Недавно моё внимание привлекла статья под названием «Неповиновение и отклонение более опасно, чем падение», которая была написана преданным по имени Махашринга Дас и опубликована на сайте Sampradaya Sun. Эта статья предостерегает преданных ИСККОН от общения с бабаджи Враджа, в особенности с теми из них, которые проживают во Вриндаване и на Радха-кунде. Автор статьи критикует всех бабаджи в целом и меня в частности, что я вполне могу стерпеть. Однако в данной статье также унижается достоинство моего Гуру и всей нашей линии, поэтому я считаю своим долгом пролить свет на данную ситуацию и объяснить, в чём заключается истинное значение слова «бабаджи».
Всем известно, что в Гаудия Матхе (ГМ) и таких его ответвлениях, как ИСККОН, преобладает следующее представление: бабаджи – это люди, которые строят из себя садху, но при этом наслаждаются общением с женщинами (согласно цитате из данной статьи, как минимум с двумя или тремя женщинами) и на самом деле не имеют никакого отношения к духовности или преданности Кришне. Будучи членом ИСККОН, я слышал подобные вещи о бабаджи сотни раз. По своей наивности я также верил в это. Однако факт заключается в том, что «бабаджи» – это уважительное слово, которое используется для обращения к отречённым садху в целом и в особенности в Гаудия-вайшнава-сампрадае.
В Индии существует два вида отречённых садху, которых называют санньяси и вайраги. Санньяси ходят в шафрановой одежде, носят титул «Свами» и, как правило, являются последователями философии имперсонализма. Вайраги, однако, носят белую одежду, и их называют бабаджи. Отреченные вайшнавы в линиях Шри Чайтаньи Махапрабху, Рамананды, Нимбарки и других представляют именно эту категорию. Шри Чайтанья Чаритамрита упоминает о двух вайраги, которые пришли вместе с Мадхавендрой Пури из Бенгалии (Мадхья, 4.103). Харидас Тхакур также упоминается как вайраги – так его называет Кришнадас Кавирадж Госвами (Антья, 3.103).
Хотя сам Шри Чайтанья Махапрабху был санньяси и носил шафран, Он хотел, чтобы Его отречённые последователи принимали белую одежду вайраги. Причиной этого является то, что писания запрещают вайшнавам носить шафрановые (кашайа), красные и синие одежды, особенно во время поклонения Божествам. Некоторые из стихов, подтверждающих эту точку зрения, были собраны Санатаной Госвами в Хари Бхакти Виласе. К примеру, там говорится (4.147): «Ношение красной одежды для вайшнава равнозначно хождению голым». Там также говорится (4.152): «Вайшнав должен всегда носить белую одежду и отказаться от красной». В Шри Чайтанья Чаритамрите мы также видим историю, в которой рассказывается о том, как Джагадананда Пандит опечалился, увидев на голове у Санатаны Госвами завязанный кусок шафрановой ткани, который не был прасадом от Махапрабху. Санатана Госвами смиренно ответил: «Вайшнаву не следует носить эту шафра - новую одежду, поэтому она мне ни к чему. Я отдам её кому-нибудь другому» (Антья, 13.60).
Церемонию принятия белой одежды отречённого уклада жизни обычно называют принятием веша. В Бенгалии это также называют словом бхек. «Бабаджи» – это уважительное обращение к таким отречённым людям, и в буквальном переводе с хинди и враджа-бхаша (языка, на котором говорят во Врадже) это слово означает «дедушка». Также слово «бабаджи» традиционно используется по отношению к уважаемым садху во всей Индии, например: Махаватар Бабаджи, Хайдакхан Бабаджи и т.д.
Из этого мы можем понять, что шесть Госвами Гаудия-сампрадаи, а также Вишванатха Чакраварти Тхакур, Баладева Видьябхушана, Джаганнатха Дас Бабаджи и Гауракишор Дас Бабаджи были вайраги, носившими белую одежду, и враджабаси называли их бабаджи. Называть всех бабаджи словом «сахаджия» и относить их к числу апасампрадай – значит проявлять неуважение к самому Махапрабху, который утвердил бабаджи-веш. Возможно, существуют некоторые бабаджи, которые вступают в недозволенные связи с женщинами, однако это встречается во всех духовных традициях и сампрадаях. Само по себе это не делает их сахаджиями, а их линию – апасампрадаей.
Несмотря на то, что основатели ГМ/ИСККОН запрещали своим последователям общаться с бабаджи, подобное неодобрительное отношение с их стороны не распространялось на всех бабаджи, поскольку даже они выражали почтение некоторым из них. Гуру основателя Гаудия Матха был бабаджи, и ему поклоняются на алтаре во всех центрах ГМ/ИСККОН. В Джайва Дхарме Бхактивинода Тхакура бабаджи изображены не в плохом свете, но, наоборот, как садху и ачарьи. Кроме того, даже если основатели ГМ/ИСККОН осуждали всех бабаджи какого-то определённого времени, было бы неправильно и неблагоразумно утверждать, что подобное неприятие должно стать универсальным правилом на все времена в будущем. Возможно, они считали недопустимым общаться с некоторыми бабаджи, жившими в их время, из-за связи последних с женщинами. Это, однако, вовсе не означает, что все бабаджи были развратниками и будут всегда оставаться людьми столь низких нравов. Также это не означает, что все они имели привычкуобщаться с женщинами. В обсуждаемой нами статье автор ссылается на наставления, данные ачарьей.
Мы знаем, что инструкции ачарьи бывают двух видов:
1. Абсолютные (безусловные) – это те наставления, которые применимы всегда и во все времена. Примером таких наставлений могут служить четыре регулирующих принципа, которым следуют в ИСККОН.
2. Условные – это те наставления, которые применимы лишь при определённых обстоятельствах.
Отказ от общения с бабаджи подпадает под вторую категорию. Также следует заметить, что бабаджи – это не обязательно бородатые индийские джентльмены почтенного возраста, как предполагает автор. Они также могут брить голову – это вопрос личных предпочтений и удобства. Существует традиция совершать Говардхан-парикраму в честь дня ухода Санатаны Госвами, поскольку он был одним из тех, кто ввёл обычай совершать парикраму вокруг этого священного холма. Этот день называют «Мудиа Пуно». Слово «мудиа» происходит от слова «муна», которое на языке враджа-бхаша означает «голова». У Санатаны Госвами была бритая голова, и поэтому местные враджабаси называли его «Мудиа Баба». Когда он оставил тело, враджабаси побрили свои головы и отправились на парикраму вокруг Говардхана, чтобы почтить память святого. Это стало традицией, которая дожила и до наших дней. Хотя мы называем их Госвами, враджабасиобращались к ним словом «бабаджи».
Из этого мы можем понять, что «бабаджи» – это традиционное индийское слово, которое используется при уважительном обращении к отречённым садху, и что это слово не имеет абсолютно никакого отношения к личностям, которые вступают в недозволенную связь с женщинами. Это также можно понять, изучая местную культуру. Автор осуждает лидеров вриндаванского ИСККОН, называя их невежественными. Если бы он приехал во Вриндаван, пожил здесь какое-то время и провёл определённое исследование, то смог бы и сам осознать этот факт. Автор утверждает, что он знаком с историей бабаджи, и ему известно о их связях с женщинами, однако какое исследование он провёл, чтобы делать подобные заявления? Во Вриндаване и на Радха-кунде живут сотни бабади, у которых есть свои последователи. Если эти широко известные бабаджи вступали в недозволенные отношения на протяжении всех этих лет, – а именно так это пытаются представить в ГМ/ИСККОН, – то почему это до сих пор не обсуждается в СМИ? Почему люди не говорят об этом и сразу же не распространяют эту «горячую» информацию по всему интернету? Во всяком случае, у моего Гурудева и Пандита Ананта Даса Бабаджи Махараджа есть множество образованных, смышлённых и достойно ведущих себя учеников – как из Индии, так и с западных стран. Им хорошо известен истинный стандарт поведения. С какой стати они бы стали молчать, если бы узнали о таком недозволенном поведении? Напротив, мы видим обратное – две эти личности прославляются во всём Врадже за чистоту их характера.
Другое заявление, сделанное автором, звучит так: «Бабаджи – это сахаджии». Каждое слово, которое мы употребляем, имеет определённое значение, однако в данном случае сложно сказать, какой же смысл вкладывает автор в слово «сахаджия». Это слово происходит от санскритского «сахаджа», что в буквальном переводе означает «врождённый» или «естественный» (сахаджа, саха – с, джа – рождённый).
Доктрина сахаджиев основывается на двух положениях: 1) Кришна-према дремлет в сердце и 2) эту прему можно пробудить, занимаясь любовью с партнёром женского пола. Также следует отметить, что практикующий сахаджия вступает в связь лишь с одним партнёром женского пола, а не с двумя или тремя. Бабаджи, принадлежащие к сампрадае Гаудия-вайшнавов, не принимают ни одно из этих утверждений. Общение с женщинами не является частью их практики, но, напротив, считается неблагоприятным. Такое общение осуждается и рассматривается как отклонение от духовной практики.
Раньше существовала буддийская секта Сахаджаяна, которая была обособлена от направлений Хинаяны и Махаяны и была популярна в восточной Индии до прихода Махапрабху. Они следовали тантрической практике, пытаясь возвысить своё сознание или поднять Кундалини при помощи партнёра женского пола. Их целью было не получение сексуального наслаждения, как многие ошибочно полагают. Некоторые тантрические секты и сейчас занимаются подобными практиками. К сожалению, в наши дни на Западе тантра зачастую рассматривается именно в этом свете.
Когда Махапрабху стал популярен в Бенгалии и Ориссе, многие из последователей Сахаджаяны приняли Гаудия-вайшнавизм под Его влиянием. Позднее они смешали свою практику Сахаджаяны с философией Махапрабху. Они верили в то, что Голока Вриндавана существует в физическом теле, а также считали, что любовь к Кришне дремлет внутри атмы. Эта любовь может наиболее естественно (сахаджа) проявиться в обществе женщины, в особенности той женщины, с которой мужчина не связан брачными узами (паракия), поскольку мужской ум естественно привлекается к женщине, которая не является его женой.
Сахаджии считают Чайтанья Чаритамриту одним из наиболее важных писаний своей школы и утверждают, что даже у самого Чайтаньи Махапрабху были партнёры женского пола. В соответствии с их словами, таким партнёром была Сатхи, дочь Сарвабхаумы Бхаттачарьи. Именно в этом заключается причина того, почему муж Сатхи, Амогха, был расстроен, когда Махапрабху пришёл в дом Сарвабхаумы Бхаттачарьи, чтобы принять обеденный прасад (Ч.Ч., Мадхья, 15.245-248).
Подобным же образом, в своих книгах сахаджии приводят имена женщин, которые являлись партнёрами всех Госвами Вриндавана. Они считают это знание очень эзотеричным. Именно поэтому большая часть их литературы никогда не издавалась. У меня есть коллекция подобных манускриптов в моей частной библиотеке. Когда преданные ГМ/ИСККОН утверждают, что бабаджи – это сахаджии, они, вероятно, даже не догадываются о том, что, в конечном итоге, называют сахаджиями вриндаванских Госвами, поскольку они также были бабаджи.
Есть ещё один момент, на которой мне бы хотелось обратить внимание. Даже если преданные ГМ/ИСККОН не согласятся с тем, что шесть Госвами и другие ачарьи, такие, как Вишванатха Чакраварти Тхакур, были бабаджи, тем не менее, в их собственной линии есть как минимум два бабаджи – Джаганнатха Дас Бабаджи и Гауракишор Дас Бабаджи. Более того, из биографии Бхактивинода Тхакура мы можем узнать, что в конце своей жизни он также принял бабаджи-веш. Следуя точке зрения автора, должны ли мы сделать вывод, что эти бабаджи также были вовлечены в общение с двумя или тремя женщинами и принадлежали к апасампрадае? В таком случае, что же из себя представляет сампрадая ГМ/ИСККОН?
Критикуя бабаджи, автор рубит сук, на котором сидит. В своей статье автор делает следующее утверждение: «Хорошо известно, или, по крайней мере, должно быть хорошо известно, что во Вриндаване есть много различных сампрадай, которые, как предполагается, принадлежат к линии Гаудия-вайшнавов, однако считаются апасампрадаями, или неистинными линиями. К данной категории относятся линии таких бабаджи, как Бхакти Шастри из Вриндавана и Ананта Дас Бабаджи, нынешний маханта Радха-кунды».
Имя моего Гурудева упомянуто здесь неточно. Его правильное имя – Нитья Смарания Шри Шри 108 Шри Харидас Шастриджи Махарадж. Автор утверждает, что линия моего Гуру и линия Пандита Шри Ананта Даса Бабаджи с Радха-кунды – это неистинные апасампрадаи. На чём основано подобное утверждение? Есть ли у него хоть какие-то доказательства? Очевидно, нет. Два этих святых человека являются величайшими учёными Гаудия-сампрадаи, живущими ныне на планете. Оба они в высшей степени отречены и обладают безупречным характером. Я не знаю никого во всём Гаудия Матхе, кто мог бы сравниться с ними в учёности и реализациях.
Желая сказать пару слов о моём Гурудеве, я замечу, что на протяжении всей своей жизни он питался лишь один раз в день, обычно в вечернее время. Сейчас ему около ста лет, он прикован к постели и его здоровье оставляет желать лучшего. В данный момент он оставил подобную практику, следуя совету врача. Мой Гурудев является обладателем титула Шастри (учёная степень выпускника) во всех шести теистических школах Индии, наряду с учёными степенями в Джйотише, Вьякаране (грамматике санскрита) и Навьяньяе (дисциплине, которую досконально изучил Махапрабху перед тем, как посвятить себя бхакти). Такая учёность является редкостью не только в обществе Гаудиев, но и во всей Индии. Он знает наизусть всю Бхагавад Гиту и весь Шримад Бхагаватам, а также многие другие книги. Даже в своём преклонном возрасте он сохраняет блестящую память.
Махапрабху сказал, что Шримад Бхагаватам является естественным комментарием на Веданта Сутру, однако Он не указал, к каким сутрам относятся какие из шлок Бхагаватам. Мой Гурудев написал книгу, чтобы разъяснить этот момент. В общей сложности он издал около 90 книг на хинди и бенгали. Кроме того, он также управляет гошалой, которая превосходит по своим размерам вриндаванскую гошалу ИСККОН.
Мой Гурудев принадлежит к линии ученической преемственности Пандита Шри Гададхара Госвами, который был единственным из членов Панча-таттвы, живших вместе с Махапрабху в Пури. Он почитается как воплощение самой Шримати Радхи. Гададхара Пандит был единственным, из чьих уст Махапрабху слушал Шримад Бхагаватам. Также он лично получил от Махапрабху Божество Тота-Гопинатхи для поклонения.
Аналогичным образом, почитайте любую из книг Пандита Ананта Даса Бабаджи Махараджа, и вы будете изумлены его учёностью. Перед тем, как обосноваться на Радха-кунде, он провёл десять лет, путешествуя по заброшенным деревням и сёлам, проповедуя послание Махапрабху и давая дикшу в линии Шри Нитьянанды Прабху и Шримати Джахнави Маты через потомков Шри Дхананджая Пандита. Впоследствии старшие вайшнавы Радха-кунды, отдавая дань его смирению и чистоте сердца, выбрали его махантой Радха-кунды, 34-ым представителем сиденья Рагхунатхи Даса Госвами.
По просьбе вайшнавов он написал обширные комментарии к сорока наиболее важным книгам Госвами и их современников. В число его оригинальных трудов входит около десяти книг, прославляющих различные истины бхакти, а также двенадцать книг, объясняющих таттву Гаудия-вайшнава-сампрадаи простым и доступным языком, что позволяет прогрессировать на духовном пути самым обычным людям. Значительная часть его книг переведена на английский и русский языки. Очень похоже на то, что автор статьи, опубликованной на сайте Sampradaya Sun, никогда лично не встречался с двумя этими личностями, поскольку в противном случае его отношение к ним наверняка было бы другим. Он также утверждает, что знает историю моего духовного пути, однако я в этом сильно сомневаюсь.
В своей статье он неоднократно указывает на тот факт, что многие санньяси и Гуру приходят к разным бабаджи (в том числе и ко мне), чтобы общаться с ними, слушать их лекции и получать наставления. В связи с этим возникает вопрос: если Гаудия Матх и его ответвления являются единственными истинными линиями в Гаудия-сампрадае, если лишь им одним известна подлинная сиддханта Чайтаньи Махапрабху, тогда почему мы видим, что даже Гуру из этих линий выражают своё почтение этим бабаджи? Почему бабаджи, которые представляют апасампрадаи и являются падшими людьми низких нравов, никогда не идут в Гаудия Матх и родственные ему организации, чтобы получать там общение и наставления? Почему мы видим, что бабаджи никогда не запрещают своим ученикам общаться с преданными ГМ/ИСККОН? Почему они не боятся потерять своих учеников?
Кроме того, почему мы не знаем ни одного случая, когда кто-либо из общества бабаджи, осознав всю низость нравов этих бабаджи, а также ложность их философии, принял бы прибежище в Гаудия Матхе, где есть правильная сиддханта и сампрадая? Почему мы видим, что всё постоянно происходит с точностью до наоборот?
Почему получается так, что преданные из Гаудия Матха и родственных ему линий покидают свои организации и становятся последователями бабаджи? Это началось с Ананта Васудевы, ближайшего ученика Шри Бхактисиддханты Сарасвати. Таких примеров сотни, и я являюсь одним из них. При этом я не знаю ни одного примера бабаджи, который оставил бы свою практику, чтобы присоединиться к Гаудия Матху.
Я не являюсь противником ГМ/ИСККОН и испытываю глубокое почтение к Шриле Прабхупаде. Я ушёл из ИСККОН семнадцать лет назад и после этого никогда не писал ничего плохого про Гаудия Матх, ИСККОН или Шрилу Прабхупаду. Я выражаю своё почтение всем вайшнавам, хотя мне и известно о философских проблемах, которые есть в Гаудия Матхе и его ответвлениях. Я издал несколько книг, в которых выражена моя признательность Шриле Прабхупаде, а одна из моих книг, в действительности, посвящена ему. У меня также есть тысячи записанных лекций, прослушав которые, каждый может убедиться в истинности моих слов.
Сатья Нараяна Дас Бабаджи
Возможность скачивания видео и аудио предоставляют бесплатные сервисы, например: savefrom.net presaver.com notube.net y2down.cc
Я очень рад узнать, что один замечательный немецкий юноша пришел жить в ваш храм. Это явное доказательство того, что все вы искренне трудитесь ради служения Кришне, и теперь одна искренняя душа наст...
Хотя живое существо трансцендентно к трем гунам материальной природы, находясь под воздействием этой внешней энергии, оно считает себя порождением материи и потому испытывает материальные страдания....
Этот Сапхала экадаши приходится на период убывающей луны в месяце декабре/январе. Слава этого экадаши описана в «Брахманада Пуране» в беседе Господа Кришны и Махараджа Юдхиш...
Девананда Пандит был великим наставником «Бхагаватам». Он давал классы по «Бхагаватам», но представлял «Бхагаватам» в свете учения Шанкарачарьи. Это приводило Махапрабху в ярость. Господь говорил, ч...
Просто захотелось порадовать человека, которому будет приятно вкусить ароматного домашнего хлебушка после работы. Рецепт сегодня придуман и сразу опробован. Вышло ням-ням :)
В следующих двух стихах продолжается прямая речь Васудевы Кришны, стимулирующая Арджуну казнить Ашваттхаму.
«Шримад Бхагаватам», песнь 1, глава 7, текст 38. И тобой обещано Драупади, что слышал Я ли...
Известный индийский ученый профессор санкритолог Дурга Прасад Шастри на научной конференции 1964 г. в Индии заметил, что русский язык и санскрит – это два языка в мире, которые более всего похожи др...
ПЕРЕВОД: Всепронизывающая Личность Бога присутствует в сердце каждого живого существа, и воспринять, в какой, большей, или меньшей степени Она там присутствует, может любой человек умеющий думать. П...
Вы не сможете проповедовать, не сделав, прежде всего, свою жизнь совершенной. Если я остаюсь несовершенным, я не могу проповедовать. Нужно быть совершенным. Это не очень трудно. Мы должны получить у...
Вам нравится Швета Двипа? Проявите Ваши творческие способности и помогите сделать этот сайт ещё интереснее! Вливайтесь в дружелюбную команду, которая занимается служением в этом проекте.
Швета Двип...
Комментарии
Прочитала вчера в книге "Святые Враджа" что и Гаудия Вайшнава бабаджи страдали от апасампрадайика бабаджи, которые пытались сбить их с пути...Т ч не надо грести всех бабаджи под одну гребенку-это НЕ умно! Это как говорить, что человек с белым цветом кожи никогда не может стать сиддхой..что все белые- пропащие материалисты....
Бхакти-в высшей степени независима и могущественна! Она не смотрит на цвет кожи и одежды...Только САДХУ санга решает, чистота намерений и сила желания...
Дай Бог нам всем перестать быть глупыми сектантами и позводить милости Махапрабху течь через различных личностей, не загоняя себя в рамки организаций...
Мой Гурудев Нараяна Махарадж говорил "Идите к ЛЮБОМУ кто является таттва-ветта" он не говорил "идите только к шафрановым саньяси..и только в такую то организацию".
Если даже между вайшнавами существуют какие то разногласия то надо понимать что это ИХ дело, а не нашу судить рядить..ОНИ СИДХИ! а мы- просто червяки, желающие покопаться в испражнениях... Если чего то не понимаешь: лучit сложить руки в намаскаре и сказать "Я не понимаю что происходит в отношениях Сиддх..пожалуйс та Кришна огради меня от оскорблений тех,кто тебе дороже жизни"..
Чтобы не судить и не рядить надо много читать биографий вайшнавов! И Саньяи и бабажи..и далеких и современных. Книги ОБЛ Капура "Святые Враджа", "Святые Бенгалии"...и читать в молитвенном настроении...
Ведь Шрила Прабхупада тоже ругал не весь матх, как думают многие представители ИСККОН...Также из ГМ ругал не всех Бабажи, как думают некоторые представители ГМ..да блин всегда кто-то кого то ругает..и Шрила Прабхупада ругался и даже жесткими словами на своих гуру братьев..Но это не значит что это позволено делать нам...Он СИДДХА, подучивший даршан Кришны и он полностью под действием сварупа шакти (Радхики)...Так же и Нараяна Махарадж имел разногласия с Ананда дас Бабаджи...но тем не менее НЕ запрещал тем ученикам которых он знал лично, читать его великолепные книги....
Как я рада что сейчас нахожусь с осознавшим себя вайшнавом который будто мирит ГМ и Бабаджи (траиционные линии) Садху Махарадж из Мунгер Мандира примиряет всех...среди его последователей и ИСККОН и ГМ....старшие преданные. Он комментирует и книги Прабхупады и книги Нараяны Госвами Махараджа, Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура чтобы показать что противоречий НЕТ.