В Ведической культуре наиболее важным ее элементом, является КУЛЬТУРА ЗНАНИЯ. Основной задачей формирования культуры знания в человеке является изменение и формирование его мышления, чтобы направить это мышление к определенной этим знанием цели.
Вся Ведическая культура построена НА ТРАДИЦИИ. Традиционные знания неотделимы от культуры. КУЛЬТУРА - ОСНОВА ТРАДИЦИОННОГО ЗНАНИЯ.
В Санскрите есть термин, определяющий культуру знания, - ВИДЬЯ, а отсутствие культуры знания - АВИДЬЯ. Не просто знания (ГЬЯНА), а ВИДЬЯ, культура знания. В русском языке слово «ВИДЕТЬ», то есть наличие культуры знания, наличие видения, перспективы, трансцендентного и пр. Не случайно «Бхагавад-гита» начинается со слов Дхритарашты - слепого царя. Этим подчеркивается важность наличия КУЛЬТУРЫ ЗНАНИЯ, иначе человек идет по жизни БЕЗНАДЕЖНО СЛЕПЫМ.
Культура знания есть брахманическая культура, или отличительный признак цивилизованного человека. В английском языке используется слово «джентльмен», а в русском языке - интеллигент.
Чтобы понять, что такое КУЛЬТУРА ЗНАНИЯ, обратимся к 8-12 стихам 13 главы «Бхагавад-гиты». Это определенный культурный код, по которому МОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ человека способного получать, хранить и передавать знания, и ИЗБЕЖАТЬ ОБМАНА.
БГ 13.8-12: Смирение, отсутствие тщеславия, отказ от насилия, терпение, простота; обращение к истинному духовному учителю; чистота, постоянство, самодисциплина; отказ от того, что приносит чувственное наслаждение; отсутствие ложного эго; понимание того, что рождение, смерть, старость и болезни - это зло; самоотречение, отсутствие привязанности к детям, жене, дому и т.д.; невозмутимость в счастье и горе; непоколебимая, безраздельная преданность Мне; стремление жить в уединенном месте, отстраненность от мирских людей, признание важности самоосознания и склонность к философскому поиску Абсолютной Истины - это Я объявляю знанием, а все прочее называю невежеством.
НУЖНО ЛИ ЧТО-ТО ДОПОЛНЯТЬ? Может ли человек лживый, тщеславный, жадный, любитель устраивать шоу иметь такую культуру знания? Можно ли запугивать других, а точнее совершать насилие, манипулируя страхом «оскорблений»? Можно ли не имея ответственности принимать решения, приносящие всем урон, и потом за это не отвечать и перекидывать ответственность на других? Можно ли не имея тщеславия переписывать тексты священных писаний на свой лад, оправдываясь якобы плохим знанием языка Прабхупадой? Это просто элементарное неуважение к Прабхупаде, как к ачарье. Да еще и прикрываться всякими резолюциями и многочисленными комиссиями. Наоборот, человек, желающий получить истинное знание и развить культуру знания, ДОЛЖЕН БЫТЬ ПЫТЛИВЫМ, умело пользоваться логикой, анализировать, сопоставлять. Это развивает разум, помогает осмыслению.
Кстати, далее будет приведен очень интересный текст мантры 9 из «Шри Ишопанишад». НО НЕ БУДЕМ НИКОГО ОСУЖДАТЬ, И ПРОСТО ПОСМОТРИМ НА СЕБЯ, ЧЕМ И КАК МЫ ЗАНИМАЕМСЯ. ЕСТЬ ЛИ ЭТА КУЛЬТУРА В НАС САМИХ, или мы безнадежно слепы. И СТОИТ ЛИ ИДТИ ЗА БЕЗНАДЕЖНО СЛЕПЫМИ, НЕ ИМЕЮЩИМИ КУЛЬТУРЫ ЗНАНИЯ?
ИП 9: Те, кто заняты деятельностью, не имея при этом культуры знания, угодят в самое темнейшее невежество. Гораздо хуже положение тех, кто занят деятельностью, имея культуру так называемого знания.
ТОЛКОВАНИЕ: Эта мантра предлагает сравнительное исследование видьи и авидьи. Авидья, или невежество, несомненно, представляет опасность, но видья, или знание, когда оно ошибочно или дезинформирует, представляет еще большую опасность. Сегодня эта мантра «Шри Ишопанишад» куда более актуальна, чем когда-либо в прошлом. Современная цивилизация значительно продвинулась в сфере массового образования, но в результате люди стали еще несчастнее, чем когда-либо прежде, потому что сделали упор в жизни на материальный прогресс, исключив из нее самое важное, - духовный аспект.
Что касается видьи, то первая мантра объясняет ясно, что собственником всего сущего является Высший Господь, а забвение этой реалии - есть невежество. Чем больше человек забывает эту реалию жизни, тем больше он погружается во тьму. В виду этого, безбожная цивилизация, направленная к так называемому развитию образования, куда опасней той цивилизации, в которой массы людей менее «образованы».
Среди различных классов людей, таких как карми, гьяни и йоги, карми - это те, кто заняты деятельностью ради удовлетворения своих чувств. В современном обществе 99,9 процентов людей заняты деятельностью ради удовлетворения чувств под знаменами индустриализма, экономического развития, альтруизма, политического активизма и прочего. В основу всех этих видов деятельности в большей или меньшей степени заложено удовлетворение собственных чувств, вытесняющее из жизни именно тот вид осознания Бога, о котором говорится в первой мантре.
На языке «Бхагавад-гиты» (7.15), люди, занятые грубым удовлетворением своих чувств, - мудхи, или ослы. А осел является символом своей тупости. Те же, кто заняты бессмысленной погоней в целях удовлетворением своих чувств, согласно Шри Ишопанишад, преклоняются перед авидьей. Поэтому те, кто играет роль помощников такого сорта цивилизации во имя усовершенствования образования, в действительности, приносят гораздо больше вреда, чем те, кто действуют с позиции грубого удовлетворения своих чувств. Такое усовершенствование обучения безбожными людьми столь же опасно, как драгоценный камень, расположенный на голове кобры. Кобра, украшенная драгоценным камнем, значительно опасней той, которая таким камнем не украшена. В «Хари-бхакти-судходае» (3.11.12) усовершенствование образования безбожными людьми сравнивается с украшением мертвого тела. В Индии, как и во многих других странах, некоторые люди следуют традиции, чтобы удовлетворить скорбящих родственников, несут украшенное мертвое тело впереди похоронной процессии. Таким же образом, современное общество представляет собой мешанину различных видов деятельности, цель которых - сокрыть нескончаемые страдания материального существования. Все эти виды деятельности нацелены на удовлетворение собственных чувств. Однако выше чувств находится ум, а выше ума находится разум, а выше разума находится душа. Поэтому, целью истинного образования должно быть осознание себя, осмысление именно духовной значимости души. Всякое образование, которое не приводит к такому осмыслению должно считаться авидьей, то есть незнанием. А поощрение такого незнания и означает скатывание в самое темнейшее невежество.
Согласно «Бхагавад-гите» (2.42, 7.15) заблуждающиеся мирские просветители известны как веда-вада-рата и маяяпахрита-гьяна. Среди них также могут быть и атеистичные демоны, низшие среди людей. Те, которые веда-вада-рата, - мнят себя великими знатоками Ведической литературы, но, к сожалению, они полностью уклонились в сторону от истинной цели Вед. В «Бхагавад-гите» (15.15) сказано, что истинная цель Вед - это постижение Личности Бога, однако таких людей, как веда-вата-рада, эта Личность Бога не интересует вообще. Наоборот, они увлечены такими плодами своей деятельности, как обретение рая.
Как утверждается в мантре первой, нам следует знать, что Личность Бога - это собственник всего сущего, и что мы должны довольствоваться выделенными нам долями необходимого для жизни. Целью всей Ведической литературы есть пробуждение в забывчивом живущем существе это осознание Бога. И та же самая цель, ради осмысления ее неразумным человечеством, представлена различным образом во всех писаниях мира. Поэтому, цель всех религий мира - привести это человечество обратно к Богу.
Однако такие люди, как веда-вата-рата, вместо осознания того, что целью Вед является возрождение утраченного забывчивой душой отношения с Личностью Бога, принимают в качестве должного иное, - что такие второстепенные вопросы, как обретение райских наслаждений в целях удовлетворения собственных чувств, а точнее, страсть, являющаяся первопричиной их материального рабства, являются конечной целью Вед.
Своими неверными толкованиями Ведических источников, такие люди вводят других в заблуждение. Иногда они даже осуждают Пураны, которые являются достоверными толкованиями Вед для обывателей. Веда-вада-раты, пренебрегая авторитетом великих учителей (ачарьев), осмеливаются давать даже свои собственные толкования Ведам. У них также имеется склонность, вырастить в своем кругу какую-нибудь бессовестную личность в качестве ведущего последователя Ведического знания. Такие веда-вада-раты специально осуждаются в этой мантре, очень подходящей в данном случае санскритской фразой видьяям ратах. Видьяям означает изучение Вед, а Веды - это источник всех знаний (видья), и ратах означает те, кто заняты. Поэтому видьяям ратах означает «те, кто заняты изучением Вед». И в данном случае, так называемые изучающие Веды, подвергаются тут осуждению, так как в виду своего непослушания ачарьям, они остались не образованными в отношении истинной цели изучения Вед. Такие веда-вата-раты выискивают значение каждого слова Вед с целью отыскать в них свой собственный смысл. Им не ведомо, что Ведическая литература - это коллекция необычных книг, смысл которых можно получить только по цепи ученической преемственности.
Для того, чтобы осмыслить трансцендентное послание Вед, человек должен обратиться к настоящему духовному учителю. Таково указание «Мундаки Упанишад» (1.2.12). Однако все эти люди веда-вата-рата, имеют своих собственных ачарий, не состоящих ни в одной из цепей ученической преемственности. Таким образом, неверно интерпретируя Веды, они «прогрессируют» в темнейшее невежество. Они погружаются в невежество гораздо глубже тех, кто не знает о Ведах вообще.
Люди, относящиеся к классу маяяпахрита-джнана, являются самосотворенными «Богами». Каждый из этих людей считает себя Богом, и поэтому не считает необходимым поклоняться какому-то другому Богу. Они скорее согласятся почитать какого-нибудь человека, особенно если он окажется богатым, и никогда не будут выражать почтение Личности Бога. Такие люди, не способные признать собственной глупости, никогда не задумываются, как это Бог может оказаться в ловушке майи, Своей же собственной энергии иллюзии. Если бы Бог мог когда-либо оказаться в плену майи, то это означало бы, что эта майя более могущественна, чем Бог. Такие люди утверждают, что Бог всемогущ, и в тоже время не могут понять, что если Он всемогущ, то совершенно невозможно, что майа все же может оказаться более могущественной. Все эти самосотворенные «Боги» не могут дать на все эти вопросы ясный ответ; их всего лишь удовлетворяет иллюзия самим по себе быть Богом.
А ВОТ ОЧЕНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ПЕРЕВОД НА РУССКИЙ ЯЗЫК. Хороший пример ПОЛНОГО ОТСУТСТВИЯ КУЛЬТУРЫ ЗНАНИЯ.
ИП 9: Тем, кто совершенствуется в невежественной деятельности, уготованы темнейшие районы невежества. Однако еще хуже те, кто совершенствует так называемое знание.
Услышав перевод этого стиха на русский, большая группа учеников Прабхупады очень долго смеялась. Прозвучал вопрос. КАК ВОЗМОЖНО СОВЕРШЕНСТВОВАТЬСЯ В НЕВЕЖЕСТВЕ? Наверное, выкурив одну сигарету, получить удовольствие как от десяти? Можно совершенствоваться ТОЛЬКО в том, как выбраться из невежества. НЕУЖЕЛИ ЗА 25 ЛЕТ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЭТОГО ПЕРЕВОДА НИКТО (!!!), включая меня самого, не обратил на это внимания. О какой же культуре знания можно тогда говорить?
Реформаторство - это скверная штука. Именно об этом пишет Прабхупада в комментарии к этой 9 мантре. Лучше быть бескультурным, чем ТАКИМ «культурным».
P.S. Прежде чем посадить вещать какого-то молодого или мало опытного, учитель должен СПЕРВА развить в нем КУЛЬТУРУ ЗНАНИЯ, то есть все вышеперечисленные качества. ИНАЧЕ, КАК СКАЗАНО В ИП 9, НЕ ИМЕЯ ТАКОЙ КУЛЬТУРЫ, ОН СКАТИТСЯ В ТЕМНЕЙШЕЕ НЕВЕЖЕСТВО. Это можно наблюдать очень часто. ТО ЕСТЬ, ХОРОШАЯ ПАМЯТЬ, УМЕНИЕ МАНИПУЛИРОВАТЬ ДРУГИМИ, СЛАДКАЯ ПОЗИТИВНАЯ РЕЧЬ ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ ЗНАНИЙ ЯВНО НЕ ДОСТАТОЧНЫ.
Абхиманью дас
Возможность скачивания видео и аудио предоставляют бесплатные сервисы, например: savefrom.net presaver.com notube.net y2down.cc
Существует пять разновидностей безбожия: полное неверие [видхарма], принятие религиозных принципов, которым человек не способен следовать [пара-дхарма], показная религиозность [абхаса], подобие рели...
Стих 9.11 «Бхагавад Гиты» в стихотворном переводе В. И. Тихвинского и Ю.М. Густякова:
Безумцы, не видя Меня в человеке,
Его презирают и гибнут навеки.
Стих 9.11 «Бхагавад Гиты» в переводе Парамаханс...
Слава Уттхана экадаши описана в «Сканда Пуране» в беседе Господа Брахмы и Нарады Муни.
Однажды Господь Брахма сказал Нараде Муни: «О, лучший из мудрецов! Пожалуйста, услышь от...
Последние пять дней месяца Картики традиционно называются Бхишма Панчака. В эти дни ушёл Бхишмадев. В «Хари-бхакти-виласе» говорится, что в Бхишма Панчаку ради удовлетворения Господа человеку следуе...
Сытно! Быстро! Гарантия!!! Этот почти сыроедный рецептик получился в ходе экспериментов с зелёными коктейлями. Как говорится, проявляйте творчество где только можно, и результат доставит удовольстви...
«Шримад Бхагаватам», песнь 1 глава 8 текст 15: «О, слава рода Бхригу (Шаунака), хотя оружие и высшее - неодолимое, неотразимое, но было нейтрализовано, будучи встречено силой, относящейся к Вишну».
Б...
Вайшнав не занимается политикой. Политика означает планировать своё собственное счастье. Это политика. Поэтому в нашем обществе не должно быть никакой дипломатии, никакой политики. Все должны стреми...
Мир материальный, как - будто большая амёба,
Вобрал своих жертв, чтоб их медленно переваривать,
И, дух, сократившись от страха, стал мельче микроба,
Уже не способный в Свободы Миры воспарить.
Он занял...
Личность Бога, Шри Кришна, находится в каждом живом существе рядом с индивидуальной душой. Об этом можно догадаться и составить представление по присущей нам способности видеть и прибегать к помощи ...
Вам нравится Швета Двипа? Проявите Ваши творческие способности и помогите сделать этот сайт ещё интереснее! Вливайтесь в дружелюбную команду, которая занимается служением в этом проекте.
Швета Двип...
Комментарии