Автор изображения: Ирина Шатилова
Напомню, что мы сейчас находимся в 10 главе «Бхагавад-гиты», которая называется Вибхути-йога, то есть йога – это связь с Богом нашего сердца через Его воплощения или точнее – связь с Ним через вспоминание (у счастливцев – через длительное удерживание вспоминания – медитацию) о Его воплощениях, которые называются «вибхути».
Комментарий Бхактиведанты Свами к 5 тексту 3 главы 1 песни «Шримад Бхагаватам»: «…Все воплощения Господа перечислены в богооткровенных писаниях. Не считая прямых воплощений, существуют бесчисленные уполномоченные воплощения, и они также упоминаются в богооткровенных писаниях. Такие воплощения бывают уполномоченными как прямо, так и косвенно. Прямо уполномоченные называются воплощениями, а косвенно уполномоченные – вибхути. К прямо уполномоченным воплощениям относятся Кумары, Нарада, Притху, Шеша, Ананта и другие. Что же касается вибхути, то они очень подробно описаны в «Бхагавад-гите» в главе Вибхути-йога. Первоисточником же всех типов воплощений является Гарбходакашайи Вишну».
В рассматриваемом 25 стихе перечислены следующие «вибхути» – воплощения: из великих мудрецов Я – Бхригу; из вибраций Я – слог Ом; из жертвоприношений Я – воспевание; из неподвижного Я – Гималаи. Попробуем увидеть новые, мне лично доселе незнакомые грани Его великолепия – вибхути.
Из великих мудрецов Я – Бхригу. Риши – это мудрецы, которым боги открыли ведийские гимны. Бхригу принадлежит к брахмариши – а именно саптариши – семи сыновьям Брахмы. Саптариши (семь мудрецов») — семеро личностей, сыновей бога Брахмы, рождённые из его ума. Семеро риши считаются творцами Вселенной и прародителями всех ныне живущих. По именам сапта-риши в индийской астрономии называются семь основных звёзд созвездия Большой медведицы. Вот их имена: Крату, Пулаха, Пуластья, Атри, Ангирас, Васиштха и Бхригу.
Чтобы понять, почему Кришна говорит «Среди великих мудрецов Я – Бхригу», нужно узнать о роли и деяниях других шести мудрецов и сравнить их с деяниями Бхригу. Крату – считается отцом мудрецов-карликов по имени валакхильи. Они – стражи солнечной колесницы Сурья дева. Пулаха – наделен огромной силой подвижничества, присутствовал при рождении Арджуны и посвящении Сканды. Кроме того, именно от Пулахи произошли антилопы, львы, тигры и кимпуруши, по некоторым источникам — также пишачи, бабочки и волки. Пуластья – от Пуластьи произошли ванары (обезьяны), киннары, ракшасы, гандхарвы и якши. Детьми Пуластьи считаются Аджьяпы («пьющие очищенное масло») – это один из видов питаров (предков). В Махабхарате однажды говорится, что все сыновья Пуластьи родились на земле как братья Дурьодханы, то есть Кауравами, и вместе с ним их было 101. Ангирас – ведийский мудрец, который наряду с Атхарваном считается составителем «Атхарваведы» – своего рода энциклопедии быта ведийских времен. Ангирасы в ведийской и пуранической литературе — это класс полубогов, которые являются потомками мудреца Ангираса и предками людей (то есть форма жизни для уровня сознания «люди» имеет праотца – это великий риши Ангирас).
Васиштха, один из прародителей земных существ. В его ашраме проживала корова Нандини, которая кроме молока давала пищу его жителям, исполняла их желания. Считается автором трактата, посвящённого ведийской астрологии «Васиштха-самхита». Он также был семейным наставником правителей Солнечной династии. Описывается, что он всегда строго исполнял свой долг и следовал обрядам, предписанным священными писаниями. Васиштха был гуру Рамы.
И наконец, Бхригу. Вначале упомянем прародительские потенции Бхригу, чтобы их сравнить с только что перечисленными. Итак, Бхригу является основателем рода, члены которого называются Бхаргавы (Бхригуиды). У Бхригу наиболее известной дочерью является Лакшми (то есть супруга Вишну одно из своих воплощений провела через рождение в семье Бхригу), наиболее известным сыном является Шукра (Шукрачарья), который стал наставником асуров. Так же среди потомков Бхригу царь Парашурама – шестое воплощение Вишну. Вот такие детки и потомки! Как говорится, сравнение проведено и комментарии излишни!
Продолжим сравнивать. Помимо прародительских потенций, такой великий риши как Васиштха является автором трактата, посвященного ведийской астрологии. Но и в этой области великий мудрец Бхригу так же оставил удивительное наследие. Он – один из основателей ведической астрологии и составитель «Бхригу-самхиты» — коллекции гороскопов для каждого человека в этом мире! Да, это может восприниматься как чудо, но пять тысяч лет назад, понимая, что люди кали-юги будут не квалифицированы заниматься точными астрологическими вычислениями, Бхригу муни просто взял да и составил для всех уже готовые гороскопы. «Бхригу самхита» помимо собрания готовых гороскопов, записанных на пальмовых листьях, содержит подробный разбор устройства вселенной. Это огромный трактат и избранные астрологи, которые хранят части этого трактата, называются бхригу-шастри, и состоят в почетных брахманических семьях. Они ухаживают за этими гороскопами, переписывают их на новые носители и хранят тайну, как понять: какой гороскоп какому человеку принадлежит.
Кроме того в Бхригу самхите изложены такие факты как радиус, диаметр нашей вселенной. Кроме таких астрономических исследований, именно Бхригу Муни описал в Бхригу Самхите деление общества на Варны. Он обосновал, что существуют разные уровни сознания и для человеческих тел эти уровни он назвал Варнами и описал их качества. Также Бхригу Муни описал в этом труде устройство общества людей, которое известно нам как Варнашрама-дхарма.
Ну а что касается деяний брахмариши Бхригу, то они ни с кем не сравнимы. «Падма-пурана» связывает с именем Бхригу историю о провозглашении Вишну верховным богом. Согласно этой истории, однажды риши, собравшиеся для жертвоприношения, вступили в спор, кто из богов наивысший. Разрешить этот спор взялся Бхригу. Сначала он отправился к Шиве, но не был допущен к нему, потому что Шива предавался в это время любви со своей супругой. За это Бхригу лишает его положенных жертв и заставляет принять форму лингама. Далее Бхригу идёт к Брахме, но Брахма не воздаёт мудрецу должных почестей, и Бхригу отказывает ему в почитании со стороны брахманов. Наконец, он приходит к Вишну, застаёт Вишну спящим и, чтобы разбудить его, ставит ему на грудь ногу. Вишну не только не гневается, но смиренно растирает ногу мудреца руками. Тогда Бхригу провозглашает Вишну единственным богом, достойным почитания у остальных богов и у людей. Также риши Бхригу был одним из главных жрецов на всю вселенную скандально известном жертвоприношении Дакши, однако в том увечном для всех побоище пострадала только его борода – она была вырвана лично Господом Шивой.
Итак, подытожим: вспоминание каких потенций, качеств и деяний брахмариши Бхригу помогут нам выйти на связь с Тем, с Кем мы хотим ее установить? Если Кришна говорит «Среди великих мудрецов Я – Бхригу», то все ниже перечисленное – это Его рук дело, Его вибхути. Итак, это Он обуздал и возглавил НЕбогов, породив им идеолога – Шукрачарью, который стал наставником асуров.
Разнообразил Свои отношения со Своей половиной Себя, пригласив Ее на свидание на этот раз через рождение девочкой в семье изначального брахмана этой вселенной – Бхригу муни (явление Шри Лакшми). Явился Сам в своей, пожалуй, самой убойной форме – Парашурамы, который методично уничтожал 21 поколение – это несколько сотен земных лет подряд – отбившихся от своей дхармы кшатриев.
Для наиболее пытливых любителей все померять дал и радиус и диаметр того максимального, что только может быть им доступно – вселенной. Записал Свою власть над судьбами тех, кто хочет познать Его мнение насчет их судьбы. Для тех, кто не хочет знать Его мнение насчет своей судьбы – оставил возможность пребывать в неведении и творчески ее принимать (гороскопы на всех тех, кто займет форму жизни «люди» в период века Кали).
Организовал уровень сознания «люди» в форме человека в общества для дальнейшего поэтапного возвышения этого уровня сознания через систему прав и обязанностей и дал идею, что принятие прав и выполнение предписанных обязанностей возвысит сознание до освобождения из территории прав и обязанностей с одновременным «переездом» на территорию отсутствия волнений и тревог – Вайкунтху (цель варнашрама-дхармы).
Оставил за Собой право указать сомневающимся, какая из Его ипостасей является наивысшей (история с Господами Шивой, Брахмой и Вишну). Выказал Свою божественную благодарность тем, кто Его проповедует – брахманам. Он не только позволяет им ставить ногу себе на грудь, Он готов всеми частями своего тела служить тем, кто является авангардом Его армии спасения утопающих. Принимает активное участие в эпически-этических игрищах с переодеваниями, согласен жертвовать таким реквизитом как борода (история с жертвоприношением Дакши).
Такой Бог мне нравится, о таком Боге можно думать, то есть выходить с Ним на связь.
Далее. Из вибраций Я – слог Ом. ОМ как вибхути – это понятно, но есть вопрос – кого с кем здесь может быть йога? Рассмотрим некоторые примеры кого, как и с кем связывает ОМ.
Ом – для индуистов и ведистов — сакральный звук, изначальная мантра, «слово силы», символ божественной триады Брахмы, Вишну и Шивы или Создания, Поддержания и Разрушения. Ом для буддистов олицетворяет Тело, Речь и Ум Будды. Для поклонников ведической космологии и космографии вибрация от звука Ом дала начало воспринимаемой Вселенной. Для пленников кармы (деятельности ради ее плодов) звук Ом принес Веду, что переводится как глагол повелительного наклонения «Знай!», они узнали и началось нескончаемое… Для шиваитов звук «Ом» символизирует Шива лингам. Для вайшнавов три звука, составляющие слово «Ом» – это А-У-М обозначают самого Вишну, его жену Шри и почитателя этой божественной пары. Для Господа Брахмы – родоначальника брахма-мадхва сампрадаи, в ортодоксальность которой Шри Чайтаньей Махапрабху был встроен Гаудия-вайшнавизм, звук ОМ – это вдохновение на молитву, которая называется «Брахма – Самхита», в которой есть такие строки: «Свет одной свечи, от которой зажгли другие свечи, остаётся неизменным. Я поклоняюсь Говинде, изначальному Господу, который, подобно изначальной свече, проявляет Свою полную силу во всех различных экспансиях Вишну».
Для Гаудия-вайшнавов звуки А-У-М слова «Ом» указывают: А — на Кришну, У — на Радху, М — на все живые существа. Таким образом, если вы захотите подумать или долго думать, то есть войти и удержаться в йоге с источником источника всех вибхути – Кришной, помогите себе, вспомнив, как Он одним словом ОМ или тремя звуками АУМ связывает Себя со всеми выходящими с Ним на связь, причем именно так им представляется, как того они хотят, а именно: как создатель и гарант существования среды обитания; как абсолютное ничто, ничего и нигде; как законодатель, контролер и судья справедливый; как Вседержитель с супругой как форма для возможности проведения почтительного поклонения Им; и, наконец, как Сам Он, вечно находящийся в обществе Той, Кто занята вариантами любовного служением Ему. Такая формула А-У-М есть только у Гаудия – вайшнавов: «Он, Она и мы» – те, кто стремится занять свое неповторимое и никем не занятое место в Ее вариантах служения.
Из жертвоприношений я – воспевание. Целью любой религиозной практики является йога, связь. Таких практик известно четыре, каждой юге – своя: медитативная практика сатья-юги, практика грандиозных жертвоприношений трета-юги, практика храмового поклонения двапара-юги, воспевание святых имен Бога – религиозная практика века Кали. Все эти практики именуются ягья или жертвоприношения и предназначены для удовлетворения Вишну, которого имя так же Ягья.
То есть, отношение к воспеванию святого имени Бога именно как к жертвоприношению – это выход на связь с Ним, это йога и об этом прямо сказано в этом стихе и в названии этой главы. Вопрос, как зовут Бога, с которым выводит на связь джапа? Или – какое Имя петь? Есть два варианта ответа.
Ответ №1. Его зовут Нараяна, причем сейчас Он как Гарбходакашайи Вишну (второе Свое проявление) произносит эти стихи в своем воплощении Кришны Васудевы, а как Кширодакашайи Вишну, Он находится в сердце слушающего. То есть Он влияет извне и изнутри. Это Его воплощение как Кришна Васудева описано как девятнадцатое и двадцатое в 23 тексте 3 главы 1 песни «Шримад Бхагаватам», а цели этого воплощения описаны как в этом же тексте – это «избавить мир от бремени», так и в 34 тексте 2 главы той же 1 песни «Шримад Бхагаватам»: «…Играя роли Своих воплощений, Он проводит Свои игры, чтобы призвать к Себе тех, кто находится в гунне чистой благости».
Итак, «джапа ягьях» – это йога с Нараяной и воссоединение с Ним в высшей вечной обители трансцедентального спокойствия, в состоянии вечной почтительности, отчетливо зная и понимая, что ты являешься слугой или другом повелителя всех мистиков, источника изобилия, победы, необычайной силы и нравственности.
Такого Бога можно полюбить. Служить Ему верой и правдой, но трезво, без очарования Им. Это мое очень личное, архисубъективное высказывание.
Ответ №2. Его зовут Кришна, Он же Говинда, Он же Шьямасундара, Он же Гопал, Он же Гопинатх и еще множество Имен сколько волн в океане. Это сокровище узкого клана преданности – Гаудия – вайшнавов, а если еще сузить – последователей Шри Рупы Госвами.
Повторю молитву Господа Брахмы: «Я поклоняюсь Говинде, изначальному Господу, который, подобно изначальной свече, проявляет Свою полную силу во всех различных экспансиях Вишну». То есть, Кришна Говинда – бессильный, бесполезный для использования Бог. Он даже и не Бог... Бхагаван – Бог – обладатель шести достояний в бесконечной степени. Что есть у просто Кришны (без фамилии Васудев)? Судите сами или умиляйтесь.
Сила – принадлежит Вишну (Нараяне), Господь Брахма – свидетель.
Богатство – Он как бы ни в чем не нуждается, но ворует. Так же не против разбогатеть, выращивая жемчуг в земле для продажи девушкам по неприличным в богопристойном обществе ценам.
Происхождение – темное, если глубоко не копать, то Его – подложили Маме.
Отречение – да Он сверх зависимый от Своего окружения! Он – черный и становится проявленным, видимым только в кругу преданных, причем только Ему одному душ, иначе Он исчезает.
Слава – конечно, Он самый славный мальчуган. У него есть слава Его мамы и папы, брата и друзей, Он славится красотой Своих подруг, а особенно их количеством. У него очень славный режим дня: примерно в 10 часов пополудни у Него – подвиг, Он изводит со свету какого-нибудь проклятого демона, а потом следует сытный обед и отдых в кругу друзей.
Красота – да, Он и есть Красота в такой бесконечной степени, что Любовь в бесконечной степени принадлежит только Ему, вся, без остатка. Пусть следующие слова будут для самостоятельного размышления: нельзя любить сильного, богатого, знатного, отреченного, прославленного, тем более справедливого, еще тем более доброго или милосердного. Максимальное чувство в ответ – это восхищение, среднее чувство – почитание, низкое чувство – быть обязанным за спасение и милость.
Красота и Любовь играют в эстетические – красивые, а не морально – этические игры. Играют там, где леденящая душу нравственность всего лишь служанка у ума, она разжигает разгул Чувств, где ты вечно молодой и вечно пьяный от Их Любви и Красоты, где нет трансцендентального спокойствия, потому что место этих игр – обитель изобилия динамичного Счастья, место победы Счастья Любви и Красоты над силой и нравственностью!
Итак, одна и та же джапа – ягья, предписанная этому веку кали, является йогой с категорически разными идеями идеалов Счастья.
Желаю вам, чтобы этот стих «Бхагавад Гиты» побудил вас совершать осознанное практическое жертвоприношение для достижения йоги со своим Идеалом Счастья!
И наконец. Из неподвижного Я – Гималаи.
Вначале немного из мира мер. Восьмитысячники или горы-восьмитысячники — распространённое название высочайших горных вершин мира, чья высота над уровнем моря превышает 8000 метров. Всего на Земле насчитывается 14 восьмитысячников. 10 из 14 восьмитысячников расположены в Гималаях. Мое впечатление от этого вибхути – сплошная подтасовка фактов, но эстетичная и только поэтому имеет право жить.
Итак, для Гаудия-вайшнавов «Шримад Бхагаватам» является основным священным текстом. Каждая Книга Шримад Бхагаватам называется Песней и повествует о божественных воплощениях и Его горячих поклонниках. Идя по пути «Шримад Бхагаватам», от Песни к Песне, от воплощения к воплощению, мы оставляем себе или отдаем Ему свое сердце и таким образом мы продолжаем двигаться дальше или становимся бхактами того или иного Его воплощения, ищем единомышленников из этого клана преданности и учителей. Это заданный путь, его не сдвинуть как и Гималаи, эти вершины надо брать, одну за другой. Для последователей Шри Рупы Говами – рупануг – таких вершин уготовано больше всего – все 10 мировых восьмитысячников! Их нужно пройти – не мимо пройти, а взойти на них, возвышаясь и падая вниз с их вершин, все 10 песней «Шримад Бхаватам»! Последняя – самая сложная вершина мира – ЭВЕРЕСТ – это 10 песня Шримад Бхагаватам, это 8848 метров над уровнем моря как 8848 приступов отчаяния от понимания недостижимости ее пика – Шри Кришны Шьямасундары!
Харе Кришна! Шрила Прабхупада КИ ДЖАЯ!
Джива деви даси
Возможность скачивания видео и аудио предоставляют бесплатные сервисы, например: savefrom.net presaver.com notube.net y2down.cc
Поклоняясь всепроникающему Господу, от которого произошли все существа, человек может достичь совершенства, исполняя свои обязанности.
Как указано в пятнадцатой главе, все живые существа есть неотъ...
Существует пять разновидностей безбожия: полное неверие [видхарма], принятие религиозных принципов, которым человек не способен следовать [пара-дхарма], показная религиозность [абхаса], подобие рели...
«До того, как встретиться с Махапрабху, Нарахари написал множество песен на санскрите и бенгали, посвященных враджа-расе Радха-Гиридхари. Вместе с Гададхарой Пандитом они никогда не покидали Господа Ч...
Слава Утпанна экадаши описана в «Бхавишйоттара Пуране» в беседе Шри Кришны и Арджуны.
Шри Сута Госвами сказал собравшимся браминам и мудрецам: «Если человек с верой и преданно...
Ещё один рецепт для подготовки к опять приближающемуся Новому Году.
- 1 чашка морской капусты;
- 2 свеклы;
- 3-4 картофелины;
- морковь;
- 0,5 л майо...
Кришна, Ты кормишь меня прямо с рук, лучезарный мой Кришна!
Пища должна стать лекарством и средством от мук, освящённая пища!
Всё освящая и всё освещая вокруг, делая Души всем выше,
Кришна в кругу свои...
Если хотите стать богатым, то не нужно ни к кому наниматься на работу, нужно иметь расчетливый разум и нравственность. Чтобы иметь власть, нужно быть независимым от денег и уметь давать защиту други...
Известный индийский ученый профессор санкритолог Дурга Прасад Шастри на научной конференции 1964 г. в Индии заметил, что русский язык и санскрит – это два языка в мире, которые более всего похожи др...
Мой дорогой Гуру Махараджа, примите мои смиренные поклоны в пыли Ваших лотосных стоп. Слава Вашей Божественной Милости. Слава Шриле Прабхупаде.
Прошел еще один год, и мы снова празднуем Вашу Вьяса-п...
Вам нравится Швета Двипа? Проявите Ваши творческие способности и помогите сделать этот сайт ещё интереснее! Вливайтесь в дружелюбную команду, которая занимается служением в этом проекте.
Швета Двип...