками, а право сильного — основным принципом ведения дел.
Если задуматься над тем, как тщательно и последовательно Прабхупада старался научить нас смотреть глазами знания, то становится понятно, насколько он должен быть разочарован и разгневан нашей привязанностью к раджасу и тамасу. Мы должны сделать все, что в наших силах, чтобы реформировать ИСККОН. Некоторые аспекты этой реформы описываются в данном труде.
Харе Кришна!»
В последнем абзаце Кундали Прабху говорит, что мы должны сделать все, что в наших силах, чтобы реформировать ИСККОН, и действительно, в 1990 году было создано Движение Реформации ИСККОН (IRM), многочисленные члены которого писали прошения и вели политику, пытаясь добиться реформ, однако все безрезультатно. Вы видите, что Кундали — совершенно искренний преданный, который всего себя отдавал миссии своего духовного учителя и изо всех сил старался противодействовать отклонениям, которые видел. К сожалению, его добрые советы были проигнорированы Джи-Би-Си, а его самого просто выкинули из Общества.
Наши усилия направлены на то, чтобы реформировать ИСККОН так, как этого хотел Шрила Прабхупада — не изменяя каждого человека в отдельности, а просто исполняя то, что просил делать Ачарья, и предоставив, таким образом, его последователям выбор, в каком ИСККОНе служить. Свобода — это важнейшая часть духовной жизни, и те, кто предан Шриле Прабхупаде, могут продолжать служить его миссии под знаменами GIVS и SAT-sanga (в русскоязычном пространстве — “Манговый сад” — прим. перев.)
Вы, мои дорогие русские друзья, не представляете себе, каково это — знать, каким был ИСККОН вначале, и во что он превратился в Западной Европе и Северной Америке. Ваш опыт сейчас похож на тот, который переживали и мы в ранние годы, когда ИСККОН был сильным, живым, когда он был могучей духовной силой. Но не думайте, что то, что случилось в других частях мира, не может случиться у вас. Несмотря не весь ваш теперешний энтузиазм, если смысл наставлений Шрилы Прабхупады игнорируется и на первый план выступает одна лишь форма, содержание будет потеряно. В конце концов, это духовное общество, а Шри Кришна — не простак. То, что произошло на Западе, может произойти и на Востоке. На самом деле уже происходит, как многие из вас знают на собственном опыте, и о чем сказал Индрадьюмна Свами в своей лекции 27 ноября 1998 в Москве. (http://www.iskcondesiretree.com/profiles/blogs/our-iskconpart-3)
«ИСККОН совершает ошибки, мы не отрицаем этого. Почему? Потому что в движение приходит множество разных людей.
1. Существуют преданные, которые приходят, чтобы завершить свой путь сознания Кришны, это их последнее рождение.
2. Существуют преданные, для которых данное рождение — предпоследнее.
3. Существуют преданные, которые приходят сюда впервые.
4. Есть даже материалисты, которые временно принимают прибежище этого движения.
5. Есть и демоны, которые притворяются преданными. Прабхупада говорил это в Чайтанья Чаритамрите — что демонические люди принимают прибежище этого движения, притворяются преданными и создают хаос. Но даже демоны в Кали-Югу могут очиститься (посмеивается).
Так что, нет ничего удивительного в том, что в ИСККОН имеются проблемы. Ведь сюда приходят разные типы преданных. У нас есть преданные-материалисты, есть каништха-адхикари, у нас есть мадхьяма-адхикари, и есть также уттама-адхикари. Вполне резонно ожидать, что будут проблемы. Но это не означает, что мы должны уйти, потому что Шрила Прабхупада однажды сказал: “Лучше исправить, чем изгнать”. Он говорил об одном президенте храма, который вел себя не должным образом. Джи-Би-Си хотели сместить его. Но Прабхупада сказал: “Чем прогнать его, лучше исправить”.
Подобным же образом, чем покидать ИСККОН, лучше остаться в ИСККОН и помочь ИСККОН исправить ошибки».
Существует много преданных, которые так и поступили бы, но в действительности, в ИСККОН не существует механизма исправления ошибок. Вспомните, пожалуйста, наше определение корпорации:
«Любая постоянно существующая организация, которая преследует цели, выгодные ей самой, обладает четко определенными и структурированными методами достижения этих целей, вводит и навязывает правила поведения, с помощью которых управляет своими членами. Корпорация — это независимая, сама заявляющая о своей законности, самовозобновляемая организация, не подотчетная своим членам и не управляемая ими».
Это определение полностью описывает ИСККОН. Он не подотчетен своим членам и не управляется ими. Вот почему мы считаем необходимым создать некорпоративное общество, преданное и посвященное Шриле Прабхупаде.
В своей лекции Индрадьюмна Свами далее повторяет: “не покидайте ИСККОН” и “защитите ИСККОН”. Это именно то, что мы делаем. Я защищаю ИСККОН — такой, каким Шрила Прабхупада хотел его видеть, в чем вы можете убедиться, прочитав приведенные в этой статье его собственные высказывания. Шрила Прабхупада — и есть ИСККОН, Шрила Прабхупада, а не Джи-Би-Си. Это Джи-Би-Си покинуло ИСККОН, отклонившись от наставлений Шрилы Прабхупады. Если вы хотите оставаться в ИСККОН, вы можете остаться со мной или с ними — как подсказывает вам совесть. Но знайте: у вас есть выбор. Мой вам совет: прислушайтесь к своему сердцу (к своему проводнику —Антарьями), а не рассудку.
Хари Гуру Вайшнава
Дханешвара Прабху
Возможность скачивания видео и аудио предоставляют бесплатные сервисы, например: savefrom.net presaver.com notube.net y2down.cc
Поклоняясь всепроникающему Господу, от которого произошли все существа, человек может достичь совершенства, исполняя свои обязанности.
Как указано в пятнадцатой главе, все живые существа есть неотъ...
Существует пять разновидностей безбожия: полное неверие [видхарма], принятие религиозных принципов, которым человек не способен следовать [пара-дхарма], показная религиозность [абхаса], подобие рели...
В следующий за картикой месяц гопи совершали поклонение Катьяяни, с внутренней целью удовлетворить богиню. Их внутренняя молитва, с которй они обращались к Катьяяни была такой: "Пожалуйста, устрой в...
Слава Утпанна экадаши описана в «Бхавишйоттара Пуране» в беседе Шри Кришны и Арджуны.
Шри Сута Госвами сказал собравшимся браминам и мудрецам: «Если человек с верой и преданно...
Если Вы не пробовали Сампапри, Вы не поймёте моего благоговения перед этой простой и необыкновенной сладостью. Но если у вас есть три надёжных помощника, то Вы можете попробовать погрузится в атмосф...
Цель нашей жизни – обрести Бога. Если мы тверды в этом, и усердно стараемся продвигаться по пути бхакти, то прежде всего нам следует знать, что «Бог присутствует в каждом атоме».
Бог присутствует в...
Мы должны учиться зависеть от Кришны. На самом деле Кришна всегда ведет нас как Сверхдуша, но из-за своей забывчивости мы не понимаем, что Кришна — наш вечный друг. По мере развития сознания Кришны ...
Вайшнав не занимается политикой. Политика означает планировать своё собственное счастье. Это политика. Поэтому в нашем обществе не должно быть никакой дипломатии, никакой политики. Все должны стреми...
Немногие делайтесь учителями. Иак. 3,1.
Мы часто склонны бываем обличать, учить и вразумлять ближних. Чаще всего от этого бывает больше вреда, чем пользы ближним из-за отсутствия любви, потери душевног...
Вам нравится Швета Двипа? Проявите Ваши творческие способности и помогите сделать этот сайт ещё интереснее! Вливайтесь в дружелюбную команду, которая занимается служением в этом проекте.
Швета Двип...
Комментарии
Старших преданных не существует. Это выдумка ИСККОНа, которую подхватил теперь и Гаудиа МАТХ.
Может быть он имел в виду что у них разный статус в ИСККОН уже сейчас. Чтобы не путали "старших преданных" с еще более "старшими" :-)
2. Существуют преданные, для которых данное рождение — предпоследнее."
.
Чем "последнее рождение" отличается от "предпоследнего ", он пояснил ?