Будучи племянником Шри Рупы Госвами и Санатаны Госвами, Шри Джива Госвами явил все чарующие качества махапуруши (божественной личности). У него были напоминавшие лепестки лотоса глаза, прямой нос, высокий лоб, широкая грудь, длинные руки и излучающее сияние тело золотистого цвета.
В детстве он изготовил Божество Кришна-Баларамы. Выражая свою чистую преданность, он часто плакал, поклоняясь Им. Предложив Кришне-Балараме одежду, чандану, цветы, украшения и вкусные сладости, он немного брал себе, а все остальное отдавал своим друзьям. С самого раннего детства Джива проявлял доброту по отношению к другим живым существам. Джива был настолько привязан к Кришна-Балараме, что даже перед сном он обнимал Их и засыпал с Ними в обнимку. Его родители думали, что он просто играет, но деревенские жители очень радовались, когда видели привязанность Дживы к Кришна-Балараме.
В школе он быстро освоил санскритскую грамматику, поэзию, логику и философию. «Шримад-Бхагаватам» вдохнул в него жизнь. Кришна-катха наполнила его счастьем. Никто не смел говорить с ним о чем-либо, кроме Кришны. Он странствовал по Навадвипа-дхаме вместе со Шри Нитьянандой Прабху, изучал санскрит в Бенаресе, после чего поселился во Вриндаване. Он смиренно служил Шри Рупе Госвами, омывая его стопы, подготавливая все необходимое для литературной работы, редактировал его книги и через некоторое время получил дикшу.
Однажды пожилой вайшнав, Валлабхачарья, критически отозвался о литературной работе Шри Рупы Госвами. Несмотря на свой юный возраст, Шри Джива, не задумываясь, встал на защиту своего гуру. Шри Рупа Госвами отчитал Шри Дживу и приказал ему покинуть Вриндаван. Поселившись в пещере, где прежде жил крокодил и которая была расположена в Нанда Гхате (в 45 минутах от бхаджана-кутира Шри Рупы), Шри Джива начал поститься. Он поддерживал свое существование, принимая в пищу белую муку разведенную водой из Ямуны. Увидев, что он практически перестал заботиться о своем существовании, Санатана Госвами привел его обратно к Шри Рупе Госвами.
После ухода Шри Рупы и Шри Санатаны Госвами, Шри Джива Госвами стал гаудия-сампрадайячарьей, наставляя всех вайшнавов Навадвипы, Вриндавана и Джаганнатха Пури. Несмотря на свое очевидное лидерство, он всегда оставался смиренным слугой всех живых существ. Всякий раз, когда во Вриндаван приходили преданные из Бенгалии, он с любовью принимал их, угощал прасадом и предоставлял комфортные комнаты для отдыха и даже отправлялся с ними во Враджа-мандала парикраму.
Великий ученый-санскритолог, Шри Джива Госвами в уме составлял стихи на санскрите и записывал их, ничего не меняя в конструкции предложения. Слово «записывал» означает, что он использовал металлический стержень, с помощью которого символы наносились на пальмовые листья. Этот метод письма не оставлял возможности исправлять, редактировать, переписывать или корректировать записанный таким образом текст. Каждый его стих был бесценным бриллиантом совершенного размера, ритма, поэтики и смысла. Он был величайшим философом за всю историю Индии. Современные санскритологи считают его величайшим ученым.
Шри Джива Госвами был младшим, но самым плодовитым автором из всех Госвами. Его перу принадлежат полмиллиона стихов на санскрите (около 25 книг). Его книги доказывают, что философия Шри Чайтаньи являет собой суть ведической мудрости и совершенство религии. «Гопала Чампу», «Шат-сандарбха» и «Хари Нама Вьякарана» – самые известные его работы. «Сандарбхи» уверенно доказывают трансцендентные истины «Шримад-Бхагаватам». Они также доказывают, что Господь Шри Кришна является Верховной Абсолютной Истиной (сваям-бхагаван), причиной всего сущего и источником всех аватар. Всякий, кто с верой прочтет эти книги, станет преданным Кришны.
Сатьянараяна дас, санскритолог ИСККОН, который в настоящее время под эгидой ББТ (Бхактиведанта Бук Траст) работает над переводом «Сандарбхи» на английский язык, приводит следующее объяснение имени Дживы Госвами: «В действительности, имя Дживы Госвами – джива – приобретает необычное значение в свете стиха из «Бхагаваты»: ахастани сахастханам ападани чатуш падам… дживо дживасья дживанам. «Животные, лишенные рук, становятся добычей для животных с руками, лишенные ног становятся пищей для стоящих на четырех ногах – всегда и везде одна джива (живое существо) становится пищей для другого». Другое значение слова джива – «тот, кто дает жизнь другим». Поэтому духовное знание Дживы Госвами, изложенное в его двадцати четырех книгах, дарует жизнь всем преданным».
«Другое имя Дживы – дживаках, «тот, кто заставляет дживы (живые существа) издавать экстатические звуки». Шри Джива Госвами делал это, раскрывая эзотерическое значение «Шримад-Бхагаватам» в своих комментариях на это произведение, а также в своих «Шат-сандарбхи». Тот, кто раскрывает природу дживы, ее взаимоотношений с Господом и процесса достижения высшей цели жизни, называется дживаках или джива».
Следующая цитата взята из нектарного произведения Шри Дживы Госвами «Гопала Чампу», в котором описаны удивительные игры Радхи-Дамодары во Вриндаване. «На холме Говардхан проявилась огромная форма Говардхана. Все враджаваси вместе с Кришной предложили ему свои поклоны. Когда Сам Шри Кришна стоял там со сложенными ладонями, Говардхан взревел: «Я съем все ваши подношения» и поглотил всю воду из всех кунд, окружавших озеро. Поедая все подношения, приготовленные враджаваси, загребая их своей правой рукой, он щелкнул пальцами левой руки. Пастухи стали разбегаться во все стороны, когда Говардхан распростер свои руки, словно говоря, что хочет еще больше: «Анийор! Анийор! Анийор!» – «Еще, еще, еще».
По просьбе Ачарьярани Джахнавы Деви Тхакурани, Шри Джива Госвами попросил Шриниваса Ачарью, Нароттаму даса Тхакура и Шьямананду Прабху отвезти работы Госвами из Вриндавана в Бенгалию. Они перевели их на бенгали и распространили по всей Бенгалии и Ориссе. Они также активно проповедовали и дали посвящение сотням преданных.
В 1542 году Шри Джива Госвами положил начало поклонению Шри Шри Радха-Дамодаре в Сева-кундже, во Вриндаване. Его самадхи находится во дворе храма.
В нитья-вриндавана-лиле Радхи-Дамодары Шри Джива Госвами предстает как Виласа-манджари.
Следует тaкже обрaтить внимaние нa слово тиртхaпадa. Это одно из имен Господa Говинды, Верховной Личности Богa. Тиртхa ознaчaет «святое место», a падa — «лотосные стопы Господa». Люди идут в свят...
Живые чувства выше мертвой материи, ум выше чувств, разум выше ума, а она (душа) еще выше, чем разум.
КОММЕНТАРИЙ: Чувства являются своеобразными выходами для проявлений вожделения. Вожделение сохран...
Абхирама Тхакур был одним из двенадцати гопалов, друзей Господа Нитьянанды. Ранее его звали Шри Рамадас. Когда Господь Чайтанья послал Господа Нитьянанду проповедовать в Гаудадеше, вместе с ним Он о...
Слава Варутхини экадаши, который приходится на период убывающей луны месяца апреля/мая, описана в «Бхавишьоттаре Пуране» в беседе Господа Кришны и Махараджа Юдхиштхиры.
Однажды ...
А давайте вместе докажем, что молочная бурфи – это не просто вкусно, а нереально вкусно! Бурфи представляет собой классическую помадку типа ириски, но гораздо более нежную, тающую. Кстати, лакомитьс...
Шрила Прабхупада: Итак, какой-нибудь разумный мальчик должен выйти. Кто из вас самый разумный мальчик? Давай выходи! Давай! Кто-нибудь из мальчиков выйдите, давайте. Давай выходи. Нет? Ну хорошо. Очен...
Наш хоровод ведёт Шри Радха,
Прекрасней Радхи - Её гнев…
Она за руки нежно держит
Подруг любимых – юных дев.
На лицах их румянец бледный
При свете молока Луны.
И только Счастье и Любовь
В глазах сверкающих...
Затем Господь явился в образе Капилы, сына брахмана-праджапати Кардамы и его жены Девахути. Вместе с Ним пришли девять женщин [Его сестер]. Он открыл Своей матери науку самоосознания, и она уже в эт...
Aрджуна спросил: Кто более преуспел в йоге - те, кто всегда преданно служит Тебе, или те, кто поклоняется безличному Брахману, непроявленному и неуничтожимому?
КОММЕНТAРИЙ: Кришна уже рассказал Aрджу...
Вам нравится Швета Двипа? Проявите Ваши творческие способности и помогите сделать этот сайт ещё интереснее! Вливайтесь в дружелюбную команду, которая занимается служением в этом проекте.
Швета Двип...