С 19 стиха и до 42, последнего стиха 10 главы «Бхагавад-гиты», которая называется «Великолепие Абсолюта», Шри Кришна в ответ на просьбу Арджуны будет перечислять Свои качества, которые позволят нам вспоминать о Нем и таким образом чаще бывать с Ним «на связи». Принцип, по которому построены все эти перечисления такой: называется ряд явлений или предметов. А затем из них выделяется самый яркий, самый выдающийся предмет, превосходящий чем-либо все остальные. Например, «Из звуков Я – звук ОМ». В чем особенность этого звука? В том, что он включает в себя все остальные звуки. Подобно этому звуку, Господь является источником и вместилищем всех явлений и предметов. Таким образом, глядя на особо выдающиеся предметы и явления в материальном мире, мы можем увидеть за этим проявление качеств и могущества Господа, которые абсолютны и великолепны.
В рассматриваемых стихах 21 и 22 «Бхагавад-гиты» перечислены следующие пары понятий:
- из Адитьев – Вишну;
- из светил – Солнце;
- из Марутов – Маричи;
- среди звезд – Луна;
- из Вед – «Сама-веда»;
- из полубогов – Индра;
- из чувств – ум;
- в живых – жизнь.
Разберем все пары, чтобы увидеть некоторые новые, мне лично доселе незнакомые грани Его великолепия.
1. «Из Адитий Я – Вишну». Адитьи – это фамилия полубогов по имени мамы – Адити. Вишну явился в этом семействе у той же мамы как маленький мальчик-браман Ваманадев. То, что Он пришел как самый младшенький сынок позволило Ему искупаться в любви и заботе мамочки и Своих старших полубожественных братьев. А после этого Он очаровал, пленил и в три шага раскулачил могущественного и непобедимого демона Бали, по праву завоевавшего на тот момент все три плана бытия вселенной. Таким образом, в своем уме мы можем представить себе даже не силу Вишну как таковую, а безграничность Его силы. И это будет не Его сударшана – чакра или изданные Им законы, а Его… очарование. Для полноты живописания парализующей ум и разум силы Его очарования я бы вспомнила и дополнила бы эту историю с Ваманадевом такими красками, которыми описаны игра с демонами Мохини мурти, честно делящей сома-расу, а так же игра Ее же с Шивой.
2. Следующая пара: «Из Марутов Я – Маричи». Маруты – полубоги бури, ветра, грома и молнии. Маруты составляют целую группу божеств, их 49 и они — братья. Обычно они сопровождают Индру, особенно в боях с демонами, но иногда могут покинуть этого бога в бою или даже вступить с ним в конфликт. Их изображают прекрасными могучими юношами в сверкающих или золотых одеждах. Оружие Марутов — золотые топоры, копья-молнии, луки и стрелы, дубинки, ножи. Они разъезжают на золотых колесницах, запряженных антилопами или лошадьми, по воздуху, от подземного царства до небесного. Маруты изливают дождь, вызывают гром и молнии, ветер, образуют туманы, заставляют течь водные потоки, громко поют, искусны в колдовстве, творят чудеса. Чаще всего у них просят лечебных средств, дождя, богатств, скота, славы, освобождения и пощады от убийства. Как воины Маруты воинственны и агрессивны, ужасны и полны гнева. При их езде раскалываются скалы и горы, гнутся деревья, сотрясаются крепости, ревёт небо, земля дрожит от страха, делается темно. А вождем этих удивительных полубожественных братьев является Маричи. Таким образом, если у нас появится желание представить нашего Бога иначе, чем юноша с флейтой, то вспомните Его как искусного предводителя и вдохновителя тех 49 красавцев, от которых дрожит земля от страха и ревет небо, направив свой ум к этой фразе: «Из Марутов Я – Маричи».
3. Следующие пары рассмотрим сразу две: «Из Светил – Солнце, среди Звезд – Луна». Солнце и Луна – это местные источники света – прямого и отраженного. Я не обладаю никакими инструментами, какими можно было бы понять глубину глубин инженерного устройства вселенной, кроме одного – воображения. Можно себе только вообразить – и то ненадолго, чтобы сильно не расстраиваться – медленную и мучительную смерть, если вдруг Солнце погаснет и погасит Луну. Таким образом, если нам вдруг захочется искренне воспеть инженерные и дизайнерские таланты нашего Бога, то можно будет это сделать с восторгом и в благоговении, всего лишь оценив своим умом как два красивых шарика, беспрерывно сменяя друг друга, обеспечивают нас светом, теплом и пищей.
4. Следующая пара: «Из Вед Я – «Сама-веда». В «Бхагавад-гите» 15.15 Кришна скажет: «…Цель всех Вед – познать Меня. Несомненно, Я составитель Веданты и знаток Вед». Значит, составитель и знаток Вед для подсвечивания Арджуне (и нам) Своей образовательной грани великолепия выбрал «Сама-веду», хотя она занимает третье место в обычном порядке нумерации Вед. Чем же она Ему так приглянулась? Загадка. Но мой ум не сдается и может предположить, что у олицетворенной Красоты – все красивое, и даже форма подачи знания. Исходим из того, что только «Сама-веда» красиво ложится на специальные обозначенные мелодии с использованием семи свар (нот). Является ритуальным песнопением, состоит преимущественно из гимнов, воспеваемых священниками удгатарами во время важных жертвоприношений, в которых в честь разных богов совершались возлияния сомы, очищенного и смешанного с молоком и другими ингредиентами. И теперь сравним «Сама-веду» с другими ведами: Риг-веда читается речитативом, Яджур-веда произносится шепотом, а Адхарва-веда и вовсе является прикладной. И в этом сравнении уже не загадочной, а очень красноречивой становится Его фраза «Из Вед Я – «Сама-веда».
5. Далее пара «Из полубогов Я – Индра». Но вначале подведем промежуточный итог по пройденному списку великолепий Абсолюта, их на этот момент четыре:
- пленительное очарование;
- предводительство над наводящими ужас стихиями мужского пола;
- космические инженерия, архитектура и дизайн;
- подача знания как искусство.
А пятым номером в этом хит-параде по праву займет строчка:
- вся вселенская исполнительная власть, которая естественным и непререкаемым образом рождается из Его утверждения «Из полубогов Я – Индра».
Далее будет сложнее.
6. Пара «В живых Я – жизненная сила (сознание)». Да, несомненно, наша жизнь – это Его сила, потому что точно – не наша, не властны мы над ней. Ум интересуется: «А зачем Ему понадобился такой вид силы или могущества - это создать бесконечное множество сознающих себя индивидуальностей и поместить их в некое пограничное состояние – татастха – и там дать им свободу выбора между независимостью от Него с ответственностью за себя и зависимостью от Него с, соответственно, безответственностью за себя?» Ответ на этот вопрос – это синтез услышанного и прочитанного, против которого пока не возражает голос совести. И ответ такой: «Он это сделал исключительно для Себя, чтобы играть». Он желает общаться и расширять этот круг общения и создает Себе компании для игр, в которые могут войти только лишь те, кто неудержимо жаждет – это ключевые слова – общаться с Ним, а не создавать себе свои компании для общения и пытаться возглавлять их, то есть стать богом. Общение с Ним – это то, что надо вначале разумно и рассудительно выбрать. Потом, в процессе продолжения страданий от ранее выбранной свободы с ответственностью, выбор уже общения с Ним вдруг сделается главнейшей целью жизни – это будет означать, что к разуму подключился могучий ум. Они вместе поведут тело на поиск истинных проводников к Нему, чтобы служа им и жертвуя им свою свободу, просить их отвести тебя к твоей единственно-желанной цели, где у тебя заберут ответственность за свободу и наградят безответственностью за самозабвенную игру.
7. И последняя парочка «Из чувств Я – ум». Сейчас об уме будет рассказывать сам ум. Ум – вместилище ощущений, доставленных ему на суд всеми органами всех наших чувств. Он и великий и ужасный генератор мыслей, смутитель, мешающий здраво рассуждать. Как не вспомнить мнение Арджуны об уме, которое записано в стихе 6.34 «Бхагавад-гиты»: «Ум беспокоен, неистов, упрям и очень силен, о Кришна, и подчинить его, я думаю, труднее, чем управлять ветром».
То есть ум рассказал о себе, что он – непобедимый, подтянул под этот рассказ стих 6.34 и теперь готов прийти к заключительной мысли, используя принадлежащее ему чувство зрения, которое доносит ему следующую информацию: в стихе 10.22 черным по белому написано: ум – это Кришна.
Изначально была заявлена задача: глядя на особо выдающиеся явления в материальном мире, увидеть за этим проявление качеств и могущества Господа, которые абсолютны и великолепны. И решать эту задачу сейчас будет особо выдающееся явление этого мира – ум.
Начну издалека. У ума есть опыт, что материальный мир – это мир эксплуатации. Так же уму доступна логика, ею он размышлял и увидел закон двойственности, например, день – ночь, дебет – кредит, черное – белое, мужчина – женщина, материальный мир – антиматериальный мир (духовный), эксплуатация – самопожертвование, душа – тело, желание – действие.
Душа может принимать активные состояния в одном из этих миров и получить там тело: в материальном мире эксплуатации или в духовном мире служения, в том числе вплоть до самопожертвования. Или даже по тому же закону о двойственности – «активность – пассивность» – она может занять нейтральное положение – то есть отречься от обоих активных миров и остаться без тела – раствориться в сиянии. Душа изъявляет желание, которое является изначальным вектором действий тела, в том числе и тонкого тела ума – эксплуатировать или жертвовать. И ум наделен силой выполнить навсегда ее это желание.
Реализующийся мною каждый день опыт стоит в основе следующего умозаключения: мое глубинное векторное желание эксплуатировать постоянно подпитывается, поддерживается и развивается умом, который своих слуг – чувства посылает скакать по объектам, которые можно проэксплуатировать с пользой и выгодой.
А реализованный мной однажды опыт лежит в основе следующего свидетельства: случилось чудо, и в стройный, непрерывный и плотный поток желаний эксплуатировать всех и всё с пользой для себя, семьи и дома ворвалась какая-то красивая нездешняя нота, которая пробила точку в этой плотности и та дала сбой. Вначале это была услышанная идея красивого и юного играющего Бога, которая через некоторое время больно для ума превратилась в идею служения, а позднее - служения уже не Ему лично, а всем слугам Его слуг. И которая, как я вижу сейчас, имеет тенденцию перерасти в идею самопожертвования той частью «само», которая зажелала эксплуатировать и самого Бога как источника вечного наслаждения. Все эти реальные превращения идей, запущенные той услышанной первой идеей, происходят в уме, который начинает генерировать уже другие желания. Желания руководят органами чувств – всеми десятью: пятью познающими и пятью действующими, которые ведут меня в соприкосновение с другими объектами. И вот я уже не у телевизора – проповедника эксплуатации, а на сайте, где я могу соприкоснуться с той личностью, который развивает в моем уме уже без сопротивлений последнего идею служения до идеи самопожертвования.
В самом сердце «Бхагавад-гиты», в стих 9.34, Кришной положен ключ перехода из мира эксплуатации в мир служения. Ключ звуковой и слышится так: «ВСЕГДА думай обо Мне». А замок для этого ключа находится в уме истинного гуру. Только слушая такого гуру, чьи мысли уже ВСЕГДА заняты только Им, я смогу перенять их, а служение такому гуру возведут эти перенятые и ставшие моими мысли до состояния «ВСЕГДА».
Значит, принадлежащая Богу идея ума, как великого и могучего навсегда исполнителя моего желания эксплуатировать, может быть навсегда прервана только одной другой идеей, принадлежащей Богу, – идеей гуру – вайшнава.
Итак, это были мысли вслух моего ума, подвергающегося воздействию слушания мыслей гуру, о величии и великолепии задУМанной Богом духовной технология выхода души из мира эксплуатации по милости жителей мира служения.
Харе Кришна! Шрила Прабхупада КИ ДЖАЯ! Джива деви даси.
Самопожертвование – готовность отказаться от удовольствий, личных жизненных целей и даже жизни ради интересов других. Логика – с древне-греческого – «наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения».
Возможность скачивания видео и аудио предоставляют бесплатные сервисы, например: savefrom.net presaver.com notube.net y2down.cc
Поклоняясь всепроникающему Господу, от которого произошли все существа, человек может достичь совершенства, исполняя свои обязанности.
Как указано в пятнадцатой главе, все живые существа есть неотъ...
Существует пять разновидностей безбожия: полное неверие [видхарма], принятие религиозных принципов, которым человек не способен следовать [пара-дхарма], показная религиозность [абхаса], подобие рели...
В следующий за картикой месяц гопи совершали поклонение Катьяяни, с внутренней целью удовлетворить богиню. Их внутренняя молитва, с которй они обращались к Катьяяни была такой: "Пожалуйста, устрой в...
Слава Утпанна экадаши описана в «Бхавишйоттара Пуране» в беседе Шри Кришны и Арджуны.
Шри Сута Госвами сказал собравшимся браминам и мудрецам: «Если человек с верой и преданно...
Добрый день. Сегодня хочется добавить кое-что о технологии выпекания бездрожжевого содового хлеба и кексов. В целом поняв технологию, Вы сможете экспериментировать с этим продуктом, который многие е...
Моя дорогая Арундати, прими, пожалуйста, мои благословения. Я получил твое письмо от 19 Июля 1972 и просто удивлён тем, что ты хочешь оставить своего ребёнка другим людям, даже если они преданные.
С...
О, нечестивый ум! Встав на путь садханы, ты надеешься очиститься под обжигающей струей ослиной мочи лжи и лицемерия, и тем самым причиняешь страдания и себе, и мне — дживе. Прекрати! Доставь радость...
На глобальном уровне репетиция сценария «Коронавирус-1» подходит к концу. Выводы сделаны, каждый «взят на карандаш». Результаты более чем впечатляют. Конечно, местные и страновые элиты еще несколько...
Да воцарится мир и благоденствие во всей вселенной и да успокоятся все злонравные существа. Пусть каждый обретет умиротворение, занимаясь бхакти-йогой, ибо, встав на путь преданного служения, живые ...
Вам нравится Швета Двипа? Проявите Ваши творческие способности и помогите сделать этот сайт ещё интереснее! Вливайтесь в дружелюбную команду, которая занимается служением в этом проекте.
Швета Двип...