Кришнадас Кавирадж Госвами пишет, что Шри Сварупа Дамодар был одним из самых близких спутников Махапрабху: "Лишь двое знали Господа лучше всех: Парамананда Пури и Сварупа Дамодар" ("Чайтанья-чаритамрита" 1.10.124-5).
Когда он родился, его нарекли именем Пурушоттам Ачарья. О родителях его известно немного. Вскоре после его рождения отец оставил жену и ребенка и отправился в Митхилу и Каши учиться. Детские годы Пурушоттам провел в доме родителей матери в Навадвипе.
Будучи по натуре чистосердечным и добродетельным, он стал очень предан и дорог Махапрабху. Когда Господь принял санньясу, Пурушоттам едва не лишился рассудка от боли разлуки и не медля отправился в Бенарес, где принял обет отречения у одного санньяси по имени Чайтаньянанда.
Санньяса-гуру дал ему наказ: "Изучай Веданту и учи этому знанию других". Шри Пурушоттама Ачарья так торопился увидеть Господа, что ушел, даже не дождавшись конца церемонии, успев лишь сбрить шикху и снять брахманский шнур. Он не успел надеть и одежд санньяси и потому его звали Сварупа (именем брахмачари). После этого, выполняя волю учителя, он отправился в Шри Нилачал, где вновь встретился с Махапрабху.
Сварупа Дамодара явил этому миру сокровеннейшие переживания Шри Чайтаньи, наслаждавшегося настроением Радхарани, испытывающей разлуку с Кришной. Чувствуя настроение Господа Гауранги, Сварупа Дамодара начинал киртан, способствующий усилению эмоций Господа. Для того, чтобы смягчить муки любви вираха-бхавы Господа Чайтаньи, он пел песни из «Гита-Говинды», «Кришна-карнамриты» и полных любви поэм Чандидаса и Видьяпати.
День и ночь напролет Сварупа Дамодара находился рядом с Шри Чайтаньей: так же как Лалита и Вишакха были самыми сокровенными спутницами Радхарани, Сварупа Дамодара (Вишакха-сакхи) и Рамананда Райя (Лалита-сакхи) были самыми близкими спутниками Шри Чайтаньи Махапрабху.
Вишакха-сакхи
Сварупа Дамодара был «опекуном гаудия-вайшнавов». Поэтому каждый раз, когда преданный вел себя неподобающе, Господь Гауранга обычно говорил: «Сварупа, твой гаудия сделал то-то и то-то». Сварупа Дамодара лично проверял наличие грамматических и философских ошибок в каждом новом стихе, песне или книге перед тем, как передать ее на одобрение Господу Чайтанье.
Хотя его знания были поистине безграничны, он старался не вступать в споры и предпочитал уединение. Поэтому лишь немногим была известна глубина его познаний. Ему были ведомы все оттенки настроений преданности Шри Кришне, а тело его было насыщено любовью к Нему. Он был вторым "я" Махапрабху. Если кто-то хотел представить Махапрабху книгу, песню или поэму собственного сочинения, автор должен был прежде получить одобрение Сварупы Дамодара. Если произведение содержало концепции, противоречащие изложенным в писаниях идеалам бхакти, оно не могло принести Махапрабху трансцендентного удовольствия и потому Сварупа Дамодар отклонял просьбу автора.
Когда Шри Сварупа Дамодар прибыл в Пури из Каши (Варанаси), он восславил Махапрабху, продекламировав следующую шлоку: "О Шри Чайтанья, воплощение милости! Ты - Тот, Кто легко устраняет любую печаль, Твоя преданность - недосягаемый образец чистоты и бескорыстия, Твое появление наполняет душу восторгом и упоением. Ты кладешь конец любым философским спорам, потому что Твои знания писаний поистине бездонны. Ты заставляешь сердце трепетать от божественной любви, проливая на него поток милости и сострадания. Прошу Тебя, освети мою душу лучами Твоего благодатного милосердия!". ("Шри Чайтанья Чандорой Натак.")
Увидев, что Сварупа Дамодар упал перед Ним в дандавате, Махапрабху поднял его и обнял со словами: "Сегодня во сне Я видел, что ты идешь ко Мне. Как слепой не помнит себя от радости, вновь обретя зрение, так Я счастлив вновь видеть тебя рядом со Мной".
Сварупа Дамодар ответил: "Прабху, пожалуйста, прости меня. Я совершил великую ошибку, оставив Тебя и бежав в Варанаси. У меня нет ни капли привязанности к Твоим лотосным стопам, и мой поступок непростителен. Я оставил Тебя, но Ты по-прежнему милостив ко мне. Набросив мне на шею веревку Своего милосердия, Ты привлек меня к Своим лотосным стопам". ("Чайтанья-чаритамрита", Мад. 10).
Когда Сварупа Дамодар, полный смирения, промолвил эти слова, Махапрабху вновь обнял его и сказал: "Доброта Кришны не знает пределов. Он вновь милостиво свел нас вместе".
Махапрабху не отпускал от Себя Сварупу Дамодара. Когда Он погружался в волны экстатической любви, только Сварупа Дамодар своим киртаном мог удовлетворить самые сокровенные чаяния Его сердца.
В это время из Видьянагара в Южную Индию прибыл Шри Рай Рамананда. Оба они, Сварупа Дамодар и Шри Рай Рамананда, воспеванием бхаджанов и чтением стихотворений усиливали экстатическое состояние Махапрабху. Они так же близки и дороги Шри Чайтанье Махапрабху, как Лалита и Вишакха Шримати Радхарани.
Вишакха, Радха, Лалита
Кришна дас Кавираджа в своей работе над «Чайтанья-чаритамритой» использовал записки Сварупы Дамодары, посвященные описанию жизни Шри Чайтаньи. Сварупа Дамодара Госвами также написал «Сангита-Дамодару», учебник по музыке. Его самадхи находится в районе 64 самадхи во Вриндаване.
Следует тaкже обрaтить внимaние нa слово тиртхaпадa. Это одно из имен Господa Говинды, Верховной Личности Богa. Тиртхa ознaчaет «святое место», a падa — «лотосные стопы Господa». Люди идут в свят...
Живые чувства выше мертвой материи, ум выше чувств, разум выше ума, а она (душа) еще выше, чем разум.
КОММЕНТАРИЙ: Чувства являются своеобразными выходами для проявлений вожделения. Вожделение сохран...
Абхирама Тхакур был одним из двенадцати гопалов, друзей Господа Нитьянанды. Ранее его звали Шри Рамадас. Когда Господь Чайтанья послал Господа Нитьянанду проповедовать в Гаудадеше, вместе с ним Он о...
Слава Варутхини экадаши, который приходится на период убывающей луны месяца апреля/мая, описана в «Бхавишьоттаре Пуране» в беседе Господа Кришны и Махараджа Юдхиштхиры.
Однажды ...
Что можно сказать, кроме того, что это вкусно... А, наверное, больше ничего )))
Позовите друзей, приготовьте запеченный картофель вместе, а потом усторйте общую трапезу за приятной беседой. Уверяю Ва...
Ах, какое же было время!..
Не сидели полдня в Интернете.
Лезли в горы, сдирая колени!
Чудеса мы творили, без лени.
К Звёздам были души устремления.
И всё так же вращалась Планета.
Я смеюсь, ни о чём не жа...
Неба лазурь, контрастируя с золотом Солнца,
Собой осеняет всю Землю, ее чернозем.
Взирает в свой иллюминатор, как будто в оконце
Небесное Око, твердя нам, что мы не умрем…
Черную жизнь человечью, подоб...
Если человек бескорыстен, отдает больше, чем получает, – у него доминирует энергия благости, он живет здесь и сейчас – ему из сердца открываются ответы на все вопросы, от самых простых, бытовых до г...
Поскольку живое существо соприкасается с материальной природой, положение его незавидно, но, если оно, получив человеческую форму жизни, научится общаться с Верховной Личностью Господа или Его преда...
Вам нравится Швета Двипа? Проявите Ваши творческие способности и помогите сделать этот сайт ещё интереснее! Вливайтесь в дружелюбную команду, которая занимается служением в этом проекте.
Швета Двип...