Вишну и Нарайана. В чем отличие? Нарайана от Вишну отличается так же, как здание от квартиры, как квартира от комнаты, как дом от фасада и так далее. Нарайана – это космическое проявление Бога, поддерживающего всё и предоставляющего всем быть согласно статусу независимости и свободы выбора каждой отдельной души. Он ничего не требует, а просто освобождает желающего.
Вишну также поддерживает всех и всякого. Однако, это уже воплощение манифеста Бога в определенной, конкретной теме. Он требует следования определенной программе освобождения. Он создал людей, полубогов и систему взаимоотношений, а Сам выступает в роли принимающего духовные усилия и бдительность. Он принимает жертвоприношения старательных людей, оценивая их духовные старания, взвешивая всех и всякого, раздавая каждому по заслугам. В то время как Нарайана – вместилище всех, и любит даже самых падших. Поэтому Его называют полным термином, отображающим это свойство, – человеколюбец. В то время как Вишну является неким манифестом, духовно-политическим движением за Дхарму, и у Него уже появляется больше любовь к тем, кто чтит Дхарму, религию и производные – коров и брахманов (как, впрочем, и всю систему вертикали власти, подчинения, жертвоприношений и духовного роста человечества). Другими словами, Вишну – это манифест духовного порядка, законов и традиций, и Ему можно угодить через рьяное следование этим правилам.
Нарайана же спасает всех подряд, и даже самых падших. Он более всеобъемлющ в этом вопросе, и к Нему могут обращаться все. Особенная его специализация всеобъемлющей «обнимашки» (скажем так) заключается в приёме покаяний от осознания бренности материального мира. Он вообще не требует никакой квалификации: достаточно искренне покаяться, и ты уже получаешь аудиенцию Нарайаны (духовное благо – бальзам на душу).
Поэтому Нарайана шире прославлен ведами, так как Его полномочия спасения распространяются шире. Шримад Бхагаватам описывает, что перед чтением этого произведения нужно выразить свое почтение первым делом Нарайане. Это потому что Сам Он, по сути, несет качества всепрощения, без которых невозможно адепту приблизиться к собственной достаточной для чистой и продуктивной проповеди чистоте. Осознание качеств Нарайаны дает воистину брахманические качества, поэтому Прабхупада очень хотел, чтобы мы все становились брахманами.
Приведем пример с домом. Дом – это вместилище квартир, комнат, стен, потолков. У него есть лицевая сторона – фасад, и другие углы обзора. Нарайана подобен всему дому. А отдельные части, хоть и являются также домом, но представляют собой манифест услуг, связанных с потребностями человека. Если вы зайдете в комнату и ткнете пальцем в нее, несомненно, можно сказать что это дом, но более точно – это комната, отображающая бытовую потребность: кухня, зал, прихожая, спальня. Также, выйдя на улицу, встав перед входом, осматривая фасад, можно уже сказать, какой красивый дом. Однако фасад – это лишь манифест дома в лучшей его лицевой стороне. Он предназначен, чтобы создать особое впечатление. Итак, Вишну – это некое особое движение Нарайаны по специфическому поддержанию и освобождению человечества.
Постижение Нарайаны очень важно для духовного роста. Шрила Прабхупада сказал, что брахман разбирается в системе внешнего контроля материальным миром Богом. Речь идёт о Нарайане и Его таковой силе – сришти-таттве. Это истина о материальном мире и реальном положении в нем живого существа, без иллюзий.
Основа постижения Нарайаны хорошо передана в Шри Ишопанишад, поэтому Прабхупада назвал эту книгу кратким содержанием философии вайшнавизма. Нарайана – это, тот, кто испокон веков исполняет желания каждого, а Его трансцендентные качества прямо противоположны страданиям человечества. Суть освобождения души из плена материального мира заключается в том, что человек кается, вспоминая Его качества прямо противоположные страданиям. Здесь срабатывает свойство сознания (души). Изначально душа человека чиста, как кристально чист бывает алмаз. Однако в зависимости от того, на какой бархат его положить, теми цветами он и будет переливаться. Если на красный – красными, на синий – синими. Когда мы вспоминаем безграничные качества Нарайаны по поддержанию мира, душа также приобщается к этим качествам и свойствам. Суть покаяния заключается в эстетическом сопереживании чему то большому, всеобъемлющему, всепрощающему. Когда сознание рассматривает нечто огромное, всепроникающее, поддерживающее, словно это лучший друг, и одновременно осознает свою ничтожность, мизерность, ущербность, – оно критически желает присоединиться к созерцаемому океану блага. Этот момент называется эстетическим сопереживанием (покаянием) и является начальной, отправной, базовой силой всего путешествия к Богу, без которого немыслим путь вообще, и все превращается в лицемерие и спектакль, обман себя и других.
Эти перемены настолько заметны и очевидны, что любой духовник без труда замечает пополнение в армии искренних адептов. Итак, душа склонна к сопереживанию благодатным качествам Нарайаны, который, по сути, всеобъемлющ и всепроникающий. Мол, я такой маленький и ничтожный, а Он меня заметил, простил и поддержал. Далее этот перепад в ощущениях разницы своего положения постепенно сглаживается и человек приближается к Богу, постигая расу – специфические отношения с Богом: нейтральные, как слуги и господина, дружеские, родительские и возможно даже супружеские.
Таким образом, постижение Нарайаны – это основа ведического цивилизованного общества. Без этой стадии освобождения через покаяния невозможно достичь достаточной искренности придя в духовное общество. Параматма, сверхдуша в сердце каждого – это также аспект Нарайаны. Поэтому истинный духовник – это еще и высокосовестный моральный человек. Прабхупада принес много нам духовных путей и практик, объединив их в одно движение, и сказал, что можно начать с любой интересной позиции, но искренний ученик начнет с начала. Также и Шримад Бхагаватам. Каждая его песнь, как пирог, вкусна сама по себе. 12 песен описывают Бога во всей полноте. 11 и 12 песни описывают непосредственные игры Кришны со своими спутниками в духовном мире. Однако искренний ученик начнет свой духовный путь с освоения фундаментальной духовной тверди, с постижения Нарайаны и Его истины о материальном мире – сришти-таттвы – системы внешнего контроля всем сущим; с покаяния и очищения собственного существования. Это и есть брахманическое образование, без которого не мыслима серьезность , глубина и чистота всего движения.
Вот почему Прабхупада очень хотел, чтобы его адепты стали брахманами, и вот что имеется ввиду. Он очень переживал за то, что придя в общество не по зову сердца, а по привлечению внешней красотой, изысканностью и экзотикой, человек, еще не созревший полностью, не готовый ко всей полноте духовных осознаний, так и останется на уровне поверхностного вайшнавизма, без очищения собственного существования ради достижения цели рождения в человеческой форме жизни – освобождения из плена материального мира.
Нарайанам намаскритйа – такую молитву из Шримад Бхагаватам читает каждый, кто собирается говорить о духовном (давать лекцию). Эти слова открывают всю суть таинства постижения Нарайаны и отношений с Ним. Нама – переводится как имя. Имеется ввиду истинное имя человека. Человек всегда имеет истинный лик, по которому его распознает и вселенная, и Бог, и который мы все так искусно прячем в социуме, боясь разоблачения. Мы создаем себе имидж и так обманываем других об истинном своем происхождении, однако и Бога, и вселенную не обмануть, они всегда нас распознают по истинному внутреннему содержанию, которое собственно говоря, и прописывает нас в тех или иных областях вселенной, согласно тому, что мы истинно представляем из себя, и что заслужили. Это все отображается словом нама, что с уверенностью теперь можно перевести как то, что истинно нас прописывает в мироздании: истинная прописка, лик. Нарайана нама… Означает, что мы искренне покаялись осознав присутствие Нарайаны в своем сердце, испытав эстетическое сопереживание и покаяние о своем несовершенстве, чем собственно и заслужили новое имя, таких же качеств как и у Нарайаны. И главное – прописку в хоть и невидимых, но реальных духовных измерениях, согласно степени покаяния. Это отображено в следующем слове – скритйа, где ритйа – от рите, силовой истине о поддержании мира сришти-таттве), а буква «с» указывает на то, что внутренний самостоятельный мир человека стал светлее, шире, и им он и вошел в высшие ярусы вселенной.
Когда мы перед чтением Шримад Бхагаватам произносим стих 1.2.4, Нарайанам намаскритйа…, что переводится: давайте принесем свои поклоны первым делом Нарайане. Это означает, что нужно вспомнить весь этот конгломерат Нарайаны, Его спасительных качеств, и, главное, пережить эстетическое сопереживание, чтобы очистить свои чувства для чистой проповеди и чистого силового брахманического слова, способного разрубить узлы привязанностей в сердцах людей повествованиями о Боге, не только в плоскости, исторически и поверхностно, но и со всей метафизической глубиной пахтания сердец.
P.S. Я приоткрыл дверь для удивительного глубокого общения в интересном направлении познания ведических истин. Это лишь фундаментальные, кратки касания силовых моментов в познании. С нетерпением буду ждать заинтересованности, и приглашаю всех желающих к этой удивительной санге (общению). Ваш слуга,
Кришна Гопал дас
Возможность скачивания видео и аудио предоставляют бесплатные сервисы, например: savefrom.net presaver.com notube.net y2down.cc
Я очень рад узнать, что один замечательный немецкий юноша пришел жить в ваш храм. Это явное доказательство того, что все вы искренне трудитесь ради служения Кришне, и теперь одна искренняя душа наст...
Хотя живое существо трансцендентно к трем гунам материальной природы, находясь под воздействием этой внешней энергии, оно считает себя порождением материи и потому испытывает материальные страдания....
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, гуру Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады, явился в Шри Кшетра-дхаме (Джаганнатха Пури) 6 февраля 1874 года в семье Шрилы Сатчитананды Бхактивиноды Тхакура. В...
Этот Сапхала экадаши приходится на период убывающей луны в месяце декабре/январе. Слава этого экадаши описана в «Брахманада Пуране» в беседе Господа Кришны и Махараджа Юдхиш...
Добрый день. Ещё один кулинарный эксперимент. Дома было в наличии много видов разной муки, а вот что из этого вышло, при желании, Вы можете попробовать сами :)
Есть две темы, затронув которые, человек подвергает себя особой ярости адских сил: сребролюбие в церкви и гомосексуализм в священстве. Протоиерей Феодор Зисис.
Примерно месяц назад на ютуб-кана...
Однажды жители Вишнупура пригласили Рамадаса Бабу по случаю проведения нама-ягьи, которую они организовали у себя в городе. Вишнупур являлся твердыней вайшнавов со времён раджи Вирахамавира. Но в ту...
Вам нравится Швета Двипа? Проявите Ваши творческие способности и помогите сделать этот сайт ещё интереснее! Вливайтесь в дружелюбную команду, которая занимается служением в этом проекте.
Швета Двип...
Комментарии