Это праздник в честь ухода Бхишмадевы, который был государственным деятелем, главой династии Куру, великим военачальником и предводителем кшатриев. Бхишма — сын царя Шантану и богини-реки Ганги, в детстве был известен под именем Деваврата. В юности он прошёл обучение воинскому искусству у знатока военного дела Парашурамы. Ради счастья своего отца он принял “ужасный” обет безбрачия, стал известен под именем Бхишма, то есть ужасный. В благодарность за такое великодушие он получил от своего великого отца благословение оставить тело (умереть), когда пожелает. Для жизни Бхишмы обет, данный им в молодости, имел огромное значение.
Бхишма не был обычным земным человеком, но был небесным полубогом Васу, принявшим рождение на Земле вследствие проклятия великого мудреца Васиштхи. По воле провидения с самого детства он прошел обучение у мудреца Васиштхи и был в равной степени сведущ как в священных писаниях, так и в воинском искусстве, наравне с самим Парашурамой.
Являясь советником царя Дхритараштры, Бхишма всячески старался предотвратить войну между двумя великими кланами - Пандавами и Кауравами, но, когда война всё же началась, он стал военачальником Кауравов. Он был мудрым, доблестным и искусным воином. Под его предводительством армия Кауравов не могла быть побеждённой, и никто не мог одолеть его в поединке. Пандавам пришлось прибегнуть к хитрости. Они пришли к Бхишме за советом и спросили его самого, как им победить. Тогда Бхишма посоветовал Арджуне во время боя приблизиться к нему, поместив перед собой сына Друпады Шикхандина. Благородный Бхишма не поднимет оружия против Шикхандина, так как он не кто иной, как женщина, дочь Друпады, несколько лет назад волшебством превращённая в мальчика. Это даст возможность Арджуне одержать победу. Так все и произошло, но, несмотря на тщательную подготовку, бой оказался тяжелым. Когда Бхишма упал, на его теле не осталось места и в два пальца шириной, не поражённого вражеской стрелой. Он упал с колесницы головой к востоку. Тело его так и не коснулось земли, а осталось в воздухе, покоясь на ложе из вонзившихся в него стрел.
Отношения Господа Кришны и Бхишмадевы на поле битвы Курукшетра весьма примечательны. Может показаться, что Господь Шри Кришна враждебно относился к Бхишмадеву, но в действительности таким образом Он хотел оказать особую милость Своему великому преданному Бхишме. Таковы некоторые формы трансцендентных взаимоотношений между преданными и Господом. И те, кто ничего не знает о чистом преданном служении, не способны проникнуть в тайну таких отношений.
Бхишмадева, как доблестный воин, умышленно пускал в бою стрелы в тело Господа, чтобы обыкновенному человеку казалось, будто Он ранен. Но все это делалось лишь для того, чтобы сбить с толку непреданных. Полностью духовное тело невозможно ранить, и преданный не может стать врагом Господа. Будь это так, Бхишмадева не желал бы, чтобы Господь стал конечной целью его жизни. И если бы он был врагом Господа, Господь Кришна мог бы уничтожить Бхишму, не сходя с места. Но Кришна поступил так, потому что воин-преданный желал увидеть трансцендентную красоту Господа, украшенного ранами от стрел чистого преданного.
Используя свой магический дар, Бхишма сумел отсрочить смерть на 48 дней до зимнего солнцестояния, когда солнце повернёт на северный путь от экватора. Это благоприятное время для смерти, так как гарантирует ему освобождение от будущих земных перерождений (сансары).
До его кончины оставалось ещё двадцать дней. Доблестные знатные воины обеих армий, бросив на землю оружие, собрались вокруг Бхишмы. Приветствуя их, Бхишма пожаловался, что его голова отвисает назад, и попросил собравшихся царей дать ему подушку. Цари предложили ему множество самых лучших пуховых подушек, но Бхишма отверг их и обратился с этой просьбой к Арджуне. Тогда Арджуна натянул свой могучий лук, и три стрелы вонзились в землю под головой Бхишмы. На них и поместилась голова старого воина. Бхишма отказался от помощи подоспевших врачевателей, оставшись на ложе из стрел. На следующий день, подозвав Арджуну, Бхишма попросил у него воды. Трижды объехав на своей колеснице тело старшего в роду, Арджуна натянул свой лук и вонзил стрелу в землю рядом с Бхишмой. Тотчас же оттуда, куда вонзилась стрела, забил фонтан холодной воды, вкусом напоминающий напиток богов. Утолив жажду, Бхишма похвалил непобедимого Арджуну, искуснейшего из лучников.
В битве при Курукшетре победили Пандавы. Их глава Юдхиштхира даже после коронации чувствовал себя недостаточно сведущим и опытным в управлении такой обширной страной, на что Кришна посоветовал ему обратиться к мудрому Бхишме. После чего, со смертного ложа, Бхишма преподал Пандавам обширное наставление в религии, законе и праве, которое занимает около двух книг "Махабхараты" (XII и XIII).
В преддверии Бхишмаштами благоприятно вспомнить прекрасные молитвы, которые вознес Господу Кришне дед Бхишма в тот момент, когда покидал свое тело. Эти молитвы исполнены глубокого смысла и передают всю силу любви могучего Бхишмы (который был одним из Васу) к Верховной Личности Бога.
Одна из них звучит так. Бхишма сказал: "Пусть же все мои мысли, чувства и желания, которые так долго были заняты самыми разными предметами и предписанными обязанностями, будут поглощены всемогущим Господом Шри Кришной. Он всегда самоудовлетворен, но как предводитель преданных, Он иногда получает трансцендентное наслаждение, нисходя в материальный мир, хотя материальный мир создан из Него одного." (Шримад Бхагаватам, песнь 1, глава 9, текст 32.)
Возможность скачивания видео и аудио предоставляют бесплатные сервисы, например: savefrom.net presaver.com notube.net y2down.cc
Поклоняясь всепроникающему Господу, от которого произошли все существа, человек может достичь совершенства, исполняя свои обязанности.
Как указано в пятнадцатой главе, все живые существа есть неотъ...
Существует пять разновидностей безбожия: полное неверие [видхарма], принятие религиозных принципов, которым человек не способен следовать [пара-дхарма], показная религиозность [абхаса], подобие рели...
«До того, как встретиться с Махапрабху, Нарахари написал множество песен на санскрите и бенгали, посвященных враджа-расе Радха-Гиридхари. Вместе с Гададхарой Пандитом они никогда не покидали Господа Ч...
Слава Утпанна экадаши описана в «Бхавишйоттара Пуране» в беседе Шри Кришны и Арджуны.
Шри Сута Госвами сказал собравшимся браминам и мудрецам: «Если человек с верой и преданно...
А теперь докажем, что выпечка без яиц тоже может быть вкусной! Если родственники и друзья говорят, что это невозможно, если Вас это достало, то пора приглашать всех на домашний праздник с подтвержде...
Книга «Сказание о Змеиной Богине» является поэтическим переводом восточно-бенгальского средневекового произведения «Подмапуран» или «Сказание о Падме». Автором «Подмапуран» является поэт Биджой Гупт...
Итак, куда бы мы ни отправились, нас называют – Харе Кришна. Они говорят так. Весь мир будет говорить: «Харе Кришна!». В шутку или всерьез, – не имеет значения. Пусть они шутят или критикуют нас – «...
Аиндра Прабху: Когда Шрила Прабхупада приехал в Вашингтон в 1976, мы все ненадолго остановились в его квартире, прежде чем отправиться в храм приветствовать Божеств. Однажды утром мне втиснули в рук...
Харе Кришна! Я не пишу на своей странице посты, связанные с моей духовной жизнью. Многие даже не знают, что я до мозга костей «кришнаит», уже 10 лет пытающийся жить по наследию, который оставил этом...
Вам нравится Швета Двипа? Проявите Ваши творческие способности и помогите сделать этот сайт ещё интереснее! Вливайтесь в дружелюбную команду, которая занимается служением в этом проекте.
Швета Двип...
Комментарии
Об этом свидетельствуют множество англоязычных источников..
• Bhishma Ashtami - Wikipedia
https://en.wikipedia.org/wiki/Bhishma_Ashtami
• Bhisma’s Passing Away
https://theharekrishnamovement.org/tag/bhismastami/