Жители индийского городка Вриндавана и верующие в Кришну, особенно на Западе, считают, что церемония поклонения Говардхану, празднуемая в этом году 5 ноября – это ведический праздник. Наше мнение состоит в том, что это не совсем так.
В действительности, в вопросах веры общеизвестные религиозные традиции не могут считаться заблуждением. Но в плане историческом, или научном, религиозные догмы могут считаться серьезными заблуждениями.
Астрологи, опирающиеся на законы Природы, Общества и Мироздания, не могут опираться только на догмы, в том числе религиозные, но должны честно открывать истину, даже если это может поколебать чьи-то устои. Как говорил философ, Сократ мне друг, но истина дороже.
История Говардхана такова. Индра разозлился на маленького Кришну из-за того, что тот уговорил местных жителей приносить жертвы и поклоняться холму Говардхану вместо него. Индра призвал облака и устроил непрерывный ливень над всем регионом Вриндавана, который продолжался семь дней и ночей. Чтобы защитить людей и животных, Кришна поднял огромный холм Говардхану на мизинце левой руки, и все обитатели Вриндавана смогли укрыться под ним от дождя как под большим зонтом. В конце концов, Индра признал своё поражение и, вознеся молитвы Кришне, удалился в свою небесную обитель – планету Индралоку.
Эта история излагается в Бхагавата-Пуране, той особенной Пуране, которая почитается вайшнавами Западной Бенгалии, и связана с именем Бхактивиноды Тхакура, который особенно заботился о распространении в Индии этой Пураны, и других книг, связанных с бенгальской духовной традицией рубежа 14-15 веков.
Если перенестись в те далекие времена, а именно 5 тысяч лет назад, то с географической точки зрения, ситуация предстает перед нами очень интересной. Именно в это время ледники, которые господствовали тогда во всей современной Европе вплоть до юга современной Франции, стали постепенно покидать Северную Европу и современную Великобританию.
На индийском субконтиненте фактически преобладали девственные субтропические джунгли по всей территории, за исключением пересохшей в наше время реки Сарасвати, и раскопанных археологами городов Мохенджо-Даро и Хараппы. В регионе современного Дели в те далекие времена также были джунгли, и кое-где встречались редкие деревушки, в которых жили охотники и скотоводы. Как и в наши дни, в тех регионах было очень мало мастерских, или цехов, где местные жители могли создавать железное оружие, колесницы, панцири для воинов, шлемы и т.д.
Как мы видим, регион современного Вриндавана не очень подходил для таких роскошных и величественных игр Кришны, которые описаны в Бхагавата-Пуране.
Более того, холм Говардхана, ныне являющийся религиозным памятником, не досягаем для научных исследований. Он охраняется государством, и на нем и рядом с ним запрещено проводить любые научные исследования: проводить раскопки, находить предметы древности. Сам холм, все его окрестности, являются музеем, и паломникам разрешается только приехать и посмотреть на него, но не задавать лишних вопросов, не проводить раскопки и т.д. То же касается Двараки, Курукшетры и т.д.
Говардхану очень повезло, что ему была оказана такая честь, и финансовые потоки льются в этот благодатный край, причем особенно последние тридцать лет. Именно тридцать лет назад великая северная империя под названием СССР распалась, и это удивительно совпало с временем резкого расцвета всей этой индийской религиозной тематики Вриндавана, Говардхана и других явлений новой индийской культуры – застройкой Вриндавана и Маяпура.
Кроме того, никто из исследователей и честных искателей никогда не задавался вопросом, почему поклонение Говардхану было объявлено индийскими местными жрецами почти в тот же день, в который ежегодно празднуется праздник Хеллоуин. Этот день – 31 октября – символизировал в кельтской традиции конец лета и урожайного сезона, приближение темной, холодной зимы. Древние Кельты верили, что в зиму разверзается портал между миром живых и мертвых. Люди в этот день наряжались в костюмы ангелов, святых и демонов. Вследствие смешивания языков коренного и пришлого населения, название кельтского праздника Соуин трансформировалось в то самое Хэллоуин (All-Hallows Eve). Вместо холма западные адепты почитателей Хеллоуина почитают ангелов, святых и боятся демонов.
Во время празднования Говардхана-пуджи адепты бенгальского вайшнавизма в день празднования совершают парикраму – обходят холм Говардхану, но строго по часовой стрелке, как принято в ведической традиции. Те вайшнавы, кто не могут по разным причинам приехать во Вриндаван в этот день, празднуют Говардхана-пуджу в местном центре, или дома. Для этой цели выпекается торт, который по форме напоминает холм Говардхану, затем верующие обходят его с пением мантр, а затем съедают этот торт-холм. В результате, согласно этой церемонии, поеданием холма как бы выражается почтение этому торту-холму Говардхану. Однако поедание символического «говардхана», как и выражение почтения деревьям, холмам, или обезьянам, как это принято в Индии – это совсем не ведическая традиция, хотя некоторые верующие утверждают это. Веды и ведическая традиция – это устная традиция произнесения гимнов Сама-Веды, это сложная ритуалистика брахманов, и также варнашрама как научное разделение общества по принципу: кто обладает исключительными разумом, силой духа, доблестью и силой, те способны управлять обществом как жрецы и воины, а остальные могут заняться торговлей и ремеслами.
В целом, эта церемония Говардхана-пуджи несет в себе много смыслов, которые очень сложны и рассказать о всех слоях и смыслах этого праздника невозможно в рамках даже одной книги.
Интересно то, что в начале, перед этим праздником, согласно легенде, Кришна своей речью и доводами к сельскому старосте Нанде Махарадже убедил местных вриндаванских жителей, что ведические брахманы не знают всей истины, что ведические гимны не могут накормить никого, но всех может накормить холм Говардхана, и поэтому надо поклоняться не Ведам, и не ведическим богам, таким как Индра, но холму Говардхана. Таким образом, местные жители, которые веками поддерживали ведическую культуру, и культ Вед как несущих подлинное знание, процветание и гармонию в обществе, моментально отвергли Веды, и поклонение богам, которое дано в Ригведе, Атхарваведе и других ведах, и вместе с брахманами стали поклоняться холму. Это как минимум странно и неестественно!
Можно, как это делают вайшнавы, оправдывать такое неестественное поведение вриндаванских жителей волей Кришны. Но тогда надо признать, что Кришна тогда был не просто пастушком, а как минимум царем того региона с неограниченными полномочиями. Тогда надо признать, что жителям Вриндавана действительно грозила огромная опасность, и требовались срочные чрезвычайные меры для избежания тотального истребления со стороны враждебных сил, в данном случае, Индры.
Тогда всё становится на свои места. Кришна, как верховный жрец и правитель того региона, узнав ранее других о готовящемся на жителей Вриндавана нападении с угрозой полного истребления, принял чрезвычайные меры: обратился к старосте деревни Нанде, сообщил ему о готовящихся бедствиях, о приближении Индры с его войсками (облако самвартака, которое может лить бесконечный дождь, как во время уничтожения вселенной). Поскольку Нанда Махараджа и брахманы были хорошо подготовлены к такому развитию событий, они незамедлительно передают всю полноту управления регионом Кришне, даруя ему неограниченные полномочия, и Кришна объясняет, как провести пуджу не Индре, а холму Говардхане.
Интересна история самого холма Говардхана. Известно из Пуран, что когда-то, возможно, десятки или сотни тысяч лет назад, Говардхан, как и некоторые другие холмы и горы, обладали не только особыми производительными способностями (создавать редкие и целительные травы, производить редкие металлы и минералы с заданными свойствами и т.д.). К примеру, Хануман сумел вылечить раненого Лакшману с помощью травы сандживани, которую он смог найти на горе Сандживи в Гималаях. В Пуранах рассказывается о том, что в древности некоторые горы могли летать по воздуху, но в какой-то момент великий Индра стал лишать их этой способности, поэтому в наши дни все эти легенды мы считаем вымыслом и сказкой – сейчас горы не летают.
Эта история очень напоминает историю о великом Ное из Библии, который сумел создать корабль-ковчег, на котором он спас от потопа множество птиц, зверей, растений и людей. Так и Кришна спас от потопа жителей Враджи, накрыв их этим холмом Говардханой как зонтиком, и в течение семи дней держал этот холм на мизинце своей руки. Как в истории Ноя, так и в истории Кришны, вода, которая должна была потопить все вокруг, стала постепенно уходить, и так люди, вместе с животными и птицами, смогли избавиться от потопа. Эта же легенда о великом потопе и спасении людей повторяется в сказаниях и легендах не только Древней Индии, но и в Библии, и в произведениях древнегреческих авторов.
В любом случае, экстраординарный факт отвержения Вед говорит о том, что в далеком прошлом Веды и ведическая традиция из-за падения брахманов и забвения ими подлинной традиции могли быть отвергнуты и на какой-то срок были заменены на народные традиции как более соответствующие местным условиям. В этой истории о Говардхане также нашли свое отражение многочисленные случаи отвержения Вед ради корыстных интересов, или в силу влияния враждебного окружения, или в силу влияния века Кали. Так или иначе, любой случай отвержения Вед теми, кто эту ведическую традицию лелеял и поддерживал тысячи лет – это экстраординарное явление, которое может быть объяснено процессом деволюции человеческого рода. Именно это мы особенно ярко наблюдаем во время Кали-юги, когда светлая традиция ведической цивилизации практически забыта. Но тем более важно изучение Вед и ведической традиции для всех, кто желает процветания и сохранения человеческой цивилизации.
Алексей Петров
Возможность скачивания видео и аудио предоставляют бесплатные сервисы, например: savefrom.net presaver.com notube.net y2down.cc
Поклоняясь всепроникающему Господу, от которого произошли все существа, человек может достичь совершенства, исполняя свои обязанности.
Как указано в пятнадцатой главе, все живые существа есть неотъ...
Существует пять разновидностей безбожия: полное неверие [видхарма], принятие религиозных принципов, которым человек не способен следовать [пара-дхарма], показная религиозность [абхаса], подобие рели...
В следующий за картикой месяц гопи совершали поклонение Катьяяни, с внутренней целью удовлетворить богиню. Их внутренняя молитва, с которй они обращались к Катьяяни была такой: "Пожалуйста, устрой в...
Слава Утпанна экадаши описана в «Бхавишйоттара Пуране» в беседе Шри Кришны и Арджуны.
Шри Сута Госвами сказал собравшимся браминам и мудрецам: «Если человек с верой и преданно...
Сытно! Быстро! Гарантия!!! Этот почти сыроедный рецептик получился в ходе экспериментов с зелёными коктейлями. Как говорится, проявляйте творчество где только можно, и результат доставит удовольстви...
Любой текст познается как сюжет, как мораль и как гармония. Как гармонию я хочу предложить вам заявленные к рассмотрению тексты «Шримад Бхагаватам» 1.9.23-34 в переводе Бхакти Чайтанья Бхарати Махар...
«Сознание Кришны дремлет в сердце каждого, и когда мы начинаем общаться с чистыми преданными, оно пробуждается. Сознание Кришны — это не что-то надуманное. Когда юноша общается с молодой девушкой, в...
Всем тем, кого ведёт Господь:
Пусть горизонты распахнутся,
Чтоб мы могли хоть на мгновенье
Любви Божественной коснуться.
Пусть мирным светом светит Солнце
Над светлыми их головами,
Ведь через них Господ...
Хотя живое существо трансцендентно к трем гунам материальной природы, находясь под воздействием этой внешней энергии, оно считает себя порождением материи и потому испытывает материальные страдания....
Вам нравится Швета Двипа? Проявите Ваши творческие способности и помогите сделать этот сайт ещё интереснее! Вливайтесь в дружелюбную команду, которая занимается служением в этом проекте.
Швета Двип...
Комментарии
Брахма смертен, чего уж говорить о сваргавасинах? Вдох и выдох Маха-Вишну, мыльный сон, заканчивающийся кошМаром.
траи-гун̣йа-вишайа̄ веда̄
нистраи-гун̣йо бхава̄рджуна
нирдвандво нитйа-саттва-стхо
нирйога-кшема а̄тмава̄н
В Ведах в основном говорится о деятельности в трех гунах материальной природы. Поднимись же над этими гунами, о Арджуна. Перестань зависеть от всех проявлений двойственности, избавься от стремления приобрести или сохранить что-либо в этом мире и утвердись в понимании своего истинного «я».
Чайтанья отвергал даже мокшу, Его интересовали только према-бхакти, любовное преданное служение и поклонение.
Обращение к нам Господа Вишну:
мадӣйам̇ махима̄нам̇ ча
парам̇ брахмети ш́абдитам
ветсйасй анугр̣хӣтам̇ ме
сампраш́наир вивр̣там̇ хр̣ди
Перевод
Я неустанно буду тебя наставлять и одарю Своей безграничной милостью; благодаря твоим вопросам Моя слава, именуемая "парам брахмой", проявится у тебя в сердце. Так ты узнаешь обо Мне все.
Ш.Б. п. 8 гл. 24 текст 38
и правильность действий...
Между тем сама преданность ценна только Любовью к Кришне,ведь именно она делает возможным памятование Имени , которое делает возможной жизнь С Богом на Голоке Вриндаван...
Нам же автор пытался показать, что веды важнее, хотя они являются воплощением Бога...Из этого следует. что Он может их отвергнуть, когда захочет, так как Он их создатель...
Мои поклоны...Желаю всем духовной реализации!..
Харе кришна!.