Личность Бога, Шри Кришна, находится в каждом живом существе рядом с индивидуальной душой. Об этом можно догадаться и составить представление по присущей нам способности видеть и прибегать к помощи разума.
КОMMЕНTАРИЙ: Обыкновенные люди часто недоумевают, как можно предаться Господу или заниматься трансцендентным любовным служением Ему, если Его нельзя увидеть? В этом стихе Шрила Шукадева Госвами подсказывает таким людям, как, прибегнув к помощи разума и чувств, можно ощутить присутствие Верховного Господа. На самом деле нашими нынешними материальными чувствами нельзя воспринять Господа, но на того, кто в своем желании реально служить Господу убежден в Его существовании, по милости Господа нисходит откровение, и такой чистый преданный всегда и везде ощущает Его присутствие. Он понимает, что разум является проводником указаний Параматмы, полной части Личности Бога. Присутствие в себе Параматмы может ощутить даже обыкновенный человек. Для этого рекомендуют воспользоваться следующим методом. Сначала нужно ощутить свое «я» и убедиться в его существовании. Это не обязательно должно произойти сразу, но, немного подумав, человек может понять, что не является телом, что рука, нога, голова, волосы и т.д. - составные части его тела, и, следовательно, ни рука, ни нога, ни голова не являются его «я». Tак, с помощью разума можно ощутить свое «я» и отделить его от всего, что мы видим вокруг. Отсюда следует вывод, что живое существо (будь то человек или животное) является наблюдателем, который кроме себя самого видит все, что его окружает. Tаким образом, наблюдатель и объект наблюдения отличны друг от друга. Рассуждая дальше, нетрудно понять, что живое существо, наблюдающее окружающий мир с помощью обыкновенного зрения, не способно видеть или действовать независимо. Все наши действия и способность воспринимать окружающее зависят от разных энергий, которые в различных сочетаниях предоставляет нам природа.
Органы восприятия и органы деятельности, то есть пять органов восприятия (слух, осязание, зрение, вкус и обоняние), пять органов деятельности (руки, ноги, речевой аппарат, анус и органы размножения) и три тонких чувства (ум, интеллект и эго) - в общей сложности тринадцать чувств - формируются из различных сочетаний грубых и тонких энергий природы. Столь же очевидно, что объекты восприятия появляются в результате бесконечных преобразований и сочетаний форм, которые принимает энергия природы. Это неопровержимо доказывает, что обыкновенное живое существо не способно действовать или воспринимать окружающее независимо, а поскольку мы явственно ощущаем обусловленность своего бытия энергией природы, мы приходим к выводу, что тот, кто наблюдает окружающее, - дух, а чувства и объекты восприятия - материя. Tо, что наблюдатель по природе духовен, проявляется в нашей неудовлетворенности ограниченностью своего материально обусловленного бытия. Tак можно отличить материю от духа. Некоторые недалекие люди заявляют, что на определенном этапе своей эволюции материя развивает способность видеть и двигаться, но их доводы несостоятельны, поскольку еще никому не удалось доказать экспериментальным путем, что материя способна породить живое существо. Одними обещаниями сыт не будешь. Праздная болтовня о том, что в будущем материя превратится в дух, - глупость, так как еще нигде и никогда материя не развивала способности видеть и двигаться. Следовательно, материя и дух - разные субстанции, и к этому заключению нетрудно прийти просто путем логических рассуждений.
Следующий шаг в наших рассуждениях, который нужно сделать, - это признать, что все наблюдаемое нами не может быть одушевленным, если отрицать существование того, кто пользуется и руководит разумом. Разум выполняет функцию некой высшей силы, направляя живое существо в его деятельности. Без помощи разума живое существо не может видеть, двигаться, есть и действовать. Если человек теряет разум, он становится душевнобольным. Следовательно, живое существо зависит от разума, то есть от указаний высшего существа. Разум всепроникающ. Он есть у каждого живого существа, и, являясь проводником указаний некоей высшей силы, подобен отцу, руководящему сыном. Этой высшей силой, пребывающей в каждом живом существе, является Сверхдуша.
На этом этапе наших рассуждений нужно рассмотреть следующее обстоятельство: с одной стороны, мы осознаем, что наша способность воспринимать окружающее и наши действия обусловлены материальной природой, но с другой - по привычке чувствуем и говорим: «я ощущаю» и «я делаю». Из этого следует, что наши органы восприятия и органы деятельности функционируют потому, что мы отождествляем себя с материальным телом, а высший принцип, то есть «Сверх-Я», или Сверхдуша, направляет нас и предоставляет нам то, чего мы желаем. Воспользовавшись указаниями «Сверх-Я» в форме разума, мы можем либо продолжать свое исследование и действовать, исходя из представлений, что «я - не тело», либо продолжать по-прежнему ошибочно отождествлять себя с материей, разыгрывая из себя владельца и независимого вершителя своей судьбы. Нам предоставлена свобода выбора: мы можем либо оставаться в невежестве, придерживаясь ложных материальных представлений, либо встать на путь истины и принять духовную концепцию. К истинному, духовному пониманию прийти совсем нетрудно. Для этого достаточно признать «Сверх-Я» (Параматму) своим другом и руководителем, подчинив свой разум высшему разуму Параматмы. И «Сверх-Я», и индивидуальное «я» духовны, поэтому качественно едины и отличны от материи. Но «Сверх-Я» и индивидуальное «я» находятся на разных уровнях, так как «Сверх-Я» направляет индивидуальное «я» (то есть дает ему разум), а индивидуальное «я"» следует Его указаниям. Tак осуществляется деятельность. Индивидуум полностью зависит от указаний «Сверх-Я», поскольку на каждом шагу следует им во всем, что касается созерцания, слушания, мышления, ощущений, желаний и т.д.
Tаким образом, руководствуясь здравым смыслом, можно прийти к выводу о том, что существуют три субстанции: материя, дух и Сверхдух. Если же мы обратимся к «Бхагавад-гите» - ведическому разуму, - то поймем, что все три субстанции - материя, индивидуальная душа и Сверхдуша - зависят от Верховной Личности Бога. «Сверх-Я» - это частичное проявление, полная часть Верховной Личности Бога. «Бхагавад-гита» утверждает, что Верховная Личность Бога господствует над всем материальным миром всего лишь через Свое частичное проявление. Бог велик, Он не может быть простым исполнителем воли индивидуальных душ, поэтому «Сверх-Я» не может быть полным проявлением Верховного «Я», Пурушоттамы, Абсолютной Личности Бога. С осознания «Сверх-Я» начинается процесс духовного самоосознания, и по мере углубления самоосознания индивидуальное «я» с помощью разума, авторитетных писаний и, главным образом, по милости Господа способно осознать Верховную Личность Бога. Начальные сведения о Личности Бога, Шри Кришне, содержатся в «Бхагавад-гите», а более подробно наука о Боге разъясняется в «Шримад-Бхагаватам».
Итак, если неуклонно следовать по этому пути и молить о милости Tого, кто руководит нашим разумом и с кем мы находимся на одном дереве тела (подобно двум птицам, сидящим на одном дереве - пример из Упанишад), то нам, несомненно, откроется смысл богооткровенной мудрости Вед, и мы без труда постигнем Верховную Личность Бога, Васудеву. Поэтому разумный человек, как утверждается в «Бхагавад-гите» (7.19), после многих жизней, посвященных таким рассуждениям о природе своего «я», предается лотосным стопам Васудевы.
Шримад Бхагаватам, песнь 2, глава 2 (Господь в сердце), текст 35. Перевод и комментарий Шрилы Прабхупады
Возможность скачивания видео и аудио предоставляют бесплатные сервисы, например: savefrom.net presaver.com notube.net y2down.cc
Поклоняясь всепроникающему Господу, от которого произошли все существа, человек может достичь совершенства, исполняя свои обязанности.
Как указано в пятнадцатой главе, все живые существа есть неотъ...
Существует пять разновидностей безбожия: полное неверие [видхарма], принятие религиозных принципов, которым человек не способен следовать [пара-дхарма], показная религиозность [абхаса], подобие рели...
«До того, как встретиться с Махапрабху, Нарахари написал множество песен на санскрите и бенгали, посвященных враджа-расе Радха-Гиридхари. Вместе с Гададхарой Пандитом они никогда не покидали Господа Ч...
Слава Утпанна экадаши описана в «Бхавишйоттара Пуране» в беседе Шри Кришны и Арджуны.
Шри Сута Госвами сказал собравшимся браминам и мудрецам: «Если человек с верой и преданно...
В этой рубрике ведических вегетарианских рецептов мы предлагаем Вам попробовать в деле наши любимые рецепты вегетарианских угощений для всех случаев жизни. Как известно, случаи в жизни бывают разные...
Патрик Жоффруа (Притху Путра Свами) в демоническом одеянии во время занятий черной магией.
Харе Кришна Камсаханта Прабху, пожалуйста, примите мои поклоны, вся слава Шриле Прабхупаде!
По тем или ин...
Дорогой Шрила Прабхупада, пожалуйста, примите мои смиренные поклоны в пыли Ваших лотосных стоп. Слава Вам!
С каждым годом мне становится все сложнее отмечать годовщину Вашего ухода из этого мира. К...
Правда ли, что время — деньги?
Говорят: «Время — деньги (артха)». Это не так. Но «Время — Парамартха, время — Према» — по-настоящему ценные слова. Нужно забыть, что время или жизнь может принести как...
Вся слава Господу Нарайане! Без памятования о Его лотосных стопах декламация писаний – всего лишь крик в диком лесу, регулярное соблюдение суровых обетов, описанных в Ведах, не более чем способ поху...
Вам нравится Швета Двипа? Проявите Ваши творческие способности и помогите сделать этот сайт ещё интереснее! Вливайтесь в дружелюбную команду, которая занимается служением в этом проекте.
Швета Двип...
Комментарии
Дурга — амша Лакшми (Со спины).
Шива — амша Вишну (Со спины).
Вращая Голока-Янтру, можно получить Велешвара/Велеш вари-Янтру.