Я впервые встретил Аиндру Прабху в 2004 году, и с тех пор у меня вошло в привычку каждый раз, когда я приезжал в Индию, встречаться и беседовать с ним. И в прошлом году все было также, я постучался к нему 30 июня 2010 года, не подозревая, что это будет наша последняя встреча. Для меня посещение Аиндры всегда было особенным событием. Это был преданный, который не тратил времени зря, все время проповедовал, всегда говорил о том, что понял, а его озарения всегда были необычайны. Правда в этот раз у меня были свои планы: я хотел поговорить о его книге. Несколько месяцев назад я получил электронную копию этой книги и хотел поставить его в известность о том, что она уже в свободном доступе и, может быть, вопреки его желанию.
У него тоже были свои планы на предстоящую беседу и с самого начала он стал нажимать на меня: «Когда ты вернёшься во Вриндаван (хотя я ещё даже не уехал!)? Приедешь ли ты на Картику? Ты должен вернуться и пожить во Вриндаване какое-то время...» Он очень настаивал и в то же время был очень личностным, он вёл себя как обеспокоенный родитель по отношению к подростку.
Мы ещё немного поговорили и я решил попрощаться, так как не хотел отнимать у него время, но он пожелал продолжить и мы продолжили — ещё насколько часов. Это было удивительно: он как будто знал, что мне необходимо было услышать (и чего я хотел), и продолжал. Более того, несомненная срочность и важность его послания тронула меня до глубины души. «Нет времени, чтобы растрачивать его зря. Мы не знаем, сколько времени отпущено нам в этом мире и должны использовать каждую свободную минуту на то, чтобы петь и повторять Святые Имена, на джапу и харинаму. И нам следует сделать все возможное, чтобы оставаться во Вриндаване. Вриндаван это совершенно особенное место, потому что во Вриндаване ты получаешь в тысячу раз больше блага от своего преданного служения, чем в каком-либо другом месте.»
Он настойчиво продолжал свои наставления, стараясь донести до меня, что рагануга бхакти — это отдельный от вайдхи бхакти путь, что раганугу нужно интенсивно развивать. Он говорил и говорил об этом, но очевидно было, что он находится в положении на несколько уровней выше моей реализации и мне трудно понять, о чем он говорит.
Примерно через час я вспомнил, что у меня со собой есть диктофон и решил записать его наставления. Я включил диктофон, а он продолжил. Вот(частично), что он сказал:
«Термин садхья-бхакти относится к тому, что начинается со стадии бхавы и далее… то есть, к бхаве и преме.
Это брахма-бхутах прасаннатмана шочати на канкшати, эта идея утверждения на платформе брахма бхуты относится к стиху из Бхагавад-гиты, где Он говорит: са сунан саматитйаитанбрахма-бхуйайа калпате - «преодолевает влияние гун материальной природы и достигает уровня Брахмана».
Но Прабхупада утверждает в одном из своих комментариев, что брахма-бхуйайа калпате относится к платформе бхавы. Это означает, что человек не выходит из-под влияния гун материальной природы до тех пор, пока он не достигает платформы бхавы. Начиная с платформы бхавы, с этого момента начинается настоящее преданное служение. И это описано в «Бхакти Расамрита Синдху», где Рупа Госвами говорит, что на самом деле настоящее преданное служение не начинается до тех пор, пока человек не достигает платформы спонтанного преданного служения.
Спонтанное преданное служение означает садхья бхакти, не садхана бхакти. Рагануга это часть садханы, а не садхьи. Это распространённое среди преданных заблуждение.
Бхава — это начальная ступень садхьи... Смотри, проблема в том…, я могу тебе показать, это вызовет более глубокое обсуждение, но я могу тебе показать, где в «Нектаре Преданности» Прабхупады, в одной главе есть 6 серьёзных ошибок. Я не обвиняю Шрилу Прабхупаду, наверное это вина Нитая, который был редактором и т.д. этой работы, но читал ли это Шрила Прабхупада или нет, я не знаю, так как если бы он читал, он нашёл бы ошибки. Но в главе «Спонтанное преданное служение» вместо слова рагатмика, которое использовал Рупа Госвами, употреблено слово рагануга, что создало совершенную путаницу среди большого количества преданных в нашем обществе, которые думают, что рагануга это то, что возникает после того, как ты уже дошел до бхаума-лилы Кришны и следуешь по стопам вечных спутников Кришны как пастушек-стажер в бхаума-лиле Кришны. Они думают, что это и есть рагануга, но это совершенно неверно.
Эта концепция должна смениться. На той ступени это рагатмика. Вечные спутники Кришны и те, кто садхана сиддхи и крипа сиддхи, кто достиг совершенного уровня вечных спутников Кришны, они рагатмика. Тогда как слово рагануга относится к … если ты тщательно изучишь Чайтанья Чаритамриту, там все правильно. Но «Нектар Преданности» ты читал давным давно, а первые впечатления самые стойкие, так что ты можешь и не выйти за пределы этой путаницы, поскольку по привычке придерживаешься ложных представлений и не осознаешь её.
Но в «Бхакти Расамрита Синдху» Рупа Госвами, описывая процессы садхана бхакти, говорит, что существуют два марга. Это не два уровня, это два пути садхана бхакти. Первый это вайдхи садхана марг,а другой — рагануга садхана марг. Они оба садхана бхакти и они оба начинаются со шраддхи. Существует адхуя шраддха... и, но первый тип шраддхи порождает вайдхи садхану,а другой тип порождает … существует то, что называется шастра вишвас майя шраддха, вишвас означает вера в наставления или наставления шастр. Что можно делать и что нельзя. Запреты. Эта преданность, основанная на страхе, она зиждется на решимости следовать наставлениям шастр с тем, чтобы избежать последствий оскорблений. Это вайдхи садхана марг. И существует рага садхана марг. Что означает рага? Рага означает влечение.
На самом деле Шрила Прабхупада пришел не для того, чтобы дать вайдхи бхакти, а для того, чтобы дать рага бхакти. И это описано в Чайтанья Шикшамрите. Тебе следует почитать её очень внимательно, и ты увидишь, что цель виддхи, правил, в том, чтобы урезать чрезмерную рагу или влечение к мирским расам. То есть виддхи нужна лишь для того, чтобы вынудить тебя оставить твоё влечение и привязанность к мирским расам так, чтобы у тебя был шанс устоять перед превратностями борьбы. Расика Вайшнавы или рага бхакты, воздействуя на тебя и общаясь с тобой, могут помочь тебе познакомиться с Кришной, Всепривлекающим. А затем, когда ты привлечёшься Кришна-лилой,виддхи уже отыграет свою роль и станет ненужной. Но есть переходный этап, на котором существуют различные степени необходимости влияния виддхии влечения.
Совершенно ясно, что существуют два марга. Первый марг основан на шастра вишвас майя шраддха, а другой основан на лобха майя шастра. Лобха означает жадность, а жадность основана на влечении. Следовательно все зависит от общения, которое у тебя есть. Есть ли у тебя общение, a это зависит от восприимчивости, основанной на том,сколько бхактьям мукхе сукрити ты накопил в прошлом, в прошлых жизнях, а в основе этого типы общения, которое было у тебя в прошлых жизнях. Если в предыдущих жизнях ты общался с преданными-ритуалистами, в этой жизни ты можешь в значительной степени развить шастра вишвас майя шраддха и более или менее утвердиться в своей решимости следовать вайдхи маргу. Тогда как если в предыдущих жизнях ты общался с расика-Вайшнавами, тогда твоя естественная восприимчивость по отношению к привлекательности Кришны и беспримесному преданному служению в сознании Кришны породит лобха майя шраддху. Эта шраддха основана на жадном стремлении получить то, что ты видел, и что очень привлекательно для тебя. Ты высоко ценишь что-то, что очень привлекательно и чудесно настолько, что ты не перед чем не остановишься, чтобы его получить. Поэтому Бхактивинода Тхакур говорит, что разница между вайдхи маргом и рага маргом в том, что вайдхи марг очень слаб, тогда как рага марг очень силен. На вайдхи марге, поскольку у тебя отсутствует тяга к реально существующему предмету, ты придерживаешься принципов бхакти только в силу твоего страха пасть обратно в майю. И он говорит, что потребуется очень много времени и труда, чтобы пройти от ступени шраддхи до ступени бхавы.
Кроме того, бхава, реализованная на пути вайдхи бхакти,отлична от бхавы, реализованной на пути раги. Ты получишь ритуалистическую форму бхавы, так называемую маяда бхакти, или айшварья гьяна майи бхакти. В то время как на рагамарге, в результате влечения, магнетизма, который испытывает человек, соприкасаясь со всем, что имеет отношение к Кришне, которое привлекает твоё сердце… Когда жадность развивается в твоём сердце, ты естественно не хочешь, чтобы что-то встало между тобой и твоей целью, и тогда можешь очень быстро продвигаться по ступеням анартха-нивритти.
Это описано в «Рагавартма Чандрике» Вишванатхи, которую очень важно прочитать. Есть одна книга, которая называется «Трилогия Бхакти», в которой наверняка есть это произведение. Я могу дать тебе её в электронном виде. У меня есть все эти книги.
Суть в том, что в «Нектаре Преданности», в главе «Продолжение описания спонтанной преданности», где неправильно используют слово «рагануга», нет ошибки как таковой. Просто в предыдущей главе ты читаешь рагануга, рагануга, рагануга, и у тебя складывается представление о том, что такое рагануга, но в следующей главе ты задумываешься над тем, о чем, собственно, идет речь, так как он использует то же самое слово «рагануга» относительно того, что имеет другую природу. И ты думаешь, что эта рагануга относится к тому, что называется этим словом в предыдущей главе, и тогда ты совершено запутываешься.
Мне хотелось бы, чтобы мы посидели подольше, может быть завтра, если у тебя есть время и я смог бы показать тебе перевод «Бхакти Расамрита Синдху» Бану Махараджа. Первый раз я обнаружил это много лет назад, когда я прочёл перевод Бану Махараджа. В его переводе использовалось слово «рагатмика», затем я вернулся к переводу Прабхупады,где я увидел ошибку в использовании терминологии. И я понял, что именно отсюда идёт вся путаница.»
К сожалению на этом месте закончилась батарейка в плеере, но этот значительный кусок беседы был записан, и это то, чем бы я хотел поделиться с читателями. Аиндра совершено прав относительно этой ошибки в «Нектаре Преданности». Хорошая новость состоит в том, что она, в конце концов, была исправлена в недавнем английском издании, и это подтвердил Дравида Прабху, редактор ББТ. Впрочем, плохая новость в том, что эта ошибка проникла во все переводы «Нектара Преданности», так как все они сделаны с английского первоисточника. Я проверил литовский перевод (я сейчас нахожусь в Литве) и нашёл в нем эти же ошибки. Поэтому я хочу воодушевить всех преданных, имеющих друзей в не-англоязычных странах, рассказать им об этих ошибках, с тем, чтобы положить конец этой неразберихе.
Два различных пути?
Поначалу я был сбит с толку утверждением Аиндры, что вайдхи бхакти и рагануга бхакти - это два различных пути, так как Шрила Прабхупада неоднократно и ясно давал понять, что нужно следовать вайдхи бхакти и не приступать к рагануга бхакти до тех пор, пока не будет достигнута ступень анартха-нивритти, свободы от желания совершать греховную деятельность. Мне нужно было как следует обдумать и изучить все это. Как только я проделал это, стало ясно, что он имел ввиду, что после того, как ступень анартха-нивритти достигнута, следует сознательно приступить к рагануге, но не вместо, а по мере необходимости, наряду с вайдхи бхакти. Это же наставление дает Шрила Бхактивинода Тхакур в «Шри Чайтанья Шикшамрите»:
«Помимо вайдхи бхакти существует ещё одна разновидность садхана бхакти, которая называется рагануга бхакти. Прежде уже говорилось, что ублаготворить Господа можно, либо соблюдая заповеди священных писаний, либо развивая в себе влечение к Богу. Между этими двумя путями необходимо проводить разграничение. Поклонение Господу, основанное на чувстве долга, называется вайдхи бхакти, а сами заповеди, выполняемые по велению долга, именуются виддхи. Влечение к кому-или чему-либо, основанное на естественной привязанности, именуется рагой. Когда сосредоточенность на каком-либо объекте становится полной и непроизвольной, она превращается в рагу.
Объект раги называется желанным объектом. Человек, обладающий рагой, не задумывается о том, что нужно делать, и чего делать не следует. Рага — это естественное предрасположение живого существа, но поскольку обусловленные души ошибочно отождествляют себя с материальным телом, их рага принимает извращённые формы: её объектом являются материальные вещи. Направив свою рагу, или привязанность, на цветы, пищу, напитки, одурманивающие вещества, одежду, дом, возлюбленную или возлюбленного, живые существа погружаются в мир иллюзий. Поэтому обусловленные души весьма далеки от раги, направленной на Господа. Таким образом, преданное служение, основанное на раге, встречается крайне редко, а потому необходимо как следует разобраться, что помогает нам поклоняться Господу, а что мешает. Эти соображения дают начало заповедям священных писаний, виддхи.
Правила предназначены для того, чтобы следить за состоянием раги. Правила не являются противоположностью раги. Правила Священных писаний можно отнести к обрядности, а под рагой подразумевается спонтанная привязанность. Хотя это два разных понятия, в чистом виде они суть одно. Правила в чистом виде помогают раге, а чистая рага следует правилам, в которых запечатлена воля Господа. Для Господа важнее правила, а для живых существ — рага.
Существующее в материальном мире противоречие между рагой и виддхи объясняется нездоровым состоянием раги. Когда рага возвращается в своё естественное, здоровое состояние, виддхи, сыграв свою роль, отходит на второй план. Поэтому в здоровом виде в живом существе преобладает рага. Рага, или привязанность, к материальным вещам, приводит к деградации, но рага, направленная на Господа, позволяет достичь высшей ступени бытия. Взаимосвязь раги и виддхи подобна взаимосвязи организма и лекарства. Роль раги многообразна, а назначение виддхи только одно — защищать и питать рагу. Когда рага окрепнет, она перестанет зависеть от виддхи.
Только чистая душа, свободная от всей материальной скверны, может испытывать к Господу чистую рагу. Такая рага называется рагатмика бхакти. Её проявляют лишь чистые души, участвующие в играх Господа. Никто, кроме жителей Вриндавана, ею не обладает. Священные писания прославляют игры Кришны и то, как жители Вриндавана служат Кришне в настроении рагатмика бхакти. Если, слушая эти описания, обусловленная души развивает желание следовать примеру жителей Вриндавана, такой вид бхакти называют раганугой. Движущей силой рагануга бхакти, или спонтанной преданности, является жадность, или неудержимое стремление к её объекту, а не заповеди и законы Священных писаний. Заповеди Священных писаний предназначены для того, чтобы пробудить эту естественную склонность души. Когда стимулом к соблюдению заповедей становится неодолимое желание служить Кришне, такое служение называется уже не вайдхи бхакти, а рагануга бхакти.
Таким образом, существует два вида садхана бхакти: вайдхии рагануга.
Практиковать рагануга бхакти может только человек, который страстно желает испытывать эмоции преданных, служащих Кришне на уровне рагатмика бхакти. Рагануга бхакти состоит из тех же элементов, что и вайдхи бхакти. Однако преданный, идущий путём рагануга бхакти, выполняет свои обязанности не из чувства долга, а по велению сердца. Находясь в этом мире, обусловленная душа должна заботиться о своём физическом и умственном здоровье, а также о благополучии общества в целом, поскольку это необходимо ей для того, чтобы прожить в этом мире. Значит, описанные ранее правила, которые помогают человеку оставаться на пути преданного служения и ограждают от материальной скверны, обязательны и для рагануга бхакт.
Хотя практика рагануга бхакти внутренняя, вопрос о том, как должен вести себя рагануга бхакта, вполне резонен.
[Преданные! Пожалуйста обратите внимание на этот важный абзац!]
Ведь если он не будет следовать всем необходимым предписаниям вайдхи бхакти, предназначенным для формирования его внутренней духовной практики, то либо умрёт преждевременной смертью, либо вернётся к мирской жизни и его рага ослабнет. Не уделяя должного внимания всем сторонам преданного служения, невозможно поддерживать и углублять внутреннюю духовную жизнь. Даже если человек начинает проявлять все больше интереса к рагануге, ему не следует пренебрегать такими составляющими бхакти, как слушание и повторение Святого имени.
Как в случае вайдхи бхакти нравственные правила наитика дхарма достигают зрелости и видоизменяются, точно так же в случае рагануга бхакти правила вайдхи немного меняют эмоциональную окраску и приобретают новые качества. Иногда эти изменения носят незначительный, а иногда радикальный характер, в чем можно убедиться, наблюдая за жизнью преданных. Но поскольку подобные изменения основаны не на заповедях священных писаний, а на индивидуальных наклонностях преданного, трудно привести соответствующие примеры. Примеры можно приводить, только иллюстрируя практику вайдхи бхакти.»
Этих цитат должно быть достаточно, чтобы сделать вопрос совершено ясным. Пожалуйста обратите внимание на исправления [сделанные ББТ] в «Нектаре Преданности» и сделайте их в своём экземпляре.
Мне представилась-таки возможность рассказать Аиндре о его книге, и он был больше озабочен тем, является ли вариант, циркулирующий в Сети, последним вариантом книги. Видимо, он сделал какие-то важные для него изменения и хотел, чтобы циркулировала последняя версия его книги. В любом случае доступен и печатный вариант, и это такое прекрасно оформленное издание в красивой подарочной коробке, в прекрасной обложке, а уж язык её — неподражаемый Аиндровский. Она мне очень нравится.
Увы, я не пришёл у нему на следующий день, так как утром мне пришлось срочно выезжать в Дели. Но я был в восторге от нашего разговора и с нетерпением ждал встречи с Аиндрой опять, чтобы продолжить нашу беседу. К сожалению, это был последний наш разговор. Он знал, что скоро покинет этот мир, и многое высказал в своей книге. Вероятно поэтому он и разговаривал со мной в таком настроении важности и неотложности того, что он пытался мне передать.
Дханешвара Прабху о последней встречи с Аиндрой Прабху.
Возможность скачивания видео и аудио предоставляют бесплатные сервисы, например: savefrom.net presaver.com notube.net y2down.cc
Я очень рад узнать, что один замечательный немецкий юноша пришел жить в ваш храм. Это явное доказательство того, что все вы искренне трудитесь ради служения Кришне, и теперь одна искренняя душа наст...
Хотя живое существо трансцендентно к трем гунам материальной природы, находясь под воздействием этой внешней энергии, оно считает себя порождением материи и потому испытывает материальные страдания....
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, гуру Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады, явился в Шри Кшетра-дхаме (Джаганнатха Пури) 6 февраля 1874 года в семье Шрилы Сатчитананды Бхактивиноды Тхакура. В...
Этот Сапхала экадаши приходится на период убывающей луны в месяце декабре/январе. Слава этого экадаши описана в «Брахманада Пуране» в беседе Господа Кришны и Махараджа Юдхиш...
Если Вы не пробовали Сампапри, Вы не поймёте моего благоговения перед этой простой и необыкновенной сладостью. Но если у вас есть три надёжных помощника, то Вы можете попробовать погрузится в атмосф...
О, дорогая Радхарани!
Ты убегаешь за цветами...
Коса, как маятник летит
Между землёй и небесами.
В сердца цветочков Ты глядишь,
И что-то шепчешь еле слышно:
«Я подарю Тебе цветы,
О, милый, милый, милый К...
«Каждый из нас - дитя Бога. Бог любит всех своих детей. Если я хочу полюбить Бога, мне нужно научиться любить тех, кого любит Он».
ЕС Радханатх Свами...
Законы Ману – один из наиболее важных древних сборников законов. Считается, что этот свод правил установлен Ману, прародителем людей. Составление «Ману-самхиты» происходило в течение нескольких веко...
Лиана бхакти развивается по независимому от нас плану. Мы можем не знать точно, как развивается наша лиана бхакти. Например, преданным может казаться, что чувство блаженства, экстаза должно постоянн...
Вам нравится Швета Двипа? Проявите Ваши творческие способности и помогите сделать этот сайт ещё интереснее! Вливайтесь в дружелюбную команду, которая занимается служением в этом проекте.
Швета Двип...
Комментарии
Наталья! Думаю, что речь идёт о книге Аиндры Прабху "Сердце трансцендентного распространения книг"