Текст 36 главы 7 первой песни «Шримад Бхагаватам» звучит в пословном переводе так: «Тот, кто знает принципы религии, не убьет: беззащитного, пьяного, безумного, спящего, ребенка, женщину, глупого, сдавшегося, потерявшего колесницу, напуганного врага». Кого имеет в виду Шри Кришна в этом стихе под словом «ТОТ»? Текст может относиться и к Арджуне и к Ашваттхаме.
Если «тот» - это Ашваттхама, то он запуском своего ядерного оружия покусился на жизнь всех перечисленных в тексте неприкосновенных категорий людей во вселенной – значит, он пренебрег принципами религии, значит, он дисквалифицирован как брахман и Кришна в отношении него снимает свой запрет на убийство брахманов. И этими словами Кришна дает Арджуне право убить его уже не только по причине того, что он убил детей Арджуны. Если сложить вместе доводы Кришны в пользу убийства Ашваттхамы, то они изложены в нескольких стихах: стих 35 – убил детей; стих 36 – нарушил принципы религии; стихи 26, 27, 28 – был всеобще опасен: покушался на жизнь всех во вселенной.
Если же «тот» - это Арджуна, то этим текстом Кришна напоминает Арджуне как знающему принципы религии - «…нельзя убивать испуганного и безумного…» А Ашваттхама сейчас именно такой («ШБ» П1 Г7 Т18,19,20). Но при этом за убийство детей и покушение на жизнь вселенной его должно убить.
Вывод: Кришна проверяет Арджуну на знание и следование принципам религии. И сразу вопрос: какой религии каким принципам? Понятие «религия» в бхакти - шастрах фигурирует в своих двух аспектах: материальная религия=дхарма и духовная религия=санатана-дхарма. Материальная религия=дхарма: включает в себя соблюдение таких принципов человеческой жизни как милосердие, чистота, аскетизм и правдивость. Духовная же религия=санатана-дхарма - это всегда помнить о Кришне, никогда не забывать о Нем и быть преданным делу исполнения Его желаний.
Рассмотрим ситуацию вначале с точки зрения дхармы.
В том выборе, перед которым оказался Арджуна в этой ситуации, важным для него будет соблюдение двух религиозных принципов правдивости и милосердия. МИЛОСЕРДИЕ – сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку; противоположно равнодушию, жестокосердию, злонамеренности, враждебности, насилию. ПРАВДИВОСТЬ — склонность сообщать достоверную информацию. Наиболее важными аспектами правдивости являются честность и искренность. Слово "правдивость" может употребляться не только по отношению к людям, но и по отношению к высказываниям, и в последнем случае часто служит синонимом истинности. Противоположностью правдивости является лживость. Если Арджуна в выборе наказания для Ашваттхамы соблюдет принцип милосердия – не убьет, то он нарушит принцип правдивости: обязанность кшатрия защищать всех ото всех, этого от него ждут все и не сделать это – обмануть ожидания.
Если Арджуна будет правдивым и исполнит ожидаемое от него - убьет, то он нарушит принцип милосердия, потому что на момент произнесения этого стиха Арджуна и Ашваттхама находятся не на поле боя и Ашваттхама уже неопасен, безумен, напуган. А еще, если он убьет, то будет страдать мать Ашваттхамы, которая не взошла на костер вслед за погибшим мужем – брахманом Дроначарьей, потому что ее сын Ашваттхама остался жив и убить Ашваттхаму, значит сделать ее жертву не воссоединения с мужем напрасной, а жизнь невыносимой.
А еще ему, как кшатрию царствующего семейства, нужно подумать о том, чтобы в результате этого убийства сына брахмана не было столкновений между правящими кшатриями Пандавами и брахманами всей Бхараты. Они могут стать недовольными этим убийством брахмана, а это залог серьезных общественных волнений. А еще ему нужно удовлетворить Шри Кришну, который Сам лично дает противоречивые указания, как это нужно сделать. А еще ему нужно успокоить свою жену Драупади. А еще ему нужно удовлетворить своих братьев – отцов убитых детей. А еще… а еще… а еще… То есть материальные мерила мирской религиозности могут приводить к бесконечным сомнениям в бесконечных жизненных выборах.
Перейдем к следующему стиху Шри Кришны и удивительному разъясняющему сложнейшую жизненную ситуацию комментарию Шрилы Прабхупады.
Текст 37 главы 7 первой песни «Шримад Бхагаватам» звучит в пословном переводе так: «Тот – бесстыдный ( и) жалкий, кто свою жизнь поддерживает ценой жизни других. Это недостаток, из-за которого человек идет вниз. Убийство его должным образом - его несомненное благо».
Убийство его должным образом – это несомненное благо для Ашваттхамы, говорит Шри Кришна и этими словами Он в третий раз настаивает на смертной казни.
А Шрила Прабхупада комментирует: «Политическая мораль требует приговорить убийцу к смертной казни, чтобы спасти этого жестокого человека от ада. То, что государство приговаривает убийцу к смертной казни, - благо для преступника, потому что в своей следующей жизни он не будет страдать за совершенное убийство. Смертный приговор убийце - самое мягкое из наказаний, которых он заслуживает. В смрити-шастрах говорится, что люди, наказанные царем по принципу «жизнь за жизнь», настолько очищаются от всех грехов, что могут даже попасть на райские планеты.
Оказывается, политическая мораль как часть кшатрийской дхармы Арджуны - в вопросе необходимости смертной казни - идентична религиозному принципу «милосердие», так как связывает смертную казнь убийцы с его же спасением:
1. От ада.
2. От страданий в следующей жизни.
3. Если наказание совершено должным образом, как Кришна и говорит в стихе, то это наказание может быть настолько мощным очищением от грехов, что преступник может попасть на райские планеты (пример с Дурьодханой и др. Кауравами: после битвы на Курукшетре они поднялись на Сваргу).
Значит, если Арджуна выберет «убить», то это будет уже и правдиво и милосердно. Но останется целый ворох сомнений: а как же мать Ашваттхамы, а как же быть с тем, что Ашваттхама – сын духовного учителя Арджуны, а как же избежание возможных и очень нежелательных противоречий между варной брахманов и правящими кшатриями Пандавами? и т.д.
А какой в этой ситуации сложного выбора будет санатана-дхарма и религия души? И чьей души? На мини - поле битвы Курукшетра сейчас две души: Арджуна, Ашваттхама и Сверхдуша – Шри Кришна. И какова религия души, заключенной в тело человека? Шрила Прабхупада в комментарии дает НАСТАВЛЕНИЕ: готовить себя к возвращению к Богу – это основная обязанность!. Из двух душ-участниц Арджуна уже готовит себя через всегда помнить, никогда не забывать и служить Кришне, Ашваттхама – еще не в курсе, что надо готовиться именно к этому именно так. Поэтому, Арджуна должен выбрать такое наказание Ашваттхаме, которое было бы необходимым и достаточным для того, чтобы душа в теле, которое в этот раз зовут Ашваттхама, не потеряла шанс связи со Сверхдушой, и это тоже служение Арджуны Кришне. И если для этого необходимы страдания в том же самом теле, то смертная казнь должным образом тела Ашваттхамы отдалит на неопределенный, а значит вечный срок эту связь, избавив его следующую жизнь от страданий или даже возвысив его до райских планет.
А вот останутся ли удовлетворенными таким санатана – дхармичным выбором Арджуны другие заинтересованные, но косвенные участники этой мини-Курукшетры: Драупади и братья Арджуны, мать Ашваттхамы, брахманы всей Бхараты – нужно отследить в следующих стихах.
Вот такими бывают «свободные» выборы, среди которых редко встречается только один свободный: готовиться к возвращению или продолжать «свободно» выбирать.
Харе Кришна! Грантхарадж Шримад Бхагаватам КИ ДЖАЯ! Шрила Прабхупада КИ ДЖАЯ!
Джива деви даси
Возможность скачивания видео и аудио предоставляют бесплатные сервисы, например: savefrom.net presaver.com notube.net y2down.cc
Царь Малаядваджа обрел совершенное знание благодаря способности отличать Сверхдушу от индивидуальной души. Индивидуальная душа локализована, тогда как Сверхдуша вездесуща. Царь утвердился в знании, ...
Живые существа в этом обусловленном мире есть Мои вечные составные частички. Вследствие обусловленной жизни они ведут тяжелую борьбу с шестью чувствами, одно из которых - ум.
КОММЕНТАРИЙ: В этом стих...
Дурга Пуджа знаменует собой победу Дурги над Махиша-асурой. В Бенгалии её образу поклоняются в течении девяти дней и затем этот образ опускают в воду. Дурга Пуджа празднуется по всей Индии, в каждом...
Слава Пашанкуша экадаши, который приходится на период растущей луны в месяце сентябре/октябре, описывается в «Брахмаваиварта Пуране» в беседе Господа Кришны и Махараджа Юдхи...
Сытно! Быстро! Гарантия!!! Этот почти сыроедный рецептик получился в ходе экспериментов с зелёными коктейлями. Как говорится, проявляйте творчество где только можно, и результат доставит удовольстви...
Представляем Вашему вниманию бескомпромиссную поэму Бхактисиддханта Сарасвати «Сто предостережений против мирских наслаждений». Идеи, выраженные в приведенной ниже поэме, почерпнуты из в высшей степ...
Великий моралист Чанакйа Пандит говорил: Тавач ча шобхате муркхо джават кинчин на бхашате. Мы можем с достоинством держать себя на людях только до тех пор, покуда молчим. Стоит чего-то сказать, все ...
«Тот, кто испытывает ко Мне чистую любовь и преданность и считает Меня своим сыном, другом или возлюбленным, тот, кто, сознавая собственную значимость, относится ко Мне как к равному или даже покров...
В мундир голубой облачившись, бескрайнее Небо
Повесило Солнца медаль, чтоб прогнать Темноту,
Собой озаряя поля, что исполнены хлеба,
Луга и предгорья, а также деревья в цвету.
Солнце в своей колеснице ...
Вам нравится Швета Двипа? Проявите Ваши творческие способности и помогите сделать этот сайт ещё интереснее! Вливайтесь в дружелюбную команду, которая занимается служением в этом проекте.
Швета Двип...