Есть серьезные основания утверждать, что некоторые индуисты превращают повторение мантр в механический процесс. Механистичность повторения маха-мантры заключается в отключении интеллекта, который должен играть отнюдь не последнюю роль в гармоничном развитии человека.
Некоторые верующие утверждают, что результатом повторения маха-мантры является достижение духовного мира. Йоги, в том числе бхакти-йоги, отрицают это. Йоги считают, что одной практики повторения мантр недостаточно для высшего развития духа. Йоги достигают высшего духовного развития благодаря практике подвижничества. Великий йог Патанджали утверждал, что практика йоги начинается с обуздания чувств, прежде всего – через правдивость, а также поддержание физического и психического здоровья (асана) и сбалансированные дыхательные упражнения (пранаяма), закаливание тела, аскетизм и возвышение созидательной энергии индивидуума до уровня отказа от личного эгоизма и духа стяжательства. Йоги настаивают на стяжательстве духовной психической силы и преобразовании низкой материалистичной природы индивида. Однако творческие способности личности в практике йоги никоим образом не подавляются, а наоборот, усиливаются. Это и называется утсаха – энтузиазм на основе творческого гармоничного развития личности.
Практика повторения маха-мантры по два часа в день обычно становится механистичной с самого начала. Человек, который не научился правильной осанке и не способный правильно дышать согласно интенсивности своих занятий, не сможет выдержать сложный ритм ни одной санскритской мантры.
В индийской чхандас – системе декламации гимнов и мантр – ритм мантры соотносится со сложной мелодикой и звуковым строем санскритских гимнов и мантр. Для правильного повторения мантр и гимнов декламатор обязан соблюдать время, место и определенный тембр повторения мантры. Мантра не повторяется более 4-9 минут. По истечении этого времени мантра меняется, согласно времени суток. Для утреннего времени положено читать утренние гимны, для вечернего времени – вечерние.
В случае маха-мантры Харе Кришна мы наблюдаем полное смешение. Это мужская мантра. Ее следует читать в период наивысшего преобладания солнечной силы. Это приблизительно полдень. Кроме того, это вспомогательная мантра. Она никогда не читалась сама по себе, до бенгальских вайшнавов, которые превозвеличили ее и подняли на высший уровень поклонения.
Это следует признать ошибкой. Ни один подлинно образованный брахман и индийский санскритолог никогда не согласиться признать текст из Кали-сантаран-упанишад главной и единственной маха-мантрой.
Если без должной йогической и метрической дисциплины человек будет повторять эту мантру, то он вполне может сойти с ума. Если он достаточно разумен, то он прекратит повторять ее по два часа в день, и его душевное состояние через несколько лет вернется в нормальное состояние.
Либо такой человек будет проходить постепенное негативное изменение своей личности: притупление сознания вследствие повторения слишком простого санскритского предложения (Харе Кришна Рама), в условиях проживания в шумном мегаполисе, или любом крупном городе. Затем его будут мучить навязчивые состояния – он будет винить себя в неспособности сосредоточиться на монотонном звучании трех имен, в составе 32-слоговой мантры. Но человек, насколько бы терпеливым он ни был, просто психически не способен сосредоточиться на столь механической декламации по два часа в день, даже если объявить каждую букву и звук этой мантры священным. Он будет капризным, гневливым, неспособным совладать со своим половым желанием, он будет испытывать ненасытные желания, жадность. В конце концов, такой человек может погибнуть в результате несчастного случая – вследствие отключенного механическим повторением интеллекта и различения, или из-за своих обид человек может заболеть раком.
Лучше предпочесть полноценное освоение человеческой культуры и цивилизации таким попыткам заменить йогу повторением нескольких повторяющихся звуков, называя это мантрой.
Нанда Сута дас
Следует тaкже обрaтить внимaние нa слово тиртхaпадa. Это одно из имен Господa Говинды, Верховной Личности Богa. Тиртхa ознaчaет «святое место», a падa — «лотосные стопы Господa». Люди идут в свят...
Живые чувства выше мертвой материи, ум выше чувств, разум выше ума, а она (душа) еще выше, чем разум.
КОММЕНТАРИЙ: Чувства являются своеобразными выходами для проявлений вожделения. Вожделение сохран...
Абхирама Тхакур был одним из двенадцати гопалов, друзей Господа Нитьянанды. Ранее его звали Шри Рамадас. Когда Господь Чайтанья послал Господа Нитьянанду проповедовать в Гаудадеше, вместе с ним Он о...
Слава Варутхини экадаши, который приходится на период убывающей луны месяца апреля/мая, описана в «Бхавишьоттаре Пуране» в беседе Господа Кришны и Махараджа Юдхиштхиры.
Однажды ...
Харе Кришна, дорогие мои… Сегодня без предисловий. Чечевичные пельмени - пальчики оближешь :) Удачи!!!
Тесто:
- 2 столовые ложки гхи (т...
«Шримад Бхагаватам» 1.8.38 в пословном варианте перевода звучит так: «Кто мы без славы и сил? С Яду и с Пандавами вместе? Твое отсутствие подобно отсутствию чувств у живого существа» (напомню, мы чи...
ТЕКСТ 8
Когда Господь Вишну — лучший из мистиков, которому ведомы законы времени, — увидел, как приближается Хираньякашипу, держащий в руке трезубец и напоминающий олицетворенную смерть, Он подумал:...
На Варшане, жил великий святой, Сачинандана Баба. Он ушел из этого мира в 1974 году, когда ему было 112 лет. Непонятно было, когда он ест, когда он спит. Единственное, что у него было – это была его...
Религия может быть чем-то замечательным. Она может принадлежать к величайшим ценностям человеческого духа и внести богатое содержание в нашу жизнь. Но религия может принять самые примитивные недосто...
Вам нравится Швета Двипа? Проявите Ваши творческие способности и помогите сделать этот сайт ещё интереснее! Вливайтесь в дружелюбную команду, которая занимается служением в этом проекте.
Швета Двип...
Комментарии
Спасибо за статью.
Читал по 16 "кругов" в течении более года. И в той или иной степени некоторые симптомы из последних абзацев проявлялись и у меня. Но параллельно я слушал того, кого считаю своим ШИКША ГУРУ - Вайшнава Прана. Каждую субботу по утрам ездил в храм на приветствие божеств и лекции (по субботам в нашем храме изучали "Шри Чайтанья Чаритамрита"... НО постепенно накапливалось какое-то неудовлетворени е что-ли... чего-то стало нехватать... И вот прослушав одну их лекций Вайшнава Прана прабху, я перестал эту ежедневную гонку повторений считать обязательным атрибутом веры и служения, а стал искать способы поддерживать отношения - быть на связи с параматмой. Бог в сердце, всегда рядом... не надо никуда ездить для встречи с Ним и общения с Ним. А затем я "разбил" "розовые очки" и стал видеть то, чего раньше не замечал - ПРАВДУ ЖИЗНИ !!!...
Теперь в храм еду по зову сердца, а не по расписанию "чистого преданного" )))
На чётках читаю махамантру не по счёту "кругов" ,а до появления благодарности и чувства полноты диалога с Кришной. И... только не смейтесь - иногда ОДНОГО "круга" хватает, чтобы почувствовать себя счастливым !!! (а не оставшимся в должниках)
24hourkirtan.fm/
Кстати Брахма ведь всё же прав, что в Кали-югу основной путь - повторение Харе Кришна/Рама.
Но есть красивая форма этой мантры: Радхе Кришна Радхе Кришна Кришна Кришна Радхе Радхе, Радхе Шьям, Радхе Шьям, Шьям Шьям, Радхе Радхе. Это мадхурья-рупа маха-мантры
наверное стоит напомнить автору об апарадхе
Считать повторение Харе Кришна маха мантры одной из форм благочестивой деятельности, рекомендованной в Ведах в разделе карма-канда.
и напомнить слова Прабхупады:
Святое Имя Кришны исполнено духовного блаженства. Оно дарует человеку высочайшие духовные благословения, ибо оно – Сам Кришна, источник всех наслаждений. Имя Кришны совершенно. Оно не соприкасается с материальной энергией и не уступает Самому Кришне Своим могуществом. Имя Кришны не осквернено материальными качествами, поэтому не может быть и речи о Его соприкосновении с майей. На Святое Имя не влияют законы материальной природы, потому что Имя Кришны и Сам Кришна неотличны друг от друга».