Текст «Шримад Бхагаватам» 1.8.22 в пословном варианте перевода звучит так: «Почтительные поклоны Господу, у которого в центре живота есть углубление, напоминающее лотос. Поклоны тому, кто всегда украшен гирляндой из лотосов. Поклоны тому, чей взгляд освежает, словно лотос. Почтительно склоняюсь перед Тобой - тем, чьи стопы отмечены знаком лотоса».
Понимая, что комментарий Бхактиведанта Свами Прабхупады к этому стиху прочтут не все, я опишу свое восприятие этого комментария Шрилы Прабхупады, в котором присутствуют повелительные наклонения глаголов. Это встречается очень редко. Начав системно соприкасаться с «Бхагавад-гитой» и «Шримад Бхагаватам», я решила для себя, что буду воспринимать такие его повелительные высказывания как наставления ачарьи, записывать их и стараться им следовать, чтобы потом у меня не было причин утверждать, что бхакти не является йогой.
Итак, ачарья пишет, что Господь может выглядеть как один из нас, но Его отличают особые знаки на теле. Падшие души не могут видеть ничего, выходящего за пределы материи, и Господь Сам входит в ее пределы в Своей форме Гарбходакашайи Вишну. А так же принимает арча-виграху – трансцендентную форму, состоящую из различных элементов: от форм в уме йогов - медитаторов до видимых обычному глазу форм из дерева, глины, металла, драгоценных камней, написанную красками… И именно эти видимые формы устанавливаются в храмах и предназначены для привлечения умов непреданных и для поклонения уже преданных женщин и шудр. «И человеку не следует считать, что он уже превзошел стадию поклонения в храме и похваляться этим, тогда как на самом деле он относится к категории шудр, женщин или того ниже» - дано такое наставление ачарьи нам в комментарии к этому стиху.
Всем своенравным, поклоняющимся своим собственным способом в храме или в уме или не поклоняющимся вообще, Шри Чайтаньей Махапрабху безвозмездно и безусловно была дана Махамантра и создано учение, базирующееся практически целиком на «Шримад Бхагаватам» как основном священном тексте. Бхактиведанта Свами Прабхупада в своей книге «Молитвы царицы Кунти» так конкретизирует роль «Шримад Бхагаватам» в жизни предающегося в период века кали: «Человек очищается, слушая и повторяя стихи «Шримад Бхагаватам». В «Бхагаватам» представлено все существующее в мире знание. Читая «Шримад Бхагаватам», можно получить наилучшее образование, ибо эта книга дает нам сведения по любой области знания. В этой книге есть проза, поэзия, знания по астрономии, философия, религия и любовь к Богу».
Меня в «Шримад Бхагаватам» интересует последнее, и этот стих № 22 8-й главы 1-й песни вместе с комментарием ачарьи, удовлетворяют этот мой интерес следующими «деталями» проявления любви к Богу: «Шримати Кунти, приходясь Господу теткой (т.е. «старшей» по возрасту), вначале посмотрела не на лотосные стопы Кришны, чтобы не смутить Его. Не желая поставить Господа в неловкое положение…, ею был соблюден надлежащий порядок». То есть этот стих описывает порядок взглядов на Господа! В связи с тем, что этот порядок взглядов специфичен и касается преданных родственников, «старших» Бога по возрасту, ачарья в комментарии унифицирует этот порядок для всех нас в виде своего следующего наставления: «Сначала рекомендуется взирать на лотосные стопы Господа, постепенно переводя взгляд на бедра, талию, грудь и лицо. Не следует пытаться смотреть в лицо Господу, не приучившись созерцать Его лотосные стопы»... Да, и тяжела и недоступна по времени вайадхи-садхана-бхакти в части храмового поконения. Остается уповать на «Шримад Бхагаватам»: Бхактиведанта Свами Прабхупада говорил об очищении в процессе слушания и повторения стихов. Какое же очищение можно получить из этого стиха «Шримад Бхагаватам» и из наставлений ачарьи к нему? – Можно получить очищение от своенравия в служении, если захотеть запомнить, что наше поведение может смутить любимого Бога и поставить Его в неловкое положение и таким образом задеть Его чувства, и что одна из граней преданности – это не позволять себе делать это.
Текст «Шримад Бхагаватам» 1.8.23 в пословном варианте перевода звучит так: «О великий Господь, повелитель чувств! Как Тобой освобождена страдавшая Деваки (мать Шри Кришны), надолго заточенная злобным царем Камсой. Как защищал и меня вместе с моими детьми от многих опасностей. Так было постоянно».
Шримати Кунти деви описывает степени внешней – на уровне тела - помощи Шри Кришны своим преданным: Деваки была замужем, она находилась под защитой мужа, и она была Кришной освобождена, то есть это была Его «разовая» акция ее спасения.
В то время как Шримати Кунти деви была без мужа и поэтому она вместе со всеми детьми была защищена Им постоянно.
Бхактиведанта Свами Прабхупада в своем комментарии отмечает, что Кришна проявляет большую милость к тому преданному, который находится в большей опасности. И что иногда Господь подвергает Своих преданных опасностям, стимулируя их преданность.
Не пустые это слова. Во-первых, это говорит ачарья, во-вторых мы уже чуть знакомы с характером Кришны, чтобы предполагать, что Он не пошлет Своему преданному опасности с целью уничтожить его преданность. Вера в слова духовного учителя и в дружественность Кришны откроет возможность превратить треугольник: преданный – испытания – Кришна – во взлетную полосу прогресса в преданности. Если жизненная ситуация вызывает у нас чувство беспомощности – нужно не привычно приписать ее к очередным превратностям нашей судьбы, а через веру «связать» любой ход испытаний с Его желанием усилить нашу преданность. И любой итог материальных испытаний – хороший/плохой - станет нашим духовным выигрышем - это усиление зависимости от Кришны. То есть вера в эти слова ачарьи способна любое материальное фиаско трансформировать в духовное достижение. Причем потерь нет и быть не может! Потому что испытания неизбежны, любой ход этих испытаний неизбежен, любые итоги испытаний – неизбежны. И только вера способна превратить эту фатальную неизбежность в неизбежный прогресс. Ну а если нет веры, то нет и превращений.
Все испытания и опасности в нашей жизни ранят наши чувства.
В этом стихе – молитве Шри Кришне Шримати Кунтидеви называет Его Хришикеша, Повелитель и Хозяин Чувств. И это не просто имя. Обращением этим именем она говорит и Ему и нам, что помимо внешней физической защиты обе женщины получали от Него защиту и своих чувств.
Это Его Имя доступно не только преданным женщинам, но и мужчинам: оно применяется Арджуной в «Бхагавад-гите». Поэтому я вынесу из этого стиха для себя такое знание о характере Кришны: в периоды опасностей и испытаний Он защищает не только тела, но и чувства тех, кто имеет чувства к Нему.
Харе Кришна! Грантхарадж Шримад Бхагаватам КИ ДЖАЯ! Бхактиведанта Свами Прабхупада КИ ДЖАЯ!
Джива деви даси
Возможность скачивания видео и аудио предоставляют бесплатные сервисы, например: savefrom.net presaver.com notube.net y2down.cc
Я - правильное наказание в тех, кто осуществляет наказание. В тех, кто желает победы, Я - правильное поведение. Среди техник достижения духовного знания, Я - медитация. Я - знание в тех, кто имеет з...
Функциональная асимметрия лица отсутствует в посмертной маске. Функциональная асимметрия отсутствует на всех лицах умерших. Функциональная асимметрия исчезает с последним вздохом человека. И, наконе...
Слава этого экадаши описана в «Сканда Пуране». Однажды Махараджа Юдхиштхира обратился к Господу Кришне: «О, Господь Кришна, пожалуйста, будь добр ко мне и опиши тот экадаши,...
"Вся слава Мадхавендре Пури, неисчерпаемому кладезю Кришна-премы! Он - дерево желания бхакти, и именно благодаря ему семя бхакти впервые принесло плоды. Затем семя Кришна-премы принесло плоды в лице...
«Ратри» на Санскрите означает «ночь»; Шиваратри – это ночь Шивы. Махашиваратри – один из самых значимых Ведических праздников, и по традиции всю ночь проводится праздничная церемония (ягья) в честь ...
В этой рубрике ведических вегетарианских рецептов мы предлагаем Вам попробовать в деле наши любимые рецепты вегетарианских угощений для всех случаев жизни. Как известно, случаи в жизни бывают разные...
Кто налагает на себя суровые тапасйи и епитимьи, не рекомендуемые в писаниях, делая это из гордости и эгоизма, кто побуждаем вожделением и привязанностью, кто глуп, и кто терзает органы своего тела,...
Будда не говорил «стань буддистом». Будда говорил: «Прекрати совершать насилие над этим миром, и относись ко всему и ко всем с любовью».
Иисус Христос не говорил «стань христианином». Он говорил: «...
Рисунок: Алёна Коробейникова
Я много лет был глубоко воцерковленным человеком. Вот мой опыт. Верить можно в себя. Верить можно жене. Верить можно конкретному индивиду в том, что он сообщает. Но тол...
Женщины – Богини, Женщины – дыхание Жизни, Женщины – сокровище. Всегда пребывай с Женщиной, чужой или своей.
(Кали-тантра 4.14, 8.10; Каулавали-нирнайа 10.88; Йони-тантра 7 гл.)
Женщины – божественны,...
Вам нравится Швета Двипа? Проявите Ваши творческие способности и помогите сделать этот сайт ещё интереснее! Вливайтесь в дружелюбную команду, которая занимается служением в этом проекте.
Швета Двип...